Общие цели практических занятий
Обучение умениям: самостоятельно работать с книгой, находить и использовать наиболее важное в опыте; сочетать теоретические знания с практикой; определять цель наблюдения и изучения.
Обучение навыкам: составлять планы проведения беседы, доклада; готовить разработки внеклассных мероприятий; развития творческого подхода в обучении и воспитании.
Формирование активной педагогической позиции; расширение знаний в области педагогики, психологии.
Задачи практических занятий:
• Объяснение и дополнение теоретического материала.
• Установление причины ошибок, т. е. знание противоречий процесса понимания и причин искажения изучения теоретического материала.
• Определение средств помощи студентам в формировании необходимых мыслительных связей для адекватного усвоения материала.
• Навыки психологического анализа, осмысление понятий и методов.
• Стимулирование познавательного интереса к науке и изучаемой теме.
• Отработка практического применения полученных на лекции знаний.
Формы практических занятий:
• Ознакомление студента с печатными источниками и работа над ними.
• Наблюдение, изучение и анализ профессионального опыта.
• Творческие работы.
• Решение познавательных и практических задач.
Основные виды практических занятий:
• Семинарские занятия.
• Лабораторно‑практические занятия.
• Практикумы.
Семинарские занятия
Семинарское занятие по психологии является диалогической формой учебного занятия. На нем студенты имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения, хотя степень их активности может быть различной. Как отмечалось выше, на семинарах студенты закрепляют знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Подготовка к занятиям по первоисточникам (а не только учебникам), выступление с сообщениями расширяют знания студентов по курсу.
Цели семинарских занятий: активное участие всех обучаемых, творческий поиск решения проблем, развитие познавательной мотивации, творческого потенциала, становление профессионального мышления.
Задачи семинара:
1) обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
2) формирование умений применять полученные знания на практике;
3) развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.;
4) выработка таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Функции семинара:
• Расширение и углубление знаний.
• Формирование умения самостоятельно работать.
• Стимулирование интеллектуальной деятельности.
Возможности семинара:
• снятие эмоциональных и коммуникативных барьеров у студентов;
• формирование умений публичного выступления и активной дискуссии;
• активизация мнемической функции;
• более детальное и глубокое усвоение знаний;
• выявление типичных ошибок студентов и недочетов преподавания для самого преподавателя;
• дополнение теоретических знаний новой информацией.
В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности студентов можно выделить две формы организации семинарских занятий:
• репродуктивная,
• продуктивная.
Каждая форма определяется характером постановки заданий и вопросов на семинарах и соответствующим видом активности:
• репродуктивная активность характеризуется необходимостью запомнить и точно воспроизвести определенный материал,
• продуктивная активность стимулирует аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность студентов, критическое мышление при усвоении знаний.
Репродуктивная форма организации занятия предполагает активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебников или первоисточников. Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки. Репродуктивный характер занятию придает постановка вопросов следующего типа: внимание и его виды; понятие о памяти; основные свойства характера.
Продуктивная форма организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа: чем отличается…; что общего, между..; какие механизмы..; выделите достоинства и недостатки… (предполагается, что ответы на эти вопросы в явном виде в учебнике или лекции не даны).
Виды семинаров:
• по дидактическому назначению: семинар по изучению нового материала, семинар‑обобщение, семинар по изучению первоисточников;
• по методической организации: семинар‑дискуссия, семинар‑исследование, семинар‑беседа, семинар‑конференция.
Подготовка преподавателя к семинару.
• Ознакомление или ориентация в научной и учебно‑методической литературе по данной теме.
• Формулировка темы, определение целей и задач занятия.
• Составление плана семинара, где отражаются вопросы для обсуждения.
• Выбор формы и вида семинара в зависимости от целей и характера информации.
• Составление списка основной и рекомендуемой литературы по изучаемой теме.
• Подготовка дополнительных развивающих вопросов по изучаемой теме.
