Раздел II. Экстренная психологическая помощь

Тема №2.1.Принципы организации экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС.

Экстренная психологическая помощь в зоне ЧС. Общение с пострадавшими в ЧС. ОСР. Реакции горя. Толпа. Суицид. Динамика развития психического и психофизиологического состояния пострадавших в ЧС. Факторы, снижающие риск развития негативных явлений. Организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС.

Тема №2.2.Информационно-разъяснительная работа.Принципы общения с представителями средств массовой информации.

Информационно-разъяснительная работа, как фактор, снижающий риск развития негативных массовых явлений. Общие принципы информационно-разъяснительной работы. Вербальный и невербальный компоненты в информационно-разъяснительной работе.

Влияние СМИ на психическое состояние пострадавших в ЧС. Принципы общения с представителями СМИ. Общие правила комментирования событий, связанных с ЧС в СМИ.

Тема №2.3.Деловая игра «Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом психологической составляющей».

Принципы организации экстренной психологической помощи на разных этапах ЧС. Прогнозирование психического состояния и поведения пострадавших. Выделение направлений оказания экстренной психологической помощи в конкретной ЧС. Планирование мероприятий, сил и средств для оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в конкретной ЧС.

Раздел IIΙ. Элементы психологии управления

Тема №3.1.Психологические механизмы и технология переговорного процесса. Особенности ведения переговоров в условиях ЧС.

Роль медиатора в переговорах. Принципы включения медиатора в переговорный процесс. Стили медиаторства. Этапы переговорного процесса. Задачи медиатора на каждом этапе переговорного процесса.

Особенности ведения переговоров в условиях ЧС.

Тема №3.2.Управление коллективом. Эффективная деятельность руководителя.

Определение лидера. Функции и задачи лидера. Эффективная управленческая деятельность. Критерии эффективной управленческой деятельности. Выявление и преодоление управленческих барьеров. Учет индивидуальных особенностей членов коллектива в управленческой деятельности. Принципы проведений изменений в коллективе.

Тема №3.3.Деловая игра «Управление коллективом».

Разработка стратегии управления коллективом. Выявление управленческих барьеров. Проведение планируемых изменений в коллективе.

Список рекомендованной литературы для самостоятельного изучения:

1. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. - М.:НЦ ЭНАС, 2001. - 64 с.

2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М.: МГУ,1993.

3. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Сентябрь, 2001.

4. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/ под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007 – 319 с.

5. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/ Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2000.

Часть. Примерные вопросники множественного выбора.

Вопросник с ответами множественного выбора для спасателей (первоначальная подготовка)

Инструкция: Вам предстоит ответить на ряд вопросов. Каждая тема вопросника состоит из двух блоков. В первом предлагаются вопросы с одним правильным вариантом ответа, во втором – вопросы с несколькими (множеством) правильных вариантов ответа.

Выберите один правильный вариант ответа

Профессиональное здоровье

1. Профессиональное здоровье – это процесс:

1) сохранения и развития регуляторных свойств организма;

2) сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия;

3) обеспечивающий высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни;

4) сохранения физического, психического и эмоционального благополучия;

5) сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни;

6) обеспечивающий успешную профессиональную деятельность.

2. Укажите верный порядок ступеней профессионального становления:

1) профессиональное обучение и профессиональная реализация личности;

2) формирование профессиональных намерений, этап профессионального обучения, реализация личности в профессиональном труде;

3) формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде;

4) формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде, этап достижения мастерства в профессии;

5) профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде, этап достижения мастерства в профессии;

6) профессиональное обучение, этап достижения мастерства в профессии.

3. Этап формирования профессиональных намерений состоит из:

1) базовой профессиональной подготовкой;

2) построения планов относительно будущей профессии, осознанной подготовки к будущей карьере в выбранной профессии;

3) овладения специальными знаниями и навыками, необходимыми для успешного профессионального становления;

4) формирования определенного поведения человека, необходимого в данной профессии;

5) самостоятельного решения основных профессиональных задач.

