Раздел II. Экстренная психологическая помощь
Тема №2.1.Принципы организации экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС.
Экстренная психологическая помощь в зоне ЧС. Общение с пострадавшими в ЧС. ОСР. Реакции горя. Толпа. Суицид. Динамика развития психического и психофизиологического состояния пострадавших в ЧС. Факторы, снижающие риск развития негативных явлений. Организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС.
Тема №2.2.Информационно-разъяснительная работа.Принципы общения с представителями средств массовой информации.
Информационно-разъяснительная работа, как фактор, снижающий риск развития негативных массовых явлений. Общие принципы информационно-разъяснительной работы. Вербальный и невербальный компоненты в информационно-разъяснительной работе.
Влияние СМИ на психическое состояние пострадавших в ЧС. Принципы общения с представителями СМИ. Общие правила комментирования событий, связанных с ЧС в СМИ.
Тема №2.3.Деловая игра «Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом психологической составляющей».
Принципы организации экстренной психологической помощи на разных этапах ЧС. Прогнозирование психического состояния и поведения пострадавших. Выделение направлений оказания экстренной психологической помощи в конкретной ЧС. Планирование мероприятий, сил и средств для оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в конкретной ЧС.
Раздел IIΙ. Элементы психологии управления
Тема №3.1.Психологические механизмы и технология переговорного процесса. Особенности ведения переговоров в условиях ЧС.
Роль медиатора в переговорах. Принципы включения медиатора в переговорный процесс. Стили медиаторства. Этапы переговорного процесса. Задачи медиатора на каждом этапе переговорного процесса.
Особенности ведения переговоров в условиях ЧС.
Тема №3.2.Управление коллективом. Эффективная деятельность руководителя.
Определение лидера. Функции и задачи лидера. Эффективная управленческая деятельность. Критерии эффективной управленческой деятельности. Выявление и преодоление управленческих барьеров. Учет индивидуальных особенностей членов коллектива в управленческой деятельности. Принципы проведений изменений в коллективе.
Тема №3.3.Деловая игра «Управление коллективом».
Разработка стратегии управления коллективом. Выявление управленческих барьеров. Проведение планируемых изменений в коллективе.
Список рекомендованной литературы для самостоятельного изучения:
1. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. - М.:НЦ ЭНАС, 2001. - 64 с.
2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М.: МГУ,1993.
3. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Сентябрь, 2001.
4. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/ под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007 – 319 с.
5. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/ Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2000.
Часть. Примерные вопросники множественного выбора.
Вопросник с ответами множественного выбора для спасателей (первоначальная подготовка)
Инструкция: Вам предстоит ответить на ряд вопросов. Каждая тема вопросника состоит из двух блоков. В первом предлагаются вопросы с одним правильным вариантом ответа, во втором – вопросы с несколькими (множеством) правильных вариантов ответа.
Выберите один правильный вариант ответа
Профессиональное здоровье
1. Профессиональное здоровье – это процесс:
1) сохранения и развития регуляторных свойств организма;
2) сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия;
3) обеспечивающий высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни;
4) сохранения физического, психического и эмоционального благополучия;
5) сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни;
6) обеспечивающий успешную профессиональную деятельность.
2. Укажите верный порядок ступеней профессионального становления:
1) профессиональное обучение и профессиональная реализация личности;
2) формирование профессиональных намерений, этап профессионального обучения, реализация личности в профессиональном труде;
3) формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде;
4) формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде, этап достижения мастерства в профессии;
5) профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде, этап достижения мастерства в профессии;
6) профессиональное обучение, этап достижения мастерства в профессии.
3. Этап формирования профессиональных намерений состоит из:
1) базовой профессиональной подготовкой;
2) построения планов относительно будущей профессии, осознанной подготовки к будущей карьере в выбранной профессии;
3) овладения специальными знаниями и навыками, необходимыми для успешного профессионального становления;
4) формирования определенного поведения человека, необходимого в данной профессии;
5) самостоятельного решения основных профессиональных задач.
