Тема лабораторного занятия: Экспериментальные методики изучения мышления умственно отсталых детей и школьников
Задание 1. Исследование уровня развития процессов обобщения и отвлечения
Необходимый материал: набор карточек с изображением различных предметов, растений.
Ход выполнения задания
Экспериментатор раскладывает на столе один из наборов карточек (демонстрационный вариант). Объясняет испытуемым смысл задания - карточки надо сгруппировать так, чтобы в группах были родственные предметы, - например, картинки с изображением ножа, карандаша, книги, стакана, циркуля, тарелки можно разделить на две группы: 1) нож, стакан, тарелка — посуда; 2) карандаш, книга, циркуль — школьные принадлежности.
После этого на столе раскладывается другой набор карточек и испытуемым предлагается выполнить аналогичное задание самостоятельно.
Результаты эксперимента протоколируются, рассуждения испытуемых фиксируются. В заключение делается вывод об особенностях обобщения и отвлечения.
Задание 2. Исследование уровня осмысления проблемной ситуации
Необходимый материал: серия картинок с изображением какого-либо сюжета, например: «Пожар», «Наводнение» и др. На картинках должны быть изображены отдельные события: ребенок в отсутствие взрослых играет со спичками; воспламеняется какая-нибудь часть интерьера; из окна дома валит дым; едут пожарные; пожарные тушат огонь; пожарник держит на руках испуганного мальчика.
Ход выполнения задания
Экспериментатор раскладывает на столе картинки, нарушая последовательность развития сюжетной линии. Испытуемому предлагается разложить картинки соответственно логике развития сюжета. Деятельность учеников протоколируется. В заключение делается вывод о правильности, быстроте и глубине осмысленности выполнения предложенного задания.
Задание 3. Исследование процесса абстракции
Необходимый материал: несколько общеизвестных пословиц и метафор.
Ход выполнения задания
Испытуемому называют пословицы и метафоры: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Золотые руки», «Каменное сердце», «Заячья душа». Предлагается истолковать переносное значение этих пословиц и метафор. Буквальное истолкование метафоры или пословицы свидетельствует о нарушении процессов абстракции и обобщения. Делается вывод о глубине абстракции и обобщения.
Задание 4. Исследование критичности мышления
Необходимый материал: заранее подготовленный небольшой рассказ с пропущенными в отдельных фразах словами, например:
«Лев стал... и не мог ходить на... . Тогда он решил жить хитростью: залег в своей берлоге и притворился... . И вот другие звери стали приходить навещать больного... . А когда они приходили, он набрасывался на них и... . Пришла лисица, но в берлогу не вошла, а остановилась у... . Лев спросил у нее: «Что же ты не войдешь ко мне?» А... отвечала: «Я вижу много следов, которые ведут к твоей... , но не вижу... , которые вели бы обратно».
Ход выполнения задания
Испытуемому предъявляется текст рассказа. Он должен его прочитать и вставить пропущенные слова. Экспериментатор должен сделать вывод о качестве выполненной работы. Анализ вставленных испытуемым слов дает возможность определить не только степень критичности мышления испытуемого, но и выявить нарушения целенаправленности и мотивации его мышления.
Оценивая результаты, следует исходить из того, что критичность мышления представляет собой умение действовать, исходя из адекватно осознаваемой цели задания, умение контролировать и исправлять свои действия.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976.
2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956.
3. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.
4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.
6. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1966.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. Гл. 9.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА
1. Особенности мышления умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. М., 1956.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М, 1979. - Гл. 9.
Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966.
2. Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.
Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1969.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Пинский Б. И. Об особенностях использования прошлого опыта учащимися-олигофренами. \\ Специальная школа. – 1958. - Вып. 5,
Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.
3. Связь мышления умственно отсталого ребенка с другими познавательными процессами.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж И. Шиф. - М., 1965.
Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.
Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1956.
Умственно отсталый ребенок. /Под ред. Л. С. Выготского и И. И. Данюшевского. - М., 1935.
4. Личностные нарушения мышления (критичность, целенаправленность, мотивация).
Блейхер В. М. Клиническая психология. - Ташкент, 1976.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.
Намазбаева Ж. И. Развитие личности умственно отсталого школьника. - Алма-Ата, 1976.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. Гл. 9.
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. - М, 1970.
5. Развитие мышления умственно отсталых школьников.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Собр. соч. - М., 1983. Т. 5.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.