4. Этап профессионального обучения состоит из:

1) базовой профессиональной подготовкой;

2) построения планов относительно будущей профессии, осознанной подготовки к будущей карьере в выбранной профессии;

3) овладения специальными знаниями и навыками, необходимыми для успешного профессионального становления;

4) формирования определенного поведения человека, необходимого в данной профессии;

5) самостоятельного решения основных профессиональных задач.

5. Этап реализации личности в профессиональном труде проходит стадии:

1) мастерства, завершения деятельности;

2) приобретения учеников и «подражателей»;

3) мастерства, авторитета, наставничества;

4) мастерства и выгорания.

6. Человек, находящийся на стадии, когда он может успешно решать любые профессиональные задачи в своей индивидуальной манере считает, что профессиональное развитие закончено – это:

1) конечная стадия профессионального становления;

2) стереотип;

3) деструктивная установка;

4) конструктивная установка;

5) другой вариант.

7. Специалист теряет интерес к работе, действует стереотипно и шаблонно. Такие признаки указывают на:

1) остановку профессионального развития;

2) типичное поведение человека после трех лет работы;

3) профессиональные деструкции.

8. Профессиональная пригодность человека – это:

1) врожденные особенности человека;

2) индивидуально-психологические свойства личности;

3) совокупность знаний, умений и навыков;

4) коммуникативные качества человека;

5) наличие физической подготовки;

6) совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения эффективной работы, при наличии специальных знаний, умений и навыков.

9. Профессиональные деструкции – это:

1) возникновение психологических барьеров при освоении новой профессии;

2) нарушение деятельности, разрушение профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологического барьера;

3) нарушение социальной адаптации;

4) потеря интереса к работе;

5) профессиональное выгорание.

10. Причины возникновения профессиональных деструкций:

1) нервное истощение, болезни или возрастные изменения;

2) неуверенность в собственных силах;

3) проблемы в семье;

4) конфликты на работе.

11. Проявление профессиональных деструкций:

1) постоянная психическая напряженность, психологический дискомфорт, конфликты;

2) приподнятое настроение;

3) крайне неадекватное поведение;

4) другой вариант.

12. Отметьте симптомы эмоционального выгорания на работе:

1) увеличение мотивации в профессиональной деятельности;

2) напряженное состояние, потеря интереса к труду;

3) чувство тревоги;

4) чувство раздражения;

5) пассивное отношение к работе.

13. Предвестником и запускающим механизмом в развитии синдрома эмоционального выгорания служит:

1) выход на работу после отпуска;

2) благоприятная обстановка на работе;

3) хорошие отношения с коллегами;

4) нервное напряжение.

14. Ситуация, когда профессионал пытается сократить или уменьшить свои профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат, относится к симптому:

1) «неадекватного избирательного реагирования»;

2) «эмоционально-нравственной дезориентации;

3) «расширения сферы экономии эмоций»;

4) «редукции профессиональных обязанностей».

15. Падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы, относятся к фазе:

1) резистенции;

2) истощения;

3) наступления;

4) другой вариант.

16. Ситуация, когда личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, относится к симптому:

1) «эмоционального дефицита»;

2) «эмоциональной отстраненности»;

3) «личностной отстраненности или деперсонализации»;

4) «психосоматических и психовегетативных нарушений».

17. Симптом, который провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях, называется симптомом:

1) «эмоционального дефицита»;

2) «эмоциональной отстраненности»;

3) «личностной отстраненности или деперсонализации»;

4) «психосоматических и психовегетативных нарушений».

18. Психическое состояние – это:

1) врожденное свойство организма;

2) результат тяжелой работы;

3) настроение;

4) убеждения и установки человека, воздействующие на него в течение всей жизни;

5) характеристика психической деятельности человека на определённом промежутке времени.

19. Психическое состояние может изменяться при:

1) хорошем настроении;

2) изменении условий;

3) психическое состояние не изменяется.

20. Адаптация – это:

1) процесс приспособления организма к новым условиям окружающей среды;

2) процесс дезорганизации психической деятельности и поведения;

3) процесс, возникающий после шокового состояния.

