Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах

Управление межличностными отношениями в детских груп­пах и коллективах составляет педагогическую задачу повышен­ной значимости. Большая роль межличностным отношениям в детском возрасте отводится потому, что в эти годы в системе человеческих интерперсональных связей происходит активный процесс становления личности, а межличностные отношения представляют собой наиболее эффективное средство управле­ния развитием личности.

В социально-психологически зрелых группах и коллективах, т.е. в таких объединениях детей, которые заняты какой-либо серьезной совместной деятельностью, существуют два основ­ных вида отношений: деловые и личные. Их развитие и функци­онирование оказывает преимущественное влияние на форми­рование деловых и личных качеств ребенка, и первый педаго­гически важный вывод, который может быть сделан на основе констатации этого факта, заключается в необходимости парал­лельного развития в детских группах и коллективах как дело­вых, так и личных взаимоотношений их участников.

Что же входит в понятие системы деловых отношений? Какова их база и условия оптимального формирования в детских груп­пах? К деловым отношениям в группах детей можно отнести те, которые складываются в игре, учении и труде — основных ви­дах совместной деятельности детей. Сюда входят руководство, подчинение, распределение обязанностей, координация дейст­вий,. составление планов и программ, их обсуждение и реализа­ция, подведение итогов, оказание взаимопомощи и др. В каж­дом подвиде деловых отношений формируется и развивается то или иное социально полезное личностное качество или группа таких качеств. Например, включение ребенка в руководство дет­ским коллективом способствует становлению у него практиче­ского интеллекта и ответственности, более глубокого понимания интересов других людей и умения учитывать их на практике. Выполнение в группе роли подчиненного развивает у ребенка дисциплинированность, а личное участие в распределении обя­занностей формирует у него более широкий взгляд на проблему деловых связей и отношений людей, тренирует наблюдатель­ность и память.

Руководство товарищами по группе с целью координации их усилий развивает у ребенка оперативность и гибкость мышле­ния. Составление планов и программ совместной деятельно­сти, их обсуждение и подведение итогов побуждают детей к совершенствованию коммуникативных умений и навыков, в том числе умения слушать, понимать, излагать свои мысли, доказы­вать, сотрудничать, идти на компромисс.

Управление деловыми взаимоотношениями детей в процес­се их индивидуального развития постепенно охватывает разные сферы деятельности: игру, учение и труд. Это одно из направ­лений в развитии у детей умения работать вместе с другими людьми. Второе направление связано с постепенным перехо­дом от внешней организации и контроля деятельности к само­управлению и самоконтролю в детских группах и объединени­ях, причем прогрессивное развитие личности ребенка по этой логической линии в разных видах деятельности может происхо­дить независимо. Желательно, чтобы в сюжетно-ролевых играх детей вначале участвовали взрослые, а затем всю игру органи­зовывали и проводили сами дети.

В управлении деловыми взаимоотношениями детей имеются определенные возрастные особенности. Отметим некоторые из них. В дошкольном возрасте все деловые отношения и условия их развития должны быть представлены для детей в наглядно-действенной или наглядно-образной форме, так как более вы­сокий уровень интеллектуального развития им еще не досту­пен. Это не исключает возможность использования взрослым словесных воздействий при руководстве деятельностью детей. Однако когда ставится задача перевода деловых отношений детей на рельсы самоуправления, то наличие достаточного коли­чества чувственных сигналов и ориентиров для детей следует, по-видимому, считать обязательным моментом в данном случае социально-психологического научения.

К совместному планированию как более развитой и слож­ной форме деловых отношений можно переходить в старшем дошкольном или в младшем школьном возрасте. Взрослый че­ловек должен уметь объяснить детям, что такое план деятель­ности, для чего и как он составляется. Вместе с детьми ему следует разработать два или три простейших плана, по которым в дальнейшем будет разворачиваться их совместная деятельность. Переходить к самостоятельному планированию дети могут к кон­цу младшего школьного возраста, причем не только в игре и труде, но также и в учебной деятельности.

Развитую систему самоуправления и самоконтроля деятель­ности можно включать в подростковом и в раннем юношеском возрасте, причем участие взрослого в управлении здесь сводит­ся в основном к роли консультанта и советчика. Это не значит, что совместную деятельность подростков надо пускать на само­тек, просто методы руководства ею в это время должны быть существенно иными, чем в более ранних возрастах. Их следует строить с учетом трех важнейших обстоятельств. Во-первых, с расчетом на то, что складывающиеся деловые отношения в ко­нечном счете должны вырасти до уровня взрослых; во-вторых, имея в виду специфические особенности детей подросткового и раннего юношеского возраста; в-третьих, с учетом того фак­та, что создаваемая система отношений, несмотря на ее при­ближение к взрослости, в данном возрасте играет еще подчи­ненную роль по сравнению с другими, ведущими видами дея­тельности детей.

Личные взаимоотношения детей, их развитие и руководство детскими группами и коллективами имеют свою логику. Поскольку главной задачей развития отношений становится укрепление и обогащение их нравственной основы, то задача педагога сводится к тому, чтобы в виде нормативов и образцов задавать и действенно поддерживать необходимые нормы нрав­ственности, реализуя их в системе детских групповых межлич­ностных отношений. Важнейшими из них являются порядоч­ность, доброта, ответственность, сочувствие, готовность прий­ти на помощь.

Такие отношения могут создаваться в группах детей, начи­ная с раннего возраста, причем формирование и укрепление нравственных отношении в детских группах должно находиться на первом месте по сравнению с деловыми взаимоотношениями. Такая постановка вопроса объясняется тем, что сами по себе деловые отношения автоматически не несут нравственное на­чало, а если человеческие взаимоотношения не основываются на высокой нравственности, то могут привести к формирова­нию и укреплению отрицательных личностных свойств у ребенка.

Нравственные основы детских взаимоотношений с возрастом развиваются. Логика их преобразования может быть описана в русле концепции развития детской морали, по Л.Колбергу. На начальном этапе морального развития ребенка, которому свой­ственна так называемая доконвенциональная мораль, нормы и правила поведения детям должны разъясняться. Необходимо до­биваться того, чтобы сами дети в конечном счете научились давать нравственные объяснения своим поступкам, и всего это­го вполне можно достичь в возрасте от 2—3 до 4—5 лет.

В группах старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста допустимо переходить к построению межличностных от­ношений на базе конвенциональной морали, т.е. к уяснению того, что нравственные нормы существуют и развиваются неза­висимо от мнений отдельных людей и обязательны для всех. Развитие детской морали можно ускорить при правильно орга­низованном руководстве их личными взаимоотношениями в под­ростковом и раннем юношеском возрасте. Весьма положитель­ную роль могли бы сыграть уроки нравственности, проводимые людьми в моральном отношении высокоразвитыми, культурно образованными.

Наши рекомендации