Тема 17. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Чувства являются своеобразной формой отражения человеком окружающего мира и проявляются в различных переживаниях. В чувствах и эмоциях человек проявляет личностное отношение к предметам, явлениям, к процессу и содержанию познания. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются определенные объективные отношения. Отражаясь в мозге, эти отношения становятся предметом чувств и эмоций. Чувства носят социальный характер. В них проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой деятельностью, поступками, высказываниями, поведением. Особенности эмоций и чувств зависят от потребностей, интересов, воли, характера человека, мотивов его деятельности.

Эмоции и чувства взаимосвязаны. Эмоции возни­кают при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей и при непосредственных реакциях человека на предметы окружающей действительности.

Чувства раскрываются как социальные отношения человека к собственной деятельности, к удовлетворению высших потребностей. Между чувствами и интеллектом человека складываются сложные взаимоотношения. Так, возникшее переживание может быть усилено или подавлено разумом, переведено в иную сферу, может стать источником деятельности или ее тормозом.

Незрелость личности умственно отсталого ребенка, обусловленная прежде всего спецификой развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его чувств.

Чувства умственно отсталых детей недостаточно дифференцированы. Детям с умственной отсталостью чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчаются, плачут, сердятся. У них редко проявляются разнообразные оттенки чувств, что так свойственно нормальным школьникам.

Присуща умственно отсталым и выраженная неадекватность чувств. По своей динамике чувства этих детей бывают непропорциональны воздействиям внешнего мира. Одни из них очень легко, поверхностно реа­гируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. У них наблюдаются также и быстрые переходы от одного настроения к другому. Другие чрезмерно и долго переживают по всякому незначительному поводу. Таким образом, те и другие неадекватно реагируют на те или иные воздействия.

Различия между этими группами обусловлены на­рушениями нейродинамики. У детей первой группы преобладает процесс возбуждения. У детей второй группы преобладает процесс торможения.

Незрелость личности умственно отсталого ребенка проявляется также в большом влиянии на оценочные суждения эгоцентрических эмоций. Наиболее высоко ребенок оценивает то, что ему приятно.

Говоря о развитии чувств умственно отсталых детей, Л. С. Выготский отмечал, что на начальных ступенях развития интеллекта обнаруживается более или менее непосредственная зависимость его от аффекта. Но по мере развития личности ребенка эти отношения меняются. С. Я. Рубинштейн пишет: «Переход ребенка от низших форм эмоциональной жизни к высшим, иначе говоря, развитие высших чувств непосредственно связано с изменением отношений между аффектом и интеллектом».

Умственно отсталые не корригируют с помощью интеллекта свои чувства соответственно конкретной ситуации. Это выражается, например, в том, что они не могут побороть чувство обиды на кого-либо даже тогда, когда понимают, что обидеть их не хотели.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у учащихся вспомогательной школы с трудом и в гораздо более позднем возрасте формируются высшие духовные чувства: чувство долга, чести, ответственности, коллективизма и др. Их нравственные чувства отличаются малой степенью осознанности, часто существуют на уровне знания. Однако системати­ческая и целенаправленная работа по коррекции интеллектуальной деятельности, эмоциональных проявлений, волевой регуляции и развитию личностных качеств способствует формированию у умственно отсталых учащихся высших чувств.

Известно, что среди учащихся вспомогательных школ имеются дементные дети, страдающие различными текущими заболеваниями, а также практически здоровые дети с астеническими состояниями, психопатоподобным поведением, грубым недоразвитием личности, раз­личными нарушениями нейродинамики. У таких учащихся могут наблюдаться болезненные проявления чувств, состояния раздражительной слабости, резкие вспышки раздражения, склонность к аффектам.

Детям, перенесшим травму, страдающим эпилепси­ей, шизофренией, сифилисом нервной системы, присущи эпизодические расстройства настроения (дисфория), ничем не мотивированное повышенное настроение (эйфория), угнетенное состояние (апатия), которое может быть предвестником приближающегося обострения заболевания.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации