Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА.. 5
Тема 2. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ... 7
Тема 3. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.. 10
Тема 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ школы... 12
Тема 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.. 15
Тема 6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
Тема 7. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.. 21
Тема 8. ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ школьников.. 25
Тема 9. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 30
Тема 10. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ школьников.. 33
Тема 11. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 35
Тема 12. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
Тема 13. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 42
Тема 14. ОСОБЕННОСТИ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 48
Тема 15. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 53
Тема 16. ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 58
Тема 17. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 63
Тема 18. ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 66
Тема 19. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.. 69
Тема 20. ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 73
Тема 21. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА.. 78
ПРЕДИСЛОВИЕ
На дефектологических факультетах педагогических институтов для будущих олигофренопедагогов читается курс «Психология умственно отсталого ребенка». Усвоение этого предмета имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание своеобразия психического развития умственно отсталого ребенка помогает олигофренопедагогу квалифицированно решать вопросы обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы, преодолевать либо компенсировать нарушенные психические функции.
Углублению знаний в области специальной психологии способствуют семинарские, лабораторные и практические занятия по психологии умственно отсталого ребенка. Эти занятия должны способствовать усвоению теоретических основ специальной психологии и формированию у студентов устойчивых интересов к психологическим знаниям и их применению на практике.
В предлагаемом вниманию студентов пособии излагается содержание практикума по психологии умственно отсталого ребенка.
В пособии освещается каждая из тем курса. Среди этих тем: «Предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка», «Методы изучения психики умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста», «Особенности межличностных отношений в группах и коллективах умственно отсталых школьников» и др.
После краткого изложения содержания темы дается описание занятий (семинарских, лабораторных). Раскрывается методика проведения лабораторных занятий. Многие занятия проводятся непосредственно во вспомогательной школе под руководством педагога или самостоятельно. Почти к каждой из тем подобраны психологические задачи. Они предлагаются студентам с целью научить их психологически думать — понимать не только закономерности психической деятельности, но и, опираясь на знание этих закономерностей, правильно объяснять те или иные проявления личности школьника, давать правильную оценку его поступкам и действиям.
Кроме того, приводятся темы рефератов или докладов. Работая над ними, студенты могут использовать, кроме рекомендуемой литературы, дополнительные источники. При работе над рефератом или докладом студент должен проявить большую инициативу и самостоятельность в подборе литературы, проведении наблюдений и экспериментов, составлении плана работы и ее оформлении.
Наконец предлагается литература для конспектирования.
В подготовке данного пособия участвовали кандидат психологических наук, доцент А. Д. Виноградова (темы 9, 17, 18); кандидат педагогических наук Е. И. Липецкая (темы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 13, 14, 20, 21); кандидат психологических наук, доцент Ю. Т. Матасов (темы 12, 15, 16); кандидат педагогических наук, доцент И. П. Ушакова (темы 7, 8, 10, 11, 19).
Пособие предназначено для студентов дефектологических' факультетов педагогических институтов. Оно может быть использовано и учителями вспомогательных школ.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ
1. Особенности методики исследования психики умственно отсталого дошкольника.
2. Методы психолого-педагогического изучения умственно отсталых школьников.
3. Использование катамнеза в процессе изучения выпускников вспомогательной школы.
4. Использование тестовой методики за рубежом в диагностировании умственной отсталости.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Венгер А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.
2. Методы изучения аномальных детей. /Под ред. А. И. Дьячкова. - М., 1965.
3. Отбор детей во вспомогательные школы./ Под ред. С. Д. Забрамной. - М., 1971.
4. Принципы отбора детей во вспомогательные школы./ Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. - М., 1973.
5. Саймой Б. Английская школа и интеллектуальные тесты. - М., 1958.
6. Шалимова В. Ф. Катамнестическое изучение олигофренов. \\ Дефектология. – 1970. - № 4.
7. Школы для умственно отсталых детей за рубежом. / Под ред. Т. А. Власовой и Ж. И. Шиф. - М., 1966.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. - Киев, 1978.
2. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых детей. - М., 1962. - Гл. 1.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА
1. Проблема умственной отсталости и критика буржуазно-реакционных взглядов на происхождение и сущность умственной отсталости.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.
Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых детей. - М., 1962. - Гл. 1.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1970. - Гл. 1, 2.
2. Особенности структуры личности умственно отсталого школьника.
