Методика организации и проведения лабораторных работ
При проведении лабораторных работ учебная группа делится на подгруппы, что дает ряд преимуществ в организации занятия. Преподаватель имеет больше возможностей для эффективного руководства деятельностью малых групп и отдельных студентов и оказания им своевременной помощи в учебной работе.
Многие лабораторные работы проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях.
Состав заданий для занятия должен планироваться с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов. Для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия, полезно подобрать дополнительные задания для студентов, работающих в более быстром темпе.
Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов.
План лабораторного занятия:
♦Самостоятельная внеаудиторная подготовка студентов к занятию.
♦Проверка преподавателем теоретической подготовки студентов к занятию.
♦Инструктирование студентов по проведению ими лабораторной работы, лучше на основе письменных методических рекомендаций по их проведению.
♦Выполнение лабораторных исследований.
♦Оформление отчета о проделанной работе.
♦Обсуждение итогов выполненной работы.
♦Оценка преподавателем выполненных заданий и степени овладения студентами соответствующими умениями.
Для проведения лабораторных занятий существует несколько требований:
• Занятия не должны быть громоздкими, то есть не обязательно демонстрировать использование многих методик или какой‑то сложной методики в полном объеме и разнообразии исследовательских процедур, а достаточно обеспечить достоверность полученной на лекции информации и убедиться в истинности теории посредством эксперимента или статистической обработки количественных показателей.
• Необходима обязательная интерпретация преподавателем и по возможности студентами полученных результатов исследований, а также фактов и качественных и количественных результатов исследований.
• Изучая методики, студенты должны получать знания и по теории психологии, поэтому преподавателю необходимо обсуждать и процедуры исследований, и полученные результаты.
Практикумы
Практикумы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.
Главной дидактической целью практикумов является формирование практических умений – профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать учебные задачи, необходимые в последующей учебной деятельности), то есть обучение умениям применять теорию на практике.
Основные цели практикумов: усвоение учебного материала и прежде всего системы основных понятий; помощь студентам в осознании взаимосвязи теории и практики, связи научных знаний с их профессиональной деятельностью.
Основные задачи практикумов: обсуждение и апробация вариантов решения практических ситуационных задач; выявление критериев оценки правильности выполняемых заданий; обучение специфическим приемам решения профессиональных задач.
Формы практикумов: ознакомление студентов с печатными источниками и работа над ними; наблюдение, изучение и анализ профессионального опыта; творческие работы; решение познавательных и практических задач.
Основные виды практикумов: репродуктивные, частично поисковые, поисковые.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:
• цель работы;
• пояснения (теоретические положения и понятия);
• оборудование и материалы;
• порядок выполнения работы;
• тип выводов (без формулировок);
• контрольные вопросы;
• литература.
Работы, носящие частично‑поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дается порядок выполнения необходимых действий; такие работы требуют от студентов самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполнения работы.
В работах, носящих поисковый характер, студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторно‑практических занятий возможно сочетание репродуктивных, частично‑поисковых и поисковых заданий.
Формы организации работы студентов на занятиях: фронтальная, групповая, индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одно и то же задание. Выполнение студентами психологических тестов с целью самопознания – типичный пример такой формы проведения практических занятий.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется в малых учебных группах, состоящих из нескольких человек. Проведение психологических экспериментов в парах (экспериментатор – испытуемый) или тройках (экспериментатор – протоколист – испытуемый) – типичная схема проведения многих лабораторных работ по психологии.
При индивидуальной форме организации занятий каждый из студентов выполняет индивидуальное задание. Затем они обмениваются опытом выполнения работы.
Структура оформления отчета о проделанной работе определяется типом задания и ведущей дидактической целью. Оценки за выполнение работы могут выставляться в форме зачета или дифференцированно.
Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется разработка сборников заданий, задач, упражнений, сопровождающихся методическими указаниями. Повышает эффективность проведения занятий также разработка заданий для экспресс‑контроля уровня подготовки студентов к занятиям. Для этого могут использоваться, например, программированный или даже автоматизированный тестовый контроль, постановка коротких и лаконичных вопросов для устной или письменной проверки.
Методика подготовки и проведения практикумов
1. Определение темы, целей и задач практического занятия.
2. Подбор и подготовка необходимого оборудования, вопросов, задач, заданий и литературы.
3. Инструктирование студентов по проведению ими лабораторно‑практических работ.
4. Выполнение научно‑практических заданий.
5. Обсуждение особенностей и характеристик полученных результатов выполненной работы.
6. Оформление отчета о проделанной работе.
7. Оценка преподавателем выполненных заданий и степени овладения студентами соответствующих знаний, умений, навыков.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Охарактеризуйте основные стратегии обучения психологии.
2. Проанализируйте принципы обучения психологическим знаниям и выделите главные для современного периода.
3. Охарактеризуйте основные виды обучения психологическим знаниям.
4. Обоснуйте необходимость традиционной системы обучения в современных условиях.
5. Какие формы обучения наиболее важны в современных условиях?
6. Определите понятие «метод обучения», охарактеризуйте признаки и классификацию традиционных методов обучения психологии.
7. Охарактеризуйте специфические методы обучения психологическим знаниям.
8. Охарактеризуйте лекционную форму проведения учебных занятий с позиций современных потребностей образовательной системы.
9. Какие виды лекций можно выделить в современных условиях обучения психологии?
10. Охарактеризуйте методику подготовки и чтения лекции в современных условиях обучения психологии.
11. определите основные дидактические характеристики практических занятий в современных условиях.
12. каковы особенности различных форм проведения практических занятий?
13. охарактеризуйте методику подготовки и проведения семинара.
14. охарактеризуйте методику подготовки и проведения лабораторно‑практического занятия.
15. охарактеризуйте методику подготовки и проведения различных форм практических занятий.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 1999.
2. Бадмаев Б. Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: учеб. – метод. пособие для студентов вузов. М.: Учебная литература, 1997.
3. Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. системность. Восприятие. Общение. М.: Институт психологии РАН, 2004.
4. Вачков И. В. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. М.: Ось‑89, 2008.
5. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
6. Вербицкий А. А., Дубовицкая Т. Д. Контексты содержания образования. М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003.
7. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
8. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М.: Логос, 2010.
9. Герасимова В. С. Методика преподавания психологии: курс лекций. М.: Ось‑89, 2006.
10. Гинецинский В. И. Введение в методику преподавания психологии: курс лекций. Л.: ЛГУ, 1983.
11. Гриценко Л. И. Теория и практика обучения: Интегративный подход: учеб. пособие. М.: Академия, 2008.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
13. Дружилов С. А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. 2003. № 4. с. 26–28.
14. Исаев Е. И. Теория и практика психологического образования педагога // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 6. с. 57–65.
15. Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: сб. научных трудов / под ред. В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. 2011.
16. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.
17. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. 5‑е изд. СПб.: Лидер, 2007.
18. Никандров Н. Д. Духовно‑нравственная культура и российская школа: доклад на XVII Международных рождественских образовательных чтениях 15 февраля 2009 г.
19. Панферов В. Н. Интегративный подход в образовании // Известия РГПУ им. Герцена. 2003. № 3(6).
20. Протоиерей Евгений Шестун. Ориентация современного содержания образования на рынок труда. URL: ProШколу. ru
21. Педагогическая праксеология: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2005.
22. Толлингерова Д. А. Опережающее управление учебной деятельностью: автореф. дис… д‑ра психол. наук. М., 1981.