Реализация технологии предполагает возможность обучающимися на любом из ее этапов получить консультацию психолога.
Методы и результаты исследования.
1. Тест Бурдона «Диагностика свойств внимания и работоспособности»
2. Опросник «Тип мышления»
3. Тест «Исследование преобладающего типа запоминания»
5. Опросник «Личностная шкала проявлений тревоги»
6.Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
7.Тест «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (авторы А.А.Крылов, С.М.Маничева). (Приложение №5)
8. Опросник “Итоги ЕГЭ” (Приложение №6).
Условия реализации технологии: знание психологом особенностей ЕГЭ, процедуры его проведения, владение методами рефлексивной самоорганизации и обучения.
Перспективы развития данной технологии мы видим в адаптации ее для учащихся 9-х классов при подготовке и сдаче ими ГИА, так как в основе данного экзамена лежат те же тестовые технологии, но подростковый возраст, на который приходится подготовка к экзаменам, имеет ряд особенностей, которые следует учесть. Если в дальнейшем будут введены итоговые экзамены при переходе из начальной в среднюю школу, то данную технологию можно взять за основу психологической подготовки к ним с условием адаптации ее содержания и форм реализации к возрастным особенностям младших школьников.
Ожидаемые результаты:
• Информированность участников ЕГЭ
• Психологическая готовность участников ЕГЭ
Содержание мероприятий по программе.
№ | Этапы деятельности | Содержание | Сроки | Ответственные |
Диагностический | 1)Изучение познавательного развития учащихся. 2)Исследование уровня тревожности (входящая и исходящая процедуры) | Октябрь Ноябрь, март | Психологи, классные руководители | |
Аналитический | Обработка и анализ полученных данных, выделение основных групп трудностей у выпускников и учет запросов других участников образовательного процесса с целью адресности психологической подготовки — выделение и классификация обучающихся групп риска, составление программы дальнейших действий. Подведение итогов. | Ноябрь-декабрь Июнь | Психологи, администрация ОУ, классные руководители выпускников | |
Практический (реализация программы, консультирование) | Групповые занятия по снятию нервно-психического напряжения Семинары, родительские собрания, разработка памяток, рекомендаций. Консультирование учащихся в группе и индивидуально по результатам тестирования. Консультирование педагогов и родителей по запросу. | Январь-февраль В течение года В течение года | Психологи |
Приложение №1
Программа
психолого-педагогических мероприятий
для выпускников 9-11 классов в период подготовки
к единому государственному экзамену
ПУТЬ К УСПЕХУ
Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники.
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков уверенного поведения.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
5. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
7. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из учащихся одного класса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Кол-во академических часов |
1. | Как лучше подготовиться к экзаменам | |
2. | Поведение на экзамене | |
3. | Способы снятия нервно-психического напряжения | |
4. | Как бороться со стрессом | |
5. | Эмоции и поведение | |
Всего |
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: «Как лучше подготовиться к экзаменам»
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, мягкая игрушка.
Упражнение «Назови меня»
Цель: развитие чувства принадлежности к группе; сближение друг с другом.
Время: 10 минут.
Инструкция: Сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен назвать свое имя. Как только круг завершится, мяч покатится обратно, в другую сторону, и вы должны назвать имя, которым вас будут называть участники группы в период всего тренинга. Желательно, чтобы имена не повторялись.
А теперь напишите свои имена и оформите карточку-визитку.
Анализ упражнения:
Какие чувства вызвало у вас это упражнение?
Как вы думаете, для чего именно в начале первого дня тренинга мы провели это упражнение?
Что вы хотите пожелать на предстоящий тренинг?
Правила работы группы
Цель: формирование единого рабочего пространства и выработка правил поведения в группе на протяжении всего тренинга.
Время: 10 минут.
Инструкция: Представь себе, что ты — король или королева, а наша аудитория — твое королевство. Ты можешь устанавливать здесь любые правила, которые кажутся тебе разумными и которые мы будем соблюдать в течение всех тренинговых занятий, чтобы каждому было комфортно здесь, в нашей группе. Какие правила ты введешь в своем королевстве? Придумай и напиши на листе список своих правил. А теперь выработаем единые общегрупповые правила поведения. Вы мне будете говорить, а я буду записывать на листе ватмана.
Королевские правила
Не опаздывать
Не перебивать
Не оценивать
Возможность помолчать
«Здесь и сейчас»
Больше контактов
Конфиденциальность
Активность
Работа от начала до конца
Правило поднятой руки («один в эфире»)
Правило «Стоп»
Правило «пирога» (не говорить много)
В знак того, что мы принимаем правила нашего королевства, поаплодируем.