Виноградова А. Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника. - В кн.: Коррекционная работа во вспомогательной школе. - Л., 1978.
Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. - Киев, 1978.
Мерлин В. С. Отношения личности. - В кн.: Проблемы экспериментальной психологии личности. - Вып. 5. - Пермь, 1968.
Платонов К. К. Психологическая структура личности. - В кн.: Личность при социализме. - М., 1969.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969.
2. Особенности " умственного развития учеников вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ. ЛИТЕРАТУРА
1. Особенности направленности личности умственно отсталых школьников.
Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 1971.
Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Р. Ковалева, А. А. Степанова. - М., 1981.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Пинский Б. И. О влиянии мотивов деятельности на выполнение трудового задания у умственно отсталых школьников. \\ Специальная школа. – 1964. - № 3.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.
2. Особенности развития познавательных интересов умственно отсталых школьников.
Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969.
3. Особенности мотивов деятельности и поведения умственно отсталых школьников.
Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. - Киев, 1978.
Мерлин В. С. Отношения личности. - В кн.: Проблемы экспериментальной психологии личности. - Вып. 5. - Пермь, 1968.
Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. - М., 1981. - Гл. 8.
Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых детей. - М., 1962.
Ушакова И. П. Особенности отношений к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы. - Л., 1979.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Виноградова А. Д. К изучению межличностных отношений учащихся вспомогательной школы. \\ Научные труды седьмой сессии дефектологии. - М., 1975.
Кузьмайте Л. И. Некоторые особенности личных взаимоотношении умственно отсталых детей младших классов. \\ Дефектология. – 1970. - № 3.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Байкенов С. Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся вспомогательной школы.\\ Вопросы патопсихологии. - М., 1970.
Викулова Л. В. Исследование уровня притязаний у детей-олигофренов. \\ Вопросы экспериментальной патопсихологии. - М., 1965.
Коломинекий Н. Л. Самооценка учащихся вспомогательной школы и уровень их притязаний в процессе профессионально-трудовой подготовки. \\ Дефектология. – 1970. - № 2.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.
ТЕМА РЕФЕРАТА. ЛИТЕРАТУРА
Особенности самооценки и уровня притязаний умственно отсталых школьников.
Литература та же, что на с. 56.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под ред. Г. М. Дульнева. - М., 1971.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА
1. Особенности деятельности учащихся вспомогательной школы.
2. Особенности формирования навыков у учащихся вспомогательной школы.
1. Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. - М., 1981.
2. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте.\\ Хрестоматия по вниманию. - М, 1976.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - Гл. «Внимание».
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ
1. Особенности развития фонематического слуха у умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.
2. Особенности фонетической стороны речи умственно отсталых детей.
3. Особенности словарного запаса умственно отсталых детей.
4. Особенности грамматического строя речи умственно отсталых детей.
5. Особенности письменной речи умственно отсталых школьников.
6. Расстройства устной речи (заикание, косноязычие, дизартрия) у умственно отсталых детей.
7. Расстройства письменной речи (дислексия, дисграфия) у умственно отсталых детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Айметова С. Ш. Развитие речи учащихся в процессе трудового обучения. \\ Известия АПН РСФСР. - Вып. 137, 1965.
2. Барская Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в 5—8 классах вспомогательной школы. - Л., 1980.
3. Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М., 1965.
4. Данилкина Г. И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе. - Л., 1979.
5. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969.
6. Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы. /Под ред. В. Г. Петровой. - М., 1976.
7. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
8. Петрова В. Г. О развитии связной посьменной речи у умственно отсталых школьников. \\ Труды VII научной сессии по дефектологии. - М., 1975.
9. Петрова В. Г. О некоторых особенностях усвоения текста умственно отсталыми школьниками. \\ Специальная школа. Вып. 3. - М., 1958.
10. Петрова В Г. Речь умственно отсталых школьников. \\ Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ. - М., 1965.
11. Петрова В. Г. О влиянии первого воспроизведения на точность дальнейших пересказов умственно отсталых школьников. \\ Труды II научной сессии по дефектологии. - М., 1959.
12. Сумарокова В. А. Усвоение текста учащимися вспомогательной школы при различных способах чтения. \\ Труды VII научной сессии по дефектологии. - М., 1975.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.
Лаудис В. Я. Память в процессе развития. - М., 1976.
Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА
1. Особенности памяти умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 10.