4. Этап профессионального обучения состоит из:
1) базовой профессиональной подготовкой;
2) построения планов относительно будущей профессии, осознанной подготовки к будущей карьере в выбранной профессии;
3) овладения специальными знаниями и навыками, необходимыми для успешного профессионального становления;
4) формирования определенного поведения человека, необходимого в данной профессии;
5) самостоятельного решения основных профессиональных задач.
5. Этап реализации личности в профессиональном труде проходит стадии:
1) мастерства, завершения деятельности;
2) приобретения учеников и «подражателей»;
3) мастерства, авторитета, наставничества;
4) мастерства и выгорания.
6. Человек, находящийся на стадии, когда он может успешно решать любые профессиональные задачи в своей индивидуальной манере считает, что профессиональное развитие закончено – это:
1) конечная стадия профессионального становления;
2) стереотип;
3) деструктивная установка;
4) конструктивная установка;
5) другой вариант.
7. Специалист теряет интерес к работе, действует стереотипно и шаблонно. Такие признаки указывают на:
1) остановку профессионального развития;
2) типичное поведение человека после трех лет работы;
3) профессиональные деструкции.
8. Профессиональная пригодность человека – это:
1) врожденные особенности человека;
2) индивидуально-психологические свойства личности;
3) совокупность знаний, умений и навыков;
4) коммуникативные качества человека;
5) наличие физической подготовки;
6) совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения эффективной работы, при наличии специальных знаний, умений и навыков.
9. Профессиональные деструкции – это:
1) возникновение психологических барьеров при освоении новой профессии;
2) нарушение деятельности, разрушение профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологического барьера;
3) нарушение социальной адаптации;
4) потеря интереса к работе;
5) профессиональное выгорание.
10. Причины возникновения профессиональных деструкций:
1) нервное истощение, болезни или возрастные изменения;
2) неуверенность в собственных силах;
3) проблемы в семье;
4) конфликты на работе.
11. Проявление профессиональных деструкций:
1) постоянная психическая напряженность, психологический дискомфорт, конфликты;
2) приподнятое настроение;
3) крайне неадекватное поведение;
4) другой вариант.
12. Отметьте симптомы эмоционального выгорания на работе:
1) увеличение мотивации в профессиональной деятельности;
2) напряженное состояние, потеря интереса к труду;
3) чувство тревоги;
4) чувство раздражения;
5) пассивное отношение к работе.
13. Предвестником и запускающим механизмом в развитии синдрома эмоционального выгорания служит:
1) выход на работу после отпуска;
2) благоприятная обстановка на работе;
3) хорошие отношения с коллегами;
4) нервное напряжение.
14. Ситуация, когда профессионал пытается сократить или уменьшить свои профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат, относится к симптому:
1) «неадекватного избирательного реагирования»;
2) «эмоционально-нравственной дезориентации;
3) «расширения сферы экономии эмоций»;
4) «редукции профессиональных обязанностей».
15. Падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы, относятся к фазе:
1) резистенции;
2) истощения;
3) наступления;
4) другой вариант.
16. Ситуация, когда личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, относится к симптому:
1) «эмоционального дефицита»;
2) «эмоциональной отстраненности»;
3) «личностной отстраненности или деперсонализации»;
4) «психосоматических и психовегетативных нарушений».
17. Симптом, который провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях, называется симптомом:
1) «эмоционального дефицита»;
2) «эмоциональной отстраненности»;
3) «личностной отстраненности или деперсонализации»;
4) «психосоматических и психовегетативных нарушений».
18. Психическое состояние – это:
1) врожденное свойство организма;
2) результат тяжелой работы;
3) настроение;
4) убеждения и установки человека, воздействующие на него в течение всей жизни;
5) характеристика психической деятельности человека на определённом промежутке времени.
19. Психическое состояние может изменяться при:
1) хорошем настроении;
2) изменении условий;
3) психическое состояние не изменяется.
20. Адаптация – это:
1) процесс приспособления организма к новым условиям окружающей среды;
2) процесс дезорганизации психической деятельности и поведения;
3) процесс, возникающий после шокового состояния.
