Тема лабораторного занятия: Особенности чувств умственно отсталых школьников
Задание 1.
Предложите ученику рассказ с веселыми и грустными оттенками в содержании.
«В парке на скамейке сидела девочка и горько плакала. Слезы крупные, как горошины, стекали по ее лицу.
«Что случилось?» — вдруг услышала она за спиной ласковый голос. Девочка оглянулась. Перед ней стояла старушка с добрыми глазами.
«Я упала в грязь и испортила свое новое пальто»,— грустно ответила девочка.
«Не плачь,— сказала старушка,— пойдем со мной».
Старушка привела девочку к себе домой, сняла с нее пальто, напоила горячим чаем с вареньем. Девочка успокоилась, стала улыбаться и благодарить старушку. Погладив девочку, старушка сказала: «А теперь надевай пальто и иди домой».
Девочка собралась было вновь плакать, но вдруг увидела, что пальто совсем чистое и никаких следов грязи на нем нет».
Задайте ученику следующие вопросы:
а) Заметил ли ты в рассказе что-нибудь грустное? Расскажи об этом.
б) Есть ли в рассказе приятные события? Какие? Проанализируйте результаты беседы с учеником и определите его способность к дифференцированному восприятию чувств действующих в рассказе лиц.
Задание 2.
Предложите ученику последовательно две картинки: одну с грустным содержанием, а другую с веселым, например: «Тройка» В. Г. Перова и «Прибыл на каникулы» Ф. Решетникова.
Задайте ученику следующие вопросы:
а) Какая картина тебе больше нравится? Почему?
б) Почему другая картина тебе нравится меньше?
в) Изображены ли на какой-нибудь картине грустные события? Изображены ли на какой-либо картине приятные события?
Затем экспериментатор анализирует ответы ученика и его способность определять характер воспринятых им картин.
Задание 3.
Предложите ученику рассказ из школьной жизни: «На следующий день после контрольной работы по математике учитель раздавал тетради, комментируя выставленные отметки: «С контрольной работой не все справились одинаково. Часть ребят получили хорошие и отличные отметки. Но есть и такие, которые написали работу на тройку и даже на двойку».
Некоторые ребята в классе насторожились. При словах «на двойку» один вздохнул, двое ерзали за партой и беспокойно оглядывались, а кто-то сказал: «Наверное, мне два». Но были и такие, которые равнодушно смотрели на учителя или разглядывали что-то на парте, никак не реагируя на его слова.
Все шло своим чередом, когда учитель стал выдавать тетради тем ученикам, которые написали работу на хорошо и отлично. Одни, получив тетрадь, быстро открывали ее и показывали свою отметку товарищу, другие смотрели на свою отметку и широко улыбались, третьи клали тетрадь на парту, даже не заглянув в нее.
Но вот учитель взял Юрину тетрадь, недовольно нахмурился и сказал: «Ты всегда получаешь хорошие отметки, а сегодня написал работу на двойку, я тобой не доволен». Юра схватил тетрадь и, весело улыбаясь, стал всем показывать свою «двойку». Некоторые ребята улыбались, другие отворачивались и слушали, что говорил учитель про Юру».
После прочтения рассказа надо проанализировать, какие особенности чувств проявлялись у учащихся во время урока.
Задание 4.
Предложите школьникам рассказы-коллизии:
«Алеша ехал в трамвае и смотрел в окно. С ним рядом сидела женщина. На одной из остановок она вышла. Алеша повернулся и увидел рядом с собой на сиденье коробку конфет и кошелек с деньгами. Что, по-вашему, сделал Алеша?»
«Костя выучил все уроки и собрался идти на улицу играть в футбол. В это время раздался звонок. К Косте пришел товарищ из его класса и попросил помочь решить задачу. Но на улице Костю ждали ребята. Что, по-вашему, сделал Костя?»
«Олю после уроков всегда встречала бабушка, потому что Оля жила далеко от школы. Они поехали домой в автобусе. Когда они вошли в автобус, там было одно свободное место. Что, по-вашему, сделала Оля?»
Отметьте положительные и отрицательные проявления чувств учеников. Зафиксируйте, были ли ученики, не ответившие на вопросы. Если да, то в чем причина?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМА РЕФЕРАТА. ЛИТЕРАТУРА
Особенности эмоций и чувств умственно отсталых школьников
Мясищев В. Н., Карсарский Б. Д. и др. Основы общей и медицинской психологии. - Л., 1968. Гл.9.
Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева и др. - М., 1981. -Гл. 16.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. - Гл. VII—VIII.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М, 1979. Гл. 14.