Методы невербальной активности
Методы невербальной активности,к числу которых относятся техники телесной, музыкальной и арттерапии, используются как в специализированных тренингах, так и в качестве элемента групповой работы любого направления. Все эти методы объединены предположением, что невербальные средства самовыражения играют важную роль в освобождении человека от проблем: более продуктивно исследуют нерешенные вопросы и конфликты; легче преодолевают сопротивление; дают возможность для работы с мыслями и чувствами, которые кажутся неприемлемыми для словесного выражения.
Наиболее часто на неспециализированных тренингах используют упрощенный вариант телесной терапии – психогимнастику. Она включает в себя три самостоятельные части:
1. Подготовительную. Ее задача – снять напряжение участников, и поэтому ей надо уделить значительное время. Для этой цели подходят упражнения: «Скала», «Передай эмоцию», «Испорченный телефон», «Зоопарк» (содержание упражнений дано во второй части пособия).
2. Пантомимическую. На этом этапе отрабатывается основная тема, содержание которой отражает привычные жизненные ситуации, общие и специфические проблемы взаимоотношений в группе. Данная часть предполагает проигрывание упражнения и обсуждение увиденного (без смысловой нагрузки психогимнастика превращается в гимнастику)
3. Заключительную. Ее задача опять снять напряжение, но уже вызванное центральной частью занятия. Здесь также можно использовать упражнения из первой части.
Музыкальная терапиякак фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась в терапии нервно-психических расстройств. По мнению исследователей, музыкальные техники способствуют обогащению восприятия, развитию внимания и наблюдательности, углублению знаний о себе, отреагированию эмоций, адаптации людей в социуме, повышению уровня невербальных коммуникативных навыков. Также музыкотерапия используется при лечении страхов, эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний и т.д. Но, как правило, для серьезной работы в данном направлении тренеру желательно иметь помимо психологического, еще и музыкальное образование. Этот фактор необязателен, если музыка в тренинге используется в качестве вспомогательного приема, сопровождающего другие психотерапевтические процедуры.
Проведение под музыку медитаций, игр поведенческих техник и включение музыкальных приемов коммуникативной музыкотерапии в тренинге позволяют насытить его дополнительным средством эмоционального невербального воздействия. Чувства, возникающие под воздействием музыки, облегчают овладение приемами саморегуляции, содействуют большей восприимчивости человека и побуждают его творческое начало.
Использование техник арттерапиив тренинге базируется на предположении, что внутреннее Я отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает рисовать. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства. Применение арт-терапевтических техник предоставляет большие возможности для усиления внимания к чувствам и работы с теми из них, которые для вербального выражения неприемлемы; для выражения агрессии в социальной форме; для осознания собственных желаний; для разрядки отношений в группе и т.д.
Для этого применяются подручные материалы: бумага, карандаши, краски, фольга, пластилин, тесто, глина, вырезки из журналов. Также используется сочетание арт-методов с другими формами самовыражения (музыкой, движением, драмой, медитацией).
Самораскрытие тренера
Данный прием заключается в раскрытии тренером своей личности перед участниками. Степень раскрытия может быть различной: от сообщения о себе общих демографических данных до полного самопредставления, включающего и переживания, связанные с данным групповым процессом.
Применение этого приема на тренинге имеет короткую историю. В течение долгого времени считалось, что процесс терапии должен быть окружен священной аурой. И только в последние годы представители всех направлений групповой работы стали говорить о том, что повышение «прозрачности» тренера практически не несет никаких потерь, но при этом дает многоплюсов:
- откровенность тренера вызывает повышение открытости участников;
- углубляется чувство взаимопонимания и эмоциональной поддержки («Мне знакомо твое чувство неуверенности; когда я впервые выступала перед большой аудиторией…»);
- появляется возможность предоставить модель поведения и дать интерпретацию, не вызывая сопротивление («У меня был такой случай…»).