21. Переключаемость на различные виды деятельности зависит от показателя:

1) резистентности;

2) адаптивности;

3) обучаемости;

4) стабильности;

5) интеллекта.

22. Один из спасателей на ЧС шумно себя ведет, излишне активен, оценочно относится к пострадавшим. Такое поведение находится в рамках фазы:

1) дезадаптации;

2) истощения;

3) резистентности;

4) реадаптации.

23. Реадаптация – это:

1) приспособление человека к новым условиям среды;

2) процесс, возникающий после шокового состояния;

3) приспособление человека к старым условиям жизни;

4) переживание острых психических реакций;

5) этап стартового психического напряжения.

24. Дезадаптация - это:

1) процесс приспособления организма к новым условиям окружающей среды;

2) процесс, возникающий после шокового состояния;

3) процесс дезорганизации психической деятельности и поведения.

25. Профессиональный стресс – это стресс, возникающий:

1) в процессе трудовой деятельности человека;

2) во время отдыха;

3) в профессиональной деятельности человека при исключительных (травмирующих) обстоятельствах;

4) не возникающий вообще.

26. Профессионально важные качества – это:

1) качества субъекта (как индивидуально-психологические свойства, так и отношения личности), включенные в процесс профессиональной деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по качеству и надежности;

2) только психофизиологические особенности профессионала, обеспечивающие высокую работоспособность;

3) отсутствие противопоказаний к профессиональной деятельности.

27. Недостаточно развитые профессионально важные качества:

1) являются четким указанием на профессиональную непригодность;

2) могут быть скомпенсированы другими, более развитыми профессионально важными качествами;

3) не оказывают никакого влияния на надежность и эффективность профессиональной деятельности.

Общение с пострадавшими

Выберите один правильный вариант ответа

28. Ведущая модальность человека, употребляющего в разговоре фразы такого типа как «Я услышал…», «На слуху…», «Это похоже на шум листвы…», «Лучше бы я этого не слышал…»:

1) кинестетическая;

2) виртуальная;

3) аудиальная;

4) визуальная.

29. Ведущая модальность человека, употребляющего в разговоре фразы такого типа как «Давай посмотрим…», «Мне надо увидеть…», «Увидишь и поймешь…», «Глаза мои бы это не видели…», «Покажи…»:

1) кинестетическая;

2) виртуальная;

3) аудиальная;

4) визуальная.

30. Ведущая модальность человека, употребляющие в разговоре фразы такого типа как «Я чувствую…», «Когда это произошло, кожа покрылась мурашками…», «Пока не потрогаю, не поверю»:

1) кинестетическая;

2) виртуальная;

3) аудиальная;

4) визуальная.

31. Перефразирование:

1) точное повторение уже сказанного вашим собеседником;

2) формулирование той же мысли вашего собеседника, но иными словами;

3) категоричное опровержение высказанной мысли вашего собеседника;

4) другой вариант.

32. Резюмирование:

1) формулирование той же мысли вашего собеседника, но иными словами;

2) категоричное опровержение высказанной мысли вашего собеседника;

3) подытоживание основных идей вашего собеседника;

4) другой вариант.

33. Вопросы закрытого типа уместны в тех случаях, когда:

1) необходимо ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности;

2) вам необходимо узнать как можно больше информации;

3) другой вариант.

34. Вопросы открытого типа уместны в тех случаях, когда:

1) вам необходимо узнать как можно больше информации;

2) необходимо ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности;

3) другой вариант.

35. Вопросы: «Ты меня видишь?», «Спать хочешь?», «Ты цел?», являются:

1) открытыми;

2) не раскрытыми;

3) закрытыми;

4) перекрытыми.

36. Вопросы: «Когда это произошло?», «Где ты сейчас находишься?», «Как ты себя чувствуешь?», являются:

1) открытыми;

2) не раскрытыми;

3) закрытыми;

4) перекрытыми.