2. Особенности произвольной памяти умственно отсталых детей.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
3. Роль учебной деятельности в развитии высших форм памяти умственно отсталых детей.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Пинский Б. И. Об особенностях использования прошлого опыта учащимися-олигофренами. \\ Специальная школа. – 1958. - Вып. 5.
Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы. /Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1956.
Смирнов А. А. Психология запоминания. - М., 1948.
4. Коррекционные пути развития памяти умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.
Замский X. С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе. \\ Известия АПН РСФСР. – 1954. - Вып. 57.
Пинский Б. И. Процессы воспроизведения при непреднамеренном запоминании и его особенности у учащихся вспомогательных школ (олигофренов). \\ Известия АПН РСФСР. – 1954. - Вып. 57.
Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1966.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. Гл. 9.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА
1. Особенности мышления умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. М., 1956.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М, 1979. - Гл. 9.
Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966.
2. Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.
Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1969.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Пинский Б. И. Об особенностях использования прошлого опыта учащимися-олигофренами. \\ Специальная школа. – 1958. - Вып. 5,
Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.
3. Связь мышления умственно отсталого ребенка с другими познавательными процессами.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж И. Шиф. - М., 1965.
Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.
Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1956.
Умственно отсталый ребенок. /Под ред. Л. С. Выготского и И. И. Данюшевского. - М., 1935.
4. Личностные нарушения мышления (критичность, целенаправленность, мотивация).
Блейхер В. М. Клиническая психология. - Ташкент, 1976.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.
Намазбаева Ж. И. Развитие личности умственно отсталого школьника. - Алма-Ата, 1976.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. Гл. 9.
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. - М, 1970.
5. Развитие мышления умственно отсталых школьников.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Собр. соч. - М., 1983. Т. 5.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМА РЕФЕРАТА. ЛИТЕРАТУРА
Особенности эмоций и чувств умственно отсталых школьников
Мясищев В. Н., Карсарский Б. Д. и др. Основы общей и медицинской психологии. - Л., 1968. Гл.9.
Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева и др. - М., 1981. -Гл. 16.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. - Гл. VII—VIII.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М, 1979. Гл. 14.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМА ДОКЛАДА. ЛИТЕРАТУРА
Особенности воли умственно отсталых школьников
Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева и др. - М., 1981. - Гл. 17.
Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. - М, 1973. -Гл. 9.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 13.
Царцидзе М. Г. Особенности развития воли у умственно отсталых детей. \\ Дефектология. – 1975. - № 2.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМА РЕФЕРАТА. ЛИТЕРАТУРА
Особенности характера умственно отсталых учащихся
Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. - М., 1967.
Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 971.
Ковалев А. Г. Психология личности. - М., 1970. - Гл. XI.
Левандовский Н. Г. О структуре характера. \\ Вопросы психологии. – 1970. - № 3.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 16.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ.ЛИТЕРАТУРА
Профориентация во вспомогательной школе как важная психолого-педагогическая и социальная проблема.
Трудоустройство и профессиональная устойчивость выпускников вспомогательных школ.
Содержание и формы профориентационной работы во вспомогательных школах.
Голомшток А. Е., Черник О. А., Ботякова Л. В. Содержание и методика профориентационной работы в школе. - М., 1972.
Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.
Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969.
Лосе В. Г. Психологическая классификация профессий для целей профессиональной ориентации школьников. \\ Вопросы психологии. – 1974. - № 5.
Мелехов Д. Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации больных. \\ Проблемы олигофрении /Под ред. Н. Н. Ляшко и Д. Д. Федотова. - М., 1970.
Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательной школе. \\ Дефектология. – 1975. - № I.
Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. - М., 1972.
Пути улучшения трудовой подготовки и трудоустройства учащихся вспомогательной школы. \\ Тезисы докладов к Всесоюзной конференции. - М., 1972.
Скородумов Н. М., Чугунова Э. С. Профессиональная устойчивость молодых рабочих. - М., 1969.
Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. - Киев, 1976.
Чугунова Э. С. О некоторых социально-психологических условиях профессиональной устойчивости молодых рабочих. \\ Человек и общество. - Л., 1969.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ. ЛИТЕРАТУРА
Взаимосвязь педагогических способностей с другими свойствами личности олигофренопедагога.
Содержание и значение педагогического такта учителя вспомогательной школы.
Управление межличностными отношениями учащихся вспомогательной школы.
Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. - М., 1971.
Ительсон Л. Б. Психология основных типов научения и обучения. \\ Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1973.