В то же время несоблюдение определенных правил применения данного приема может и навредить участникам. К основным ограничениям методапрежде всего относят следующие аспекты:
- для тренера важно не оказаться надолго в центре внимания группы;
- нет смысла в обстоятельном самораскрытии тренера, когда у него еще нет контакта с аудиторией или когда намечается разлад с группой;
- не стоит при самораскрытии давать нерешенный негативный пример из личного опыта, чтобы не сложилось впечатление, что тренер пришел решать на группе не чужие, а свои проблемы;
- прежде чем решиться на данный прием, ведущему следует убедиться, что его выбор продиктован не личной потребностью высказаться, а возможностью оказать участникам ощутимую пользу.
Интерпретация– это разъяснение неясного или скрытого для участника тренинга значения некоторых аспектов его переживаний и поведения. Она может осуществляться в краткой форме (в виде ключевого слова или фразы) или в более подробном объяснении.
Значение данного приема зависит от направления тренинга. Так в психодинамической групповой работе интерпретация является базовой техникой, а в клиентоцентрированной терапии она проявлена меньше (здесь тренер делает упор на самораскрытие и дает возможность самим участникам интерпретировать происходящее).
Для того, чтобы данный прием имел положительный эффект, тренер должен соблюдать следующие правила:
1. Прежде чем приступить к этой форме работы, надо убедиться, что в группе сформирована атмосфера безопасности и доброжелательности, иначе интерпретация может включить механизмы защиты участника.
2. Будет лучше, если интерпретация прозвучит в виде вопроса или предположения. Фразу можно начать со слов:
- «У меня сложилось впечатление…»;
- «Я полагаю…»;
- «Вероятно…»;
- «Может ли это быть связано с тем, что…?»;
- «У меня есть такая фантазия… Что Вы об этом думаете?».
Если же интерпретация прозвучит как истина в последней инстанции, то она или скоро забудется, или вызовет сопротивление. Эффект будет только от совместной попытки понять что-либо.
3. Очень значимо дать ее вовремя. Если интерпретация предоставляется на фоне сильных эмоциональных проявлений, вряд ли она будет эффективной; сначала есть смысл дать участнику возможность отреагировать чувства, чтобы дистанцироваться от них. Также нежелательна слишком поздняя интерпретация, и почувствовать тот самый момент тренеру должны помочь эмпатия, интуиция, опыт и знания.
4. Применяя данный прием, надо учитывать и уровень когнитивных ресурсов человека. Если участник не поймет интерпретации, то это будет не его вина, а недоучет тренером его возможностей.
5. И, наконец, интерпретацию не следует делать слишком глубокой; она должна увязываться с тем, что клиент уже знает.
О том, насколько были соблюдены данные правила, может хорошо рассказать реакция клиента. В благоприятном варианте это будет благодарность и инсайт. Если участник остался равнодушен к словам тренера, то, скорее всего, были нарушены четвертое и пятое правило; а если реакция окажется агрессивной, то можно предположить, что не соблюдались первые три правила.
В групповой работе существует также возможность применения данного приема и со стороны самих участников. Их статус на группе позволяет им (в отличии от тренера) давать интерпретацию – несвоевременную, неверную, поверхностную или слишком глубокую. Несмотря на это, роль таких высказываний очень высока: они способствуют групповой динамике и позволяют участникам легче принять новые идеи от партнеров. Поэтому будет хорошо, если тренер не будет торопиться сам и дождется реакции со стороны. Его задачей в такой ситуации является помощь участникам в правильной формулировке своих мыслей: через «Я-высказывание» и в деликатной форме.
Фактически, каждый из аспектов групповой работы может подвергаться интерпретации, и надо проявить достаточно профессионализма и интуиции, чтобы с одной стороны сделать тренинг эффективным для каждого, а с другой – не превратить его в лекцию.
Конфронтация– это дипломатическое обращение внимания участника группы на противоречия в его поведении, словах, чувствах.
Всегда ли стоит пользоваться данным приемом, если тренер заметит расхождение в поведении и словах участника? Нет, это – очень серьезная техника, и прежде чем решиться на ее использование, надо обстоятельно учесть многочисленные факторы.
1. В последнее время, в связи с широким распространением тренингов, можно встретиться с полудобровольным актом участия на группе (Например, директор фирмы приглашает тренера для повышения эффективности своей команды. Никто, естественно, не возражает, но степень желания изменить себя может быть крайне различной). Думается, что в этом случае, если тренер не убежден в потребности участника активно работать над собой, лучше дать возможность человеку «дозреть».
