Механизмы формирования личности
1. Механизм сдвига мотива на цель. С самого раннего детства ребенка окружают множеством норм, ограничений, правил поведения («Нельзя есть руками», «Нужно здороваться», «Не обижай маленьких» и т. д.). В результате ребенок усваивает данные нормы и в целом старается себя вести в соответствии с ними. Но является ли это обычной дрессурой ребенка? Или у него происходят некие внутренние изменения и должны ли мы говорить о таких изменениях как о личностных изменениях?
У ребенка происходят и внутренние изменения в его мотивах – нравственные мотивы становятся реально действующими. Теперь разберем, как это происходит. Представим ребенка, который очень хочет общаться с мамой и иметь с ней добрые, ласковые отношения. Но мама требует от него, чтобы он вел себя «прилично», соблюдал те или иные правила поведения. Важно при этом, чтобы мама доброжелательно выдвигала свои требования к ребенку. И вот ребенок ради общения с мамой (мотив), например, перестает драться с братиком или сестрой (цель). Постепенно, благодаря позитивному общению с мамой, которое в какой-то мере служит и подкреплением правильного действия ребенка, желание не драться (цель) становится самостоятельным мотивом – то есть цель стала мотивом. Очень важно, чтобы именно положительные отношения складывались между ребенком и его родителем, иначе этот механизм не будет работать.
Механизм сдвига мотива на цель является одним из механизмов образования новых мотивов и «работает» на протяжении всей жизни человека (пример с учебой, чтением книги, выполнением какой-то работы).
2. Механизм идентификации. Взрослые не только целенаправленно передают ребенку те или иные нормы, ценности, правила поведения. Многое из этого ребенок усваивает сам, подражая взрослым. Сперва ребенок идентифицируется со своими родителями, затем с другими значимыми взрослыми и сверстниками. Идентификация может быть и с каким-то героем – историческим, литературным, киногероем. На протяжении всего развития ребенок, подросток, юноша имеют некий образец, идеал для подражания. Образцы для подражания могут меняться, некоторые из них обесцениваются.
3. Механизм принятия и освоения социальный ролей. Каждый из нас выполняет самые разные социальные роли – мужчины или женщины, сына или дочери, студента, члена спортивной команды или какого-то клуба и т. д. Многие из этих ролей мы присвоили еще в детстве. В ходе такого освоения и выполнения ролей происходит формирование новых мотивов, их соподчинение, меняются наши взгляды, ценности, приоритеты => именно поэтому данный механизм и называется механизмом формирования личности.
Роль, которую мы выполняем, способствует возникновению у нас новых мотивов. Далее, выполняя ту или иную роль, нам приходится определенным образом соподчинять собственные мотивы – врач или военный, рискуя жизнью, оказывает помощь в зоне боевых действий, учитель тратит время на то, чтобы подготовить интересный материал для учеников, вместо того, чтобы заняться каким-то другим делом или хобби.
Структура личности
Разные авторы по-разному представляют себе структуру личности. Зарубежные (преимущественно американские) психологи рассматривают ее как набор неких черт личности, куда входят особенности поведения, характера, темперамента и т. д. Эти черты определенным образом группируют между собой и получают некий тип личности. Другие авторы включают в структуру личности способности, темперамент, характер.
В современной отечественной психологии принято следующее понимание структуры личности:
1) потребностно-мотивационная сфера;
2) эмоционально-волевая сфера;
3) сфера самосознания.
Потребностно-мотивационная сфера включает в себя систему мотивационных образований личности – потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы. Данный комплекс мотивационных образований составляет направленность личности. Если говорить именно о мотивах и потребностях в контексте личности (а не индивида, так как индивид тоже обладает потребностями и мотивами), то здесь необходимо выделить, в первую очередь, иерархичность мотивов и наличие нравственных и социальных мотивов, как реальных побудителей активности человека.
Эмоционально-волевая сфера включает в себя эмоциональные и волевые процессы и осуществляет регуляцию мотивов. Волевые усилия всегда необходимы там, где личность пытается урегулировать свою систему мотивов, особенно в ситуации «конфликта мотивов».
Самосознание (Я-концепция) – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе.
Структура самосознания:
· когнитивный, отражающий самопознание индивида;
· эмоциональный, выражающий его самоотношение (самооценку – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей);
· поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.
Т. о., личность – это приобретенное только в отношениях с другими людьми психическое образование. Это отличает личность от индивида. Не каждый индивид становится личностью. А если становится, то только благодаря включенности в межличностные отношения с другими значимыми для него людьми. Можно говорить о личности тогда, когда человек способен осознать свои мотивы и управлять ими. Благодаря этой регуляции личность способна подчинить лично значимые, эгоистические мотивы общественно-значимым, нравственным, социальным. В этом смысле личность свободна – она сама выбирает, как ей поступить в той или иной ситуации, какой мотив сделать ведущим и подчинить ему все другие мотивы. Основная функция личности – самодетерминация – способность быть источником и причиной собственных поступков и нести за них ответственность. Личность характеризуется устойчивостью и направленностью за счет определенной системы побудителей.