21. Переключаемость на различные виды деятельности зависит от показателя:
1) резистентности;
2) адаптивности;
3) обучаемости;
4) стабильности;
5) интеллекта.
22. Один из спасателей на ЧС шумно себя ведет, излишне активен, оценочно относится к пострадавшим. Такое поведение находится в рамках фазы:
1) дезадаптации;
2) истощения;
3) резистентности;
4) реадаптации.
23. Реадаптация – это:
1) приспособление человека к новым условиям среды;
2) процесс, возникающий после шокового состояния;
3) приспособление человека к старым условиям жизни;
4) переживание острых психических реакций;
5) этап стартового психического напряжения.
24. Дезадаптация - это:
1) процесс приспособления организма к новым условиям окружающей среды;
2) процесс, возникающий после шокового состояния;
3) процесс дезорганизации психической деятельности и поведения.
25. Профессиональный стресс – это стресс, возникающий:
1) в процессе трудовой деятельности человека;
2) во время отдыха;
3) в профессиональной деятельности человека при исключительных (травмирующих) обстоятельствах;
4) не возникающий вообще.
26. Профессионально важные качества – это:
1) качества субъекта (как индивидуально-психологические свойства, так и отношения личности), включенные в процесс профессиональной деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по качеству и надежности;
2) только психофизиологические особенности профессионала, обеспечивающие высокую работоспособность;
3) отсутствие противопоказаний к профессиональной деятельности.
27. Недостаточно развитые профессионально важные качества:
1) являются четким указанием на профессиональную непригодность;
2) могут быть скомпенсированы другими, более развитыми профессионально важными качествами;
3) не оказывают никакого влияния на надежность и эффективность профессиональной деятельности.
Общение с пострадавшими
Выберите один правильный вариант ответа
28. Ведущая модальность человека, употребляющего в разговоре фразы такого типа как «Я услышал…», «На слуху…», «Это похоже на шум листвы…», «Лучше бы я этого не слышал…»:
1) кинестетическая;
2) виртуальная;
3) аудиальная;
4) визуальная.
29. Ведущая модальность человека, употребляющего в разговоре фразы такого типа как «Давай посмотрим…», «Мне надо увидеть…», «Увидишь и поймешь…», «Глаза мои бы это не видели…», «Покажи…»:
1) кинестетическая;
2) виртуальная;
3) аудиальная;
4) визуальная.
30. Ведущая модальность человека, употребляющие в разговоре фразы такого типа как «Я чувствую…», «Когда это произошло, кожа покрылась мурашками…», «Пока не потрогаю, не поверю»:
1) кинестетическая;
2) виртуальная;
3) аудиальная;
4) визуальная.
31. Перефразирование:
1) точное повторение уже сказанного вашим собеседником;
2) формулирование той же мысли вашего собеседника, но иными словами;
3) категоричное опровержение высказанной мысли вашего собеседника;
4) другой вариант.
32. Резюмирование:
1) формулирование той же мысли вашего собеседника, но иными словами;
2) категоричное опровержение высказанной мысли вашего собеседника;
3) подытоживание основных идей вашего собеседника;
4) другой вариант.
33. Вопросы закрытого типа уместны в тех случаях, когда:
1) необходимо ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности;
2) вам необходимо узнать как можно больше информации;
3) другой вариант.
34. Вопросы открытого типа уместны в тех случаях, когда:
1) вам необходимо узнать как можно больше информации;
2) необходимо ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности;
3) другой вариант.
35. Вопросы: «Ты меня видишь?», «Спать хочешь?», «Ты цел?», являются:
1) открытыми;
2) не раскрытыми;
3) закрытыми;
4) перекрытыми.
36. Вопросы: «Когда это произошло?», «Где ты сейчас находишься?», «Как ты себя чувствуешь?», являются:
1) открытыми;
2) не раскрытыми;
3) закрытыми;
4) перекрытыми.