С подобной проблемой можно столкнуться и на методических тренингах, где обучаются будущие или начинающие психологи. Понятно, что грамотное обучение ведению тренинга предполагает его проживание; но если человек не готов к полноценному прохождению группы, конфронтация вряд ли ускорит данный процесс.
2. Есть смысл хорошо подумать о применении данного приема в ситуации краткосрочного (трехдневного) тренинга. За это время, в случае глубокой проблемы, существует возможность поднять ее, но не разрешить.
3. Также мне видится проблематичным применение конфронтации к человеку с высокой степенью адаптации к реальной жизни. У каждого из нас есть внутренние проблемы, комплексы, и тренинг почти всегда проявляет их. Но если ведущий видит, что клиент приспособлен к своему недостатку, надо хорошо подумать, стоит ли нарушать равновесие.
4. Особенно осторожным надо быть тому тренеру, который знает за собой такие личностные особенности, как недоверчивость и нетерпеливость. У него большой шанс не дождаться того момента, когда человек окажется готовым к изменению, и решить за него, что «час икс» уже настал.
5. Учитывая, что тренеру, несмотря на его роль, ничто человеческое не чуждо, вполне можно предвидеть, что кто-то из участников вызовет в нем негативные чувства. Это очень четкий признак того, что конфронтацией по отношению к данному человеку пользоваться нельзя: она из методического приема тут же превратиться в сведение счета.
6. Также неплохо было бы учитывать природный темперамент клиента. Можно заранее предвидеть, что в человеке с сильным психотипом конфронтация вызовет боевой задор (который, понятно, может развернуться в любую сторону); для меланхолика же применение данного приема может стать очень тяжелым переживанием.
7. И, главное, чтобы учесть все предыдущее в течение очень короткого промежутка времени на тренинге, ведущему мало обладать тактом, эмпатией, интуицией, хорошим интеллектом и высоким порогом терпимости; он также обязательно должен иметь за плечами достаточный профессиональный опыт применения конфронтации в индивидуальной терапии. Поэтому на первых порах лучше отказаться от данного приема.
Если же все-таки принято решение применить конфронтацию:
- надо убедиться, что достигнута атмосфера доверия и безопасности для участников;
- лучше говорить об ощущениях, а не выражать критику;
- при ее проведении следует касаться только внешних аспектов поведения, а не внутренней мотивации и неосознанных потребностей (Например: «Ты всегда перебиваешь меня», а не «Ты всегда хочешь быть в центре внимания»);
- излагая последствия противоречия, надо помочь найти способы их преодоления;
- конфронтация не должна выглядеть категоричной и агрессивной; лучше, если она будет начинаться со слов: «Мне кажется…», «Если я не ошибаюсь…»;
- надо помнить, что в групповой психотерапии конфронтация направлена не на отдельных членов группы, каждый реагирует на нее; поэтому, давая ее одному, надо помнить об отклике у остальных.
Типы групп спт
Различают множество классификаций групп СПТ: по психологическим ориентациям, по целям и задачам, используемым техникам, структуре, составу участников, роли руководителя, длительности проведения и т.д.
По психологическим ориентациям, лежащим в основе программ психологического воздействия, различаюттренинг в необихевиористских, когнитивистских и гуманистических традициях.
По целям и задачаммогут быть выделеныгруппы тренинга умений: вести разговор, переговоры; достижения определенного состояния - релаксации; тому, как учиться и пр.
С точки зрения используемых техникразличают группырационально-эмотивнотерапевтические, гештальттерапевтические, группы клиентоцентрированной терапии, психодраматические, группы танцевальной, телесной терапии.
По параметру структуры группыподразделяются наструктурированные,действующие по определенному сценарию, и неструктурированные,произвольно разворачивающиесяв зависимости от проблем участников и успешности их обучения.
По составу участниковгруппы подразделяются нагетерогенные(разнородные) игомогенные(однородные) по полу, возрасту, профессии, проблемам.
По роли ведущеговыделяются группы,центрированные на ведущем, где ведущий выступает в роли дирижера, катализатора, и группы,центрированные на участникес ведущим в роли образцового участника (Табл. 1.).
Таблица 1.