Развитие личности в детских группах и коллективах

Теперь мы подошли, пожалуй, к самым сложным и ответст­венным вопросам: о развитии детей в группах и коллективах и о разумном педагогическом руководстве этим процессом. Сложность поставленных вопросов состоит в том, что группа или коллектив могут оказывать двойственное, как положительное, так и отрицательное влияние на личность, и важно усилить пер­вое, сведя к минимуму второе.

Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребе­нок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, как мы выяснили ранее, при наделении его слишком большими пол­номочиями и властью над личностью, а также при недостаточ­но высоком уровне собственного развития ребенка может пре­пятствовать его дальнейшему росту. Педагог на практике стал­кивается, таким образом, со сложной задачей: как, управляя развитием самого коллектива, усиливать его положительное и уменьшать возможное отрицательное воздействие на личность ребенка.

Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, спо­собствующие развитию личности. На практике большинство детских коллективов чаще всего заняты одним, реже двумя и очень редко тремя разными видами деятельности. В них ре­бенок не в состоянии получить возможность для разносторон­него личностного развития. Тогда остается один выход: сделать ребенка активным участником сразу нескольких детских кол­лективов, занятых различными видами деятельности и в совокуп­ности обеспечивающих ребенку нужное разнообразие личностного роста.

Это не есть единственно возможное и оптимальное решение проблемы, так как в пределах доступного для ребенка социаль­ного окружения не всегда находится нужное количество разно­образных по содержанию деятельности детских объединений. Тогда можно сделать так, чтобы ребенок непосредственно уча­ствовал в работе двух, максимум — трех детских коллективов, каждый из которых, в свою очередь, занимался бы двумя-тремя различными видами деятельности, взаимодополняющими друг друга в их влиянии на личностное развитие ребенка. Участвуя в деятельности каждого из них, ребенок будет иметь возможность приобретать достаточное количество различных полезных лич­ностных свойств, причем в зависимости от его собственных спо­собностей и склонностей. Разумно, чтобы каждым детским кол­лективом в этом случае руководили два-три педагога — специ­алисты в различных областях человеческой деятельности.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Обучение детей умениям и навыкам общения

1. Основные психолого-педагогические задачи работы с детскими группами и коллективами.

2. Цели педагогического руководства коллективами.

3. Обучение распределению обязанностей, ролевым формам поведения и деловому общению.

4. Развитие организаторских и исполнительских умений.

5. Научение эмоционально благоприятному межличностному общению, уме­нию вести дискуссии, предупреждению и разрешению конфликтов.

6. Обучение независимому внутригрупповому поведению, учету мнений и интересов других людей.

Тема 2. Управление межличностными отношениями в детских группах

1. Значение деловых и личных взаимоотношений для развития личности ребенка в детских группах и коллективах.

2. Основные направления формирования и развития деловых отношений детей.

3. Возрастные особенности управления деловыми взаимоотношениями.

4. Приоритет нравственных взаимоотношений над деловыми.

5. Возрастные возможности укрепления моральной основы детских группо­вых взаимоотношений.

Тема 3. Организация деятельности детских групп и коллективов

1. Условия оптимальной организации совместной деятельности детей в груп­пах и коллективах.

2. Социально-психологические основы организации групповой деятельно­сти детей.

3. Оптимальная величина и состав детских групп, их возрастная измен­чивость.

4. Требование равноправия личности ребенка и детского коллектива.

5. Приближение содержания и задач совместной деятельности детей к про­блемам жизни взрослых людей.

Наши рекомендации