Кузьмайте Л. И. Некоторые особенности личных взаимоотношений умственно отсталых детей младших классов. \\ Дефектология. – 1970. - № 3.
Левитов Н. Д. Психология характера. - М., 1969.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М, 1971.
Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. \\ Вопросы психологии. - I960. - № 3.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА.. 5
Тема 2. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ... 7
Тема 3. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.. 10
Тема 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ школы... 12
Тема 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.. 15
Тема 6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
Тема 7. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.. 21
Тема 8. ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ школьников.. 25
Тема 9. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 30
Тема 10. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ школьников.. 33
Тема 11. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 35
Тема 12. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
Тема 13. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 42
Тема 14. ОСОБЕННОСТИ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 48
Тема 15. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 53
Тема 16. ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 58
Тема 17. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 63
Тема 18. ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 66
Тема 19. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.. 69
Тема 20. ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 73
Тема 21. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА.. 78
ПРЕДИСЛОВИЕ
На дефектологических факультетах педагогических институтов для будущих олигофренопедагогов читается курс «Психология умственно отсталого ребенка». Усвоение этого предмета имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание своеобразия психического развития умственно отсталого ребенка помогает олигофренопедагогу квалифицированно решать вопросы обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы, преодолевать либо компенсировать нарушенные психические функции.
Углублению знаний в области специальной психологии способствуют семинарские, лабораторные и практические занятия по психологии умственно отсталого ребенка. Эти занятия должны способствовать усвоению теоретических основ специальной психологии и формированию у студентов устойчивых интересов к психологическим знаниям и их применению на практике.
В предлагаемом вниманию студентов пособии излагается содержание практикума по психологии умственно отсталого ребенка.
В пособии освещается каждая из тем курса. Среди этих тем: «Предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка», «Методы изучения психики умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста», «Особенности межличностных отношений в группах и коллективах умственно отсталых школьников» и др.
После краткого изложения содержания темы дается описание занятий (семинарских, лабораторных). Раскрывается методика проведения лабораторных занятий. Многие занятия проводятся непосредственно во вспомогательной школе под руководством педагога или самостоятельно. Почти к каждой из тем подобраны психологические задачи. Они предлагаются студентам с целью научить их психологически думать — понимать не только закономерности психической деятельности, но и, опираясь на знание этих закономерностей, правильно объяснять те или иные проявления личности школьника, давать правильную оценку его поступкам и действиям.
Кроме того, приводятся темы рефератов или докладов. Работая над ними, студенты могут использовать, кроме рекомендуемой литературы, дополнительные источники. При работе над рефератом или докладом студент должен проявить большую инициативу и самостоятельность в подборе литературы, проведении наблюдений и экспериментов, составлении плана работы и ее оформлении.
Наконец предлагается литература для конспектирования.
В подготовке данного пособия участвовали кандидат психологических наук, доцент А. Д. Виноградова (темы 9, 17, 18); кандидат педагогических наук Е. И. Липецкая (темы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 13, 14, 20, 21); кандидат психологических наук, доцент Ю. Т. Матасов (темы 12, 15, 16); кандидат педагогических наук, доцент И. П. Ушакова (темы 7, 8, 10, 11, 19).
Пособие предназначено для студентов дефектологических' факультетов педагогических институтов. Оно может быть использовано и учителями вспомогательных школ.
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА
Специальная психология изучает закономерности развития психики аномальных детей: умственно отсталых, глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, слепоглухонемых, с нарушением речи и др.
Психология умственно отсталого ребенка является одним из наиболее разработанных разделов специальной психологии.
Мысль о возможности и необходимости изучения, воспитания и обучений умственно отсталых детей зародилась одновременно с развитием медицины (преимущественно психиатрии) и педагогики. К концу XVIII - началу XIX века сложились определенные взгляды на целесообразность использования лечебных и педагогических средств применительно к умственно отсталым. Дети с легкой степенью умственной отсталости стали объектом изучения и воспитания лишь со второй половины XIX века. В русской педагогической литературе на своеобразие умственно отсталого ребенка впервые было указано Н. А. Добролюбовым. Он отмечал, что для умственно отсталых детей характерны пониженная активность, замедленность восприятия, склонность к механическим стереотипным действиям, плохая ориентировка в новой обстановке, отсутствие умения оперировать приобретенными знаниями.