37. Женщина выходит из морга, она опознала своего сына. Начать с ней разговор можно с фразы:
1) Не переживайте, вы ведь нашли…;
2) Послушайте меня, пожалуйста, успокойтесь, я хочу вам помочь, может быть, вы меня выслушаете……;
3) Сядьте и успокойтесь, сколько можно плакать, у вас есть еще дети…..;
4) другой вариант;
38. Общение с изолированным пострадавшим после его извлечения направленно на то, что:
1) наконец, все окончено, и можно расслабиться;
2) человеку больше не надо прилагать собственных усилий – за него сейчас все сделают медики;
4) другой вариант.
Выберите несколько правильных вариантов ответа
39. Характеристики правильного построения речи при оказании экстренной психологической помощи:
1) использование в речи четких фраз;
2) употребление в речи частицы «не»;
3) неупотребление частицы «не» в речи;
4) построение речи в побудительном наклонении;
5) отслеживание своего темпа речи, его громкости и интонации;
40. Виды общения:
1) вербальное;
2) невербальное;
3) паранормальное;
4) паравербальное;
41. Раппорт представляет собой:
1) правильную и четкую постановку вопросов;
2) присоединение к собеседнику по дыханию;
3) присоединение к собеседнику по темпу;
4) присоединение к собеседнику по интонации.
42. Критерии эффективности активного слушания:
1) продвижение в решении проблемы;
2) осознание собеседником возможных путей выхода из данной ситуации;
3) отсутствие снижения негативных переживаний у собеседника;
43. К основным приемам активного слушания относятся:
1) перефразирование полученной информации;
2) отражение чувств, эмпатия;
3) резюмирование;
4) своевременная пауза;
5) поддакивание «угу», «ага»;
6) правильная постановка вопросов;
7) раппорт.
44. При поиске ресурса необходимо учитывать, что:
1) найденный ресурс должен быть адекватен для данного человека;
2) найденный ресурс должен быть адекватен для данной ситуации;
3) ресурс – это решение самой проблемы;
4) ресурс, найденный для одного человека, не обязательно будет подходить другому.
Острые стрессовые реакции
Выберите один правильный вариант ответа
45. Острые стрессовые реакции возникают:
1) в течение нескольких месяцев после произошедшего события;
2) в течение нескольких лет после события;
4) в момент события, длительностью до нескольких дней.
46. Симптомы: насыщенная, быстрая речь, рыдания, крики, чрезмерное возбуждение, театральные позы, множество движений, относятся к реакции:
1) плач;
2) истерика;
3) двигательное возбуждение;
4) другая реакция.
47. Симптомы: сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль за собственным поведением, напряжение мышц (особенно лицевых); данное состояние способно побудить человека к бегству, относятся к реакции:
1) агрессия;
2) истерика;
3) нервная дрожь;
4) другая реакция.
48. Симптомы: непреодолимая усталость, равнодушие, безразличие, отсутствие сил даже на эмоции, относятся к реакции:
1) ступор;
2) апатия;
3) нервная дрожь;
4) другая реакция.
49. Симптомы: человек готов разрыдаться, подрагивают губы, наблюдается ощущение подавленности, возбуждение в поведении отсутствует, относятся к реакции:
1) плач;
2) ступор;
3) страх;
4) другая реакция.
50. Сильная неконтролируемая дрожь наблюдается при:
1) апатии;
2) страхе;
3) двигательном возбуждении;
4) нервной дрожи.
51. Симптомы: временное непонимание происходящего, человек находится в движении. Движений много – как простых, так и сложных, при этом движения не являются целесообразными действиями, относятся к реакции:
1) двигательное возбуждение;
2) агрессия;
3) истероидная реакция;
4) другая реакция.
52. Симптомы: проявление злобы, гнева, не всегда имеющие объективную основу, относятся к реакции:
1) страх;
2) агрессия;
3) двигательное возбуждение;
4) другой вариант.
53. Симптомы: человек находится в одной позе, долгое время неподвижен, ни на что не реагирует, контакт практически невозможен, относятся к реакции:
1) апатия;
2) истероидная реакция;
3) ступор;
4) другой вариант.