Классификация видов психологического консультирования

Обзор и анализ иностранной литературы по проблеме консультирования позволяет выделить следующие главные области применения психологической помощи:

1. Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоление Эдипова комплекса/комплекса Электры, удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.).

2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, идентификация подростка, и т.д.)

3. Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведённым, поддержка при вступлении в повторный брак).

4. Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т.п.).

5. Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфера психологической деятельности в России).

6. Проблемы пожилого возраста.

7. Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки (проблемы личности, общее психическое состояние).

8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).

9. Школьное консультирование.

10. Студенческое консультирование.

11. Профориентационное консультирование.

12. Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

13. Управленческое консультирование.

Виды психологической помощи

По компетентному мнению Лидии Бернгардовны Шнейдер, психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям (критериям):

1. По времени действия:

― неотложная — необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т.д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия, к службам экстренной психологической помощи;

― продолжительная — полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (системные психологические консультации);

2. По направленности:

― прямая— направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью;

― откликающаяся — ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента;

― упреждающая — в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в психологической службе семьи.

3. По пространственной организации:

― контактная, когда беседа клиента с психологом происходит лицом к лицу;

― дистантная, которая подразделяется на телефонную и Интернет;

4. По выполнению функций психологом:

― диагностическая — постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности;

― диспетчерская — отправление к нужному специалисту: профильному психологу-консультанту, психотерапевту, психиатру и т.п.;

― информационная — сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях;

― коррекционная — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия;

― консультативная — это непосредственная психологическая работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных, во многом, с трудностями в межличностных отношениях;

― терапевтическая — с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний психологическими средствами, с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения;

― психиатрическая — помощь психически нездоровым людям – диагностика, лечение, реабилитация, работа с членами семьи, где есть психически нездоровые люди.

5. По количеству участников:

― индивидуальная — когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной и не является приемлемой, например, при эмоционально-чувственных проблемах интимно-личностного толка;

― групповая — акцент делается на развивающей, обучающей программе умений и навыков, групповая форма также используется при необходимости социально-психологической поддержки участников;

6. По вмешательству психолога:

― директивная — указывающая, «дающая советы» о том, как жить;

― недирективная — «идущая» за клиентом, «потворствующая» его личности.

Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так:

выявление проблемы → диагноз → анализ фактов → план вмешательства → вмешательство в виде консультирования → оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

К классификации психологического консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия, прежде всего, возраст, мы должны, прежде всего, рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:

– младенчество (от рождения до 1-го года);

– преддошкольное или раннее детство (1-3 года);

– дошкольное детство (3-6 лет);

– младший школьный возраст (6-10 лет);

– подростковый возраст (10 - 15 лет);

– юность: I период (старший школьный возраст или ранняя юность – 15 - 17 лет), II период (поздняя юность – 17 - 21 год);

– средний (зрелый) возраст: I период (21 - 35 лет – ранняя и поздняя молодость), II большой период (35 - 60 лет – зрелость, поздняя зрелость);

– пожилой возраст (60 - 75 лет);

– старческий возраст или старость (75 - 90 лет);

– долгожители или возраст долгожителей или дряхлый возраст (90 лет и выше).

Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных вещах. Во-первых, обозначать возраст клиента, во-вторых, возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15-ит лет почти бессмысленно: он ещё не может полностью отвечать за себя и быть социально и профессионально продуктивной личностью. Более того, сама личность ещё не до конца системно сформирована, а, следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психокоррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Возраст(в психологии) — это понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временны́х характеристик индивидуального развития. Возраст(в самом общем смысле) – период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного временного момента (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, − они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т.е. – т.н. социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учётом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной взрослым деятельности ребёнка, либо активированы самой личностью (по Давиду Иосифовичу Фельдште́йну).

В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование. Смысловой акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много значимых приёмов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование. Такого рода консультирование центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование. Содержательный упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приёмов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач:возрастно-психологическое, профориентационное («профессиональное»), психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Научное понятие «теория»

Разберём понятие «теория» в принципе, как таковое, обобщённо. ТЕОРИЯ(англ. – theory), в широком смысле, – это интегральная совокупность формализованных рациональных взглядов и представлений, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления (феномена). Теория является развёрнутой формой организации научного знания, дающей целостное представление об основных закономерностях определённой области действительности (сфере окружающего мира). Цельлюбой теории – создание развёрнутого и достоверного знания о наиболее существенных связях и закономерностях действительности. Теориякак форма познавательного освоения человеком мира функционирует в системе культуры наряду с иными формами научного знания (гипотезами, классификациями, типологиями, законами, закономерностями), причём как наиболее завершённая из них. В структуре любой теории обычно вычленяют ряд основных компонентов: 1) эмпирическую основу – факты; 2) теоретическую основу – постулаты, принципы или аксиомы; 3) правила вывода (выведения) основных положений – множество признаваемых допустимыми в рамках каждой данной конкретной теории правил (логических посылок) вывода и доказательства; 4) внутренние и внешние оценки области применимости – явно вычленяемые (выделяемые) предпосылки для применения теории; 5) совокупность выводимых в рамках данной конкретной теории утверждений, выдвигаемых теорией как прогнозные и подлежащие верификации (проверке). В современной науке формирование теории обычно идет по пути выдвижения и селекции (выбора) проверенных временем теоретических моделей («формул»), объясняющих отдельные аспекты конкретной области знания. Развитие теориипроходит не только по пути выдвижения и доказательства следствий из аксиом по заложенным правилам вывода, но и путём пересмотра и уточнения всех входящих в её структуру компонент (элементов). [142] Все перечисленные составляющие любой настоящей научно-практической теории в полной мере относятся к зарекомендовавшим себя в мировом масштабе теориям психологического консультирования, например, к рассмотренному выше клиент-центрированному подходу К. Роджерса (к т.н. роджерианской психотерапии).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

«Современные представления базовых психологических (психотерапевтических) направлений и школ (основополагающих теорий)

Наши рекомендации