Конструирование конспекта лекции.
• Уяснить цель лекции, задачи, план.
• Отобрать материал в соответствии с темой, целями и задачами.
• Выстроить собственную логику рассмотрения изучаемого материала.
• Оценить содержание лекции с целью формирования собственного научного мышления.
• Выявление основных понятий и подходов к их рассмотрению.
• Конструирование общего плана лекции.
• Создание содержательного конспекта.
• Составление обширного конспекта по каждому вопросу.
• Составление схематического (опорного конспекта) лекции.
• Подбор развивающих вопросов.
• Составление или подбор заданий для практической проработки теоретических положений.
• Подбор заданий для самостоятельной работы на лекции и после нее.
• Составление списка основной и рекомендуемой литературы по данной теме.
Содержание лекции должно соответствовать ряду важнейших принципов:
• системность, то есть взаимосвязь изучаемого с ранее изученным материалом, постепенное повышение сложности материала, взаимосвязь частей изучаемого материала, стройность изложения и единообразие структуры построения материала;
• научность предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, объективность, аргументация, точность и обоснованность всех обсуждаемых положений;
• доступность, содержание и объем учебного материала должны соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний в зоне ближайшего развития среднего студента.
Конспект каждой лекции включает:
• Точно сформулированную тему.
• Цель и задачи.
• Список литературы основной и дополнительной.
• Текст содержания лекции, с выделением главного и второстепенного.
• Развивающие вопросы.
• Творческие задания для создания проблемных ситуаций.
• Задания для самостоятельной работы.
Определение методических основ проведения лекции:
подбор методов, технологий, приемов, ТСО, наглядности, формы подачи материала; составление системы развивающих вопросов, подбор литературы для углубленного изучения темы лекции. Обеспечение санитарно‑гигиенических условий (без этого снижается уровень активности основных психических процессов). Выбор метода изложения: индуктивный – движение от частного к общему; дедуктивный – от общего к частному. Подбор иллюстративного материала. Оформление конспекта. Выбор и репетиция (для молодых преподавателей) индивидуальной манеры чтения.
Методические вопросы чтения лекций
Основная цель академической лекции – формирование научного метода познания и аргументированное изложение учебного материала. Этому способствует постановка проблемных, развивающих вопросов, обоснованность и достоверность аргументации, осознанность и прочность изучаемых знаний, активизация мышления слушателей, наличие обратной связи, эмоциональность изложения, умение использовать устную речь как средство управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильными ориентирами для слушателей в содержательной стороне сообщения. А также преподавателю необходимо учитывать возможности прямого управления восприятием, в умеренных пределах разнообразить изложение: использовать приемы поддержания и возвращения внимания. Учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность труда значительно возрастает; вводить проблемность для активизации мышления; расставлять акценты, выделяя те моменты, которые наиболее важны для данных слушателей. Большое значение имеют жесты, сопровождающие изложение материала. Они должны быть выразительными, осмысленными. Движения преподавателя должны быть умеренными и соответствовать динамике изложения материала. Необходима общая культура лектора: внешний вид, отсутствие жаргона и бравады, наличие такта и культуры поведения.
В процессе чтения лекции важно:
• Формирование понятий.
• Доказательность положений: фактами, логикой. Посредством прямого доказательства – тезис, довод, демонстрация, аргументация; посредством косвенного доказательства – опровержения противоположного тезиса.
• Связь теории с жизнью – приведение экспериментальных данных, примеров и ситуаций.
• Проблемности изложения: сложность теоретических построений в процессе рассуждений лектора, вовлечение студентов в процесс рассуждений и выявления выводов и результатов научно‑практического поиска.
• Учет социального контекста применения полученных знаний – обращение к стержневой идее современного периода и возможностей каждого человека оптимально интегрироваться в социально‑полезную деятельность.
• Личностная вовлеченность преподавателя и студентов в учебный процесс.
• Стимуляция познавательной мотивации и активности.
• Осознание и резюме этапов лекционного процесса.
Важнейшим элементом преподавательской деятельности является управление пониманием материала аудиторией. Нередко преподаватель ориентируется на ясность изложения материала и не задумывается над тем, насколько материал усваивается и нужны ли дополнительные факторы для его успешного понимания. Понимание – это длительный процесс, проходящий определенные этапы. Управление процессом понимания предполагает своевременное выявление затруднений студента и организацию их преодоления.
Педагог‑лектор должен ориентироваться на два уровня понимания:
• способность повторить услышанный материал;
• способность осуществить самостоятельное расширение и углубление материала.
Понимание базируется на внимании к содержанию лекции, зависит от объективной значимости и актуальности информации, от успешности мотивирования студентов, от личностных особенностей аудитории и внешних условий.
Внимание – это мотивация к запоминанию, если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не работают. Поэтому важнейшим элементом лекционного занятия является привлечение внимания студентов к изучаемому материалу.