37. Женщина выходит из морга, она опознала своего сына. Начать с ней разговор можно с фразы:

1) Не переживайте, вы ведь нашли…;

2) Послушайте меня, пожалуйста, успокойтесь, я хочу вам помочь, может быть, вы меня выслушаете……;

3) Сядьте и успокойтесь, сколько можно плакать, у вас есть еще дети…..;

4) другой вариант;

38. Общение с изолированным пострадавшим после его извлечения направленно на то, что:

1) наконец, все окончено, и можно расслабиться;

2) человеку больше не надо прилагать собственных усилий – за него сейчас все сделают медики;

4) другой вариант.

Выберите несколько правильных вариантов ответа

39. Характеристики правильного построения речи при оказании экстренной психологической помощи:

1) использование в речи четких фраз;

2) употребление в речи частицы «не»;

3) неупотребление частицы «не» в речи;

4) построение речи в побудительном наклонении;

5) отслеживание своего темпа речи, его громкости и интонации;

40. Виды общения:

1) вербальное;

2) невербальное;

3) паранормальное;

4) паравербальное;

41. Раппорт представляет собой:

1) правильную и четкую постановку вопросов;

2) присоединение к собеседнику по дыханию;

3) присоединение к собеседнику по темпу;

4) присоединение к собеседнику по интонации.

42. Критерии эффективности активного слушания:

1) продвижение в решении проблемы;

2) осознание собеседником возможных путей выхода из данной ситуации;

3) отсутствие снижения негативных переживаний у собеседника;

43. К основным приемам активного слушания относятся:

1) перефразирование полученной информации;

2) отражение чувств, эмпатия;

3) резюмирование;

4) своевременная пауза;

5) поддакивание «угу», «ага»;

6) правильная постановка вопросов;

7) раппорт.

44. При поиске ресурса необходимо учитывать, что:

1) найденный ресурс должен быть адекватен для данного человека;

2) найденный ресурс должен быть адекватен для данной ситуации;

3) ресурс – это решение самой проблемы;

4) ресурс, найденный для одного человека, не обязательно будет подходить другому.

Острые стрессовые реакции

Выберите один правильный вариант ответа

45. Острые стрессовые реакции возникают:

1) в течение нескольких месяцев после произошедшего события;

2) в течение нескольких лет после события;

4) в момент события, длительностью до нескольких дней.

46. Симптомы: насыщенная, быстрая речь, рыдания, крики, чрезмерное возбуждение, театральные позы, множество движений, относятся к реакции:

1) плач;

2) истерика;

3) двигательное возбуждение;

4) другая реакция.

47. Симптомы: сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль за собственным поведением, напряжение мышц (особенно лицевых); данное состояние способно побудить человека к бегству, относятся к реакции:

1) агрессия;

2) истерика;

3) нервная дрожь;

4) другая реакция.

48. Симптомы: непреодолимая усталость, равнодушие, безразличие, отсутствие сил даже на эмоции, относятся к реакции:

1) ступор;

2) апатия;

3) нервная дрожь;

4) другая реакция.

49. Симптомы: человек готов разрыдаться, подрагивают губы, наблюдается ощущение подавленности, возбуждение в поведении отсутствует, относятся к реакции:

1) плач;

2) ступор;

3) страх;

4) другая реакция.

50. Сильная неконтролируемая дрожь наблюдается при:

1) апатии;

2) страхе;

3) двигательном возбуждении;

4) нервной дрожи.

51. Симптомы: временное непонимание происходящего, человек находится в движении. Движений много – как простых, так и сложных, при этом движения не являются целесообразными действиями, относятся к реакции:

1) двигательное возбуждение;

2) агрессия;

3) истероидная реакция;

4) другая реакция.

52. Симптомы: проявление злобы, гнева, не всегда имеющие объективную основу, относятся к реакции:

1) страх;

2) агрессия;

3) двигательное возбуждение;

4) другой вариант.

53. Симптомы: человек находится в одной позе, долгое время неподвижен, ни на что не реагирует, контакт практически невозможен, относятся к реакции:

1) апатия;

2) истероидная реакция;

3) ступор;

4) другой вариант.

Наши рекомендации