• Подготовка резюме по каждому обсуждаемому вопросу.
• Методические рекомендации студентам по подготовке к семинару.
• Определение критериев оценок за активное участие в семинаре.
Конспект семинарского занятия содержит:
• тему, цель, задачи семинарского занятия;
• вопросы для основного обсуждения, развивающие вопросы;
• список основной и дополнительной литературы;
• формы проверки подготовленности студентов к занятию;
• формы организации работы студентов при обсуждении вопросов;
• способы закрепления полученных знаний;
• предварительные результаты занятия.
Подготовка студентов к семинарскому занятию заключается в поиске литературы, ее чтении и конспектировании.
Конспект первоисточника включает:
• анализ целей и задач автора;
• поиск и отбор информации по заданным вопросам семинара;
• выделение основных мыслей, соответствующих вопросам семинара;
• схематизация и структурирование прочитанного материала;
• критический анализ или обобщение изучаемого материала;
• выявление возможностей изучаемого материала в современный период;
• формулирование выводов по прочитанному материалу.
Методика проведения семинаров:
Традиционное проведение семинарского занятия в своей последовательности имеет следующие элементы:
♦ Организационный момент: преподаватель отмечает присутствующих на занятии студентов, спрашивает их о подготовленности к занятию и трудностях, с которыми они столкнулись в процессе подготовки.
♦ Обсуждение основных вопросов занятия: студентам дается возможность устно раскрыть их содержание. При этом преподаватель может попросить определенных студентов раскрыть заданные вопросы или же спрашивать желающих.
Важными для преподавателя в данном случае являются:
• умение управлять процессом обсуждения;
• умение соблюдать временной регламент;
• умение не стеснять при этом свободу обсуждения и выражения мнений;
• умение активизировать на занятии как можно большее число студентов;
• умение поставить конкретизирующие, наводящие вопросы в случае затруднения студентов в ответе на вопрос;
• умение стимулировать свободную речь студентов при ответах на вопросы (а не чтение конспекта);
• умение сделать выводы по рассмотренному вопросу.
♦ Обсуждение и подведение итогов. После выслушивания развернутого ответа на вопрос преподаватель предоставляет другим студентам возможность дополнить, исправить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение. Затем подводится итог, вырабатывается резюме занятия, выставляются оценки и даются рекомендации по дальнейшему изучению темы.
♦ Проведение творческого семинара предполагает постановку проблемных вопросов, активизирующих их мыслительную активность студентов, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках. Это вопросы следующего типа: сравните..; проанализируйте..; почему и как это можно объяснить или интерпретировать..; найдите связь..; докажите достоинства и недостатки определенной позиции и др.
Лабораторные занятия
Лабораторные занятия – это проведение студентами по заданию преподавателя исследований с помощью специального оборудования, для изучения психических и психологических явлений.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений (закономерностей, зависимостей), то есть обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки.
Основные цели лабораторно‑практических занятий:
обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам; формирование умений применения полученных знаний на практике; развитие интеллектуальных умений будущих специалистов; формирование ответственности, точности и творческой инициативы у студентов.
Задачи:
• знакомство с основами экспериментальной психологии,
• формирование профессионального интереса к эксперименту,
• приобретение практических навыков проведения и анализа исследований,
• освоение технологий применения классических методик,
• формирование навыков самоанализа и саморазвития личности.
Основные функции лабораторных работ и практических занятий по психологии:
• закрепление теоретических знаний на практике;
• усвоение умений исследовательской работы;
• усвоение умений практической психологической работы;
• применение теоретических знаний для решения практических задач;
• самопознание учащегося или студента;
• саморазвитие учащегося или студента.
При выборе содержания и объема лабораторно‑практических занятий следует учитывать:
сложность учебного материала для усвоения;
• внутрипредметные и межпредметные связи;
• значимость изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности;
• какое место занимает конкретная работа в совокупности учебных работ;
• значимость лабораторных занятий для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.