О целях, принципах психологического консультирования (ПК)
и консультативном контакте» [143]
Название направления (теория ПК) | Процессуальные и результационные цели ПК | Основные теоретические принципы в ПК | Понимание специфики и задач консультационного контакта |
Психоанали- тическое направление (психоанализ, нео-психоанализ, современный психоанализ) | Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал (переживания); помочь клиенту вспомнить ранний детский опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность. | Психика детерминируется психической энергией сексуальной природы (либидо) и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и супер-эго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных (забытых) в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции опыта. | Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать па него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакции переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант директивно интерпретирует «поставляемый» клиентом материал и стремится научить клиента увязывать своё настоящее поведение с событиями прошлого. |
Адлерианское направление (индивидуа-листическая психотерапия) | Позитивно трансформировать цели жизни клиента (основные жизненные цели – работа, дружба, любовь); помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми. | Человек с раннего детства формирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни (жизненного стиля). Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели. | Подчёркивается «позитивная природа» каждого человека. Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление и достижение общих целей психологического консультирования. |
Терапия поведения (бихевиораль- ный и необихе- виоральный подход) | Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению. | Человек – продукт среды и, одновременно, – её творец. Поведение формируется в процессе обучения (научения). Нормальному поведению обучают посредством подкрепления (положительного и отрицательного) и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения. | Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения. |
Рационально-эмоциональная терапия (рационально-эмотивная психотерапия) | Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода и сформировать навыки в решении поведенческих и эмоциональных проблем. | Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений. | Консультант выполняет роль учителя, а клиент – ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придаётся решающего значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем, и на основе этого понимания – к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках. |
Экзистенци-ально-гуманистичес-кая терапия (сопряжение гуманистичес-кой и экзистенциаль-ной психотерапии) | Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать клиента к принятию ответственности за то, что происходит с ним в его жизни; идентифицировать и «рассеять» блокирующие свободу факторы. | Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида. | Основная задача консультанта – вжиться в экзистенцию («сущность») клиента и «завязать» с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношения между консультантом и клиентом понимаются как контакт «человек – человек», идентичный встрече двух равноценных людей «здесь и теперь». Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент. |
Ориентирован-ная на клиента терапия (клиент-центрирован-ная психотерапия) | Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента новому личностному опыту, его уверенность в себе, спонтанность. | Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врождённое стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, уверенностью в себе, спонтанностью. | Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчёркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и «передача» этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит па другие отношения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 11
Формирование гипотез
Формирование гипотезы – заключительная часть теоретической подготовки эмпирического психологического или социологического исследования. Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления и/или о характере связей между его компонентами.
Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться в согласии с имеющимися фактами или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается; 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число; 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной; 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер гипотезы и возможных выводов; 5) Нельзя руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.
Гипотезы – это отправные точки для исследования, а дальнейшие этапы эмпирического социологического и психологического исследования, находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные (базовые, «гипотезы-причины», т.н. «отправные» гипотезы) и т.н. «выводные» («гипотезы-выводы», «гипотезы-следствия»). Таким образом, гипотезы образуют иерархические цепочки, частично дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез – это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 12