Во второй половине XIX — начале XX века в России (Рига, Петербург, Москва, Киев) открывается ряд лечебно-педагогических учреждений, в которых изучают, воспитывают и обучают умственно отсталых детей. В 1910 году в Москве Н. П. Постовский и М. П. Пос-товская открывают вспомогательные классы в начальном училище и создают экспериментальные психологические кабинеты по изучению умственно отсталых детей. В 1911 году профессор Г. И. Россолимо создал в Москве институт детской психологии и невропатологии, в котором осуществлялось изучение своеобразия психики умственно отсталых детей.
После Великой Октябрьской социалистической революции специальная психология (и в частности, психология умственно отсталого ребенка) выделилась в самостоятельную науку, а организация изучения, воспитания и обучения умственно отсталого ребенка вошла в состав государственных мероприятий по народному образованию.
В Москве в 1925 году был создан Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ). В конце 20-х годов под руководством профессора Л. С. Выготского (1896-1934) было начато планомерное и систематическое исследование психологических особенностей умственно отсталых детей. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский оставил большое теоретическое наследие в области специальной психологии и по праву считается основателем советской олигофренопсихо-логии.
В 1935 году экспериментальную психологическую лабораторию по изучению психики умственно отсталых детей возглавил Л. В. Занков. В 1943 году Экспериментальный дефектологический институт был преобразован в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР.
Теоретические исследования советских и прогрессивных зарубежных дефектологов, а также опыт работы вспомогательных школ в нашей стране раскрывают большие потенциальные возможности развития умственно отсталых детей в условиях специально организованного обучения и воспитания.
Данные специальной психологии позволяют научно обосновать теорию обучения и воспитания умственно отсталых детей. Целенаправленное воздействие на аномальных детей можно оказывать лишь в том случае, если известно своеобразие их психического развития. Это своеобразие является предметом одной из отраслей психологии - психологии умственно отсталого ребенка.
Психология умственно отсталого ребенка опирается на ряд смежных дисциплин и использует их данные при разработке теории и в повседневной практике.
Психология умственно отсталого ребенка тесно связана с общей и детской психологией. Знание закономерностей генеза психики в норме дает возможность лучше разобраться в своеобразии психического развития умственно отсталого ребенка, в том влиянии, которое оказывает на ход психического развития поражение или недоразвитие мозга. Сопоставление данных, полученных в процессе изучения умственно отсталого ребенка, с данными общей и детской психологии позволяет утверждать, что умственное развитие детей-олигофренов при всем его своеобразии протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка. К числу таких основных закономерностей следует отнести зависимость развития психики ребенка от его обучения и воспитания взрослымии.
Педагогическая психология ориентирует специальную психологию на необходимость соблюдения ряда психологических условий обучения и воспитания детей в целях достижения наилучших результатов.
Специальная психология учитывает данные клиники олигофрении, невропатологии и физиологии.
Клиника олигофрении дает возможность установить этиологию умственной отсталости, невропатология — анатомические, органические отклонения центральной нервной системы, физиология — функциональные изменения в центральной нервной системе. Все это позволяет понять своеобразие психики умственно отсталого ребенка.
Специальная психология исходит из учения И. П. Павлова о пластичности центральной нервной системы. Благодаря этой пластичности оказывается возможным осуществить компенсацию и коррекцию отклонений в психическом развитии, обусловленных органическим поражением головного мозга.
Психология умственно отсталого ребенка опирается и на достижения детской психиатрии. Советские психиатры внесли большой вклад в клиническое изучение умственно отсталых детей. Ими изучены вопросы этологии, патогенеза и лечения последствий заболеваний центральной нервной системы. Кроме этого, установлено своеобразие психики умственно отсталого ребенка в зависимости от перенесенного заболевания, дана клинико-педагогическая классификация детей-олигофренов, определены типологические особенности их психики, раскрыта динамика развития детей-олигофренов. Наконец предметом их изучения являются сходные с олигофренией состояния. Психиатры, педагоги и психологи проводят совместные исследования с целью определения клинических, психологических и педагогических диагностических критериев умственной отсталости.
Специальная психология связана с такими науками, как специальная педагогика, специальные методики и логопедия. Эти науки используют данные психологии умственно отсталого ребенка. Знание закономерностей развития психики умственно отсталых детей дает возможность научно обосновать теорию их обучения и воспитания. В логопедической работе также необходимо исходить из своеобразия психики умственно отсталых детей при определении содержания и методов коррекции дефектов речи учащихся вспомогательной школы и умственно отсталых дошкольников.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