Приемы привлечения внимания слушателей в аудитории (это будет вопрос в аудиторию. Не рассказываем)
Прием новизны – вводится новая для слушателей информация. Организуется их информационно‑исследовательская деятельность, выражающаяся в непроизвольном внимании. Шаблон, трафарет в речи лектора может заглушить даже новую информацию, поэтому необходимо уходить от стереотипов.
Прием взаимодействия интересов – для привлечения, внимания используются потребности и интересы слушателей, где лектор показывает, как их интересы соотносятся с объектом лекции.
Прием персонификации опирается на человеческую способность сопереживать при восприятии информации о деятельности других людей.
Прием проблемной ситуации – когда лекция начинается с постановки перед аудиторией определенной учебной проблемы и организации совместного поиска решения.
Прием соучастия – где лектор делает слушателей действующими лицами определенной ситуации, говоря: «Представьте себе, что вы находитесь…», «Представьте, что бы произошло с вами…» и т. д.
Юмор лектора – это умение сделать ироничное или критическое замечание, рассказать смешной случай, связанный с темой лекции.
Историческая справка о людях и событиях – это умение лектора интегративно подавать информацию, используя классические сведения, которые актуальны и значимы и сегодня.
В процессе чтения лекции лектору необходимо:
• Работать, реализуя все этапы лекционного процесса.
• Читать по плану, выделять интонационно каждый вопрос, учиться выделять главное и второстепенное.
• Расшифровывать новые термины.
• Кратко, лаконично и содержательно излагать мысли, чувства.
• При незаинтересованной аудитории необходимо давать вначале яркие факты, примеры, ситуационные задачи, привлекающие внимание, а затем закономерности.
• Проводить анализ восприятия материала для определения причин затруднений в понимании материала и поиска методических приемов их преодоления.
• Использовать приемы обратной связи после каждого вопроса.
Приемы обратной связи на лекции:
• прямые вопросы к аудитории,
• совместное размышление вслух,
• письменные ответы на один‑два контрольных вопроса в конце лекции,
• письменный опрос по небольшому объему нового теоретического положения и т. д.
Хорошая обратная связь возникает при наличии как минимум двух условий: активной заинтересованности лектора в организации понимания; при создании творческой атмосферы свободного выражения мыслей, чуткости, уважительности и взаимопомощи преподавателя и студентов на лекции.
Особое внимание следует уделить конспектированию лекционного материала. Преподавателю необходимо изначально озвучить свои требования к конспектированию учебного материала.
Конспектирование материала лекции помогает студентам лучше сохранить информацию для будущего использования и может способствовать ее активной переработке. Лектор, управляя процессом конспектирования своей лекции, регулирует темп изложения материала, создает паузы, которые студенты могли бы использовать для записей. Преподавателю на первых занятиях, особенно на первом курсе важно обучать студентов конспектированию, а для этого необходимо основные понятия, идеи, тезисы писать на доске или демонстрировать с использованием иных проекционных средств, ключевые определения необходимо записывать под диктовку.
Формирование культуры ведения лекционных записей – важная педагогическая задача. Конспект полезен, если он ориентирован на одновременную со слушанием мыслительную переработку информации, на выделение и фиксацию в тезисной, аргументированной форме главного содержания лекции. Важно избегать стремления дословной записи лекционного материала, это не способствует пониманию и запоминанию изучаемого содержания.
При подготовке и проведении лекции необходимо придерживаться ряда требований:
• организационные требования: четкая структура занятия, соответствующая цели, содержанию и методам обучения, рациональное использование учебного времени для полезной обучающей деятельности;
• гигиенические требования: предупреждение умственного и физического переутомления (чистый воздух, температурный режим, нормы освещения, соответствие мебели физическим данным аудитории слушателей);
• методические требования: четкая структура и логика, выведение главных мыслей, последовательность и наглядность изложения, активное усвоение излагаемого слушателями, разнообразие методов и приемов преподавания, наличие самоорганизации и организованности слушателей;
• педагогические требования: нравственная сторона преподавания, стимулирование положительной мотивации, развитие творческих способностей студентов, соблюдение педагогического такта;
• психологические требования: направленность на развитие профессионального мышления, учет психологических особенностей и психического состояния студентов на уроке, умение преподавателя распределять внимание и осуществлять контроль познавательной деятельности студентов.
Творческий подход к своей профессии рождает различные стили чтения лекции.
Мыслительный стиль основное внимание уделяет содержанию и дифференцированной подаче учебного материала. Ставя во главу угла исключительно принцип научности, он не уделяет внимания ораторскому мастерству, наглядности, эмоциональности изложения материала и т. д.
Художественный стиль в основе имеет изображение в яркой форме целостной картины изучаемого вопроса. Этому способствует живая, образная, яркая речь лектора, имеющая множество интонационных оттенков. Увлеченность лектора передается слушателям через его страстность, жесты, выражение лица и глаз и т. п.
Средний стиль объединяет достоинства предыдущих стилей и представляет собой единое целое научное изложение учебного материала в яркой запоминающейся манере. Здесь и богатство содержания, и нетрадиционность формы лекции, логика и яркость изложения, строгий отбор фактов и блеск примеров, композиция и язык лекции.
Стиль чтения лекции может меняться в зависимости от ряда условий: наличие интереса к изучаемой теме, загруженность преподавателя, его актуальное состояние и др.
Основным условием успешности лекционного занятия является интеграция преподавателя и студента в единую систему познания и создания нового. Поскольку любой научный материал историчен и в ходе его изучения неизбежно осуществляется его адаптация и модернизация в контексте сегодняшнего дня в соответствии с уровнем развития студента и преподавателя. Таким образом, учебный материал оказывает индивидуальное, но и интегральное воздействие на познавательную сферу и преподавателя, и студента.
2.5. Практические занятия, технология подготовки и проведения
Семинарские, лабораторные занятия и практикумы могут быть объединены под общим названием «практические занятия», потому что на них моделируются и обсуждаются практические ситуации, способствующие становлению практических навыков профессиональной деятельности. Поэтому существуют общие методические основания всех видов практических занятий, которые необходимо рассмотреть для выявления общей сути и возможностей практических занятий вообще, а также существует ряд особенностей, которые мы рассмотрим позднее.