Самовоспитание подростков и юношей

Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с под­ростковым возрастом, — это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме в тече­ние всей последующей жизни человека. Говоря о начале само­воспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достигнув возраста 12—13 лет, дети впервые начинают за­думываться над возможностями интеллектуального и личност­ного самосовершенствования и предпринимать для достиже­ния этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Самовоспитание проходит определенный путь развития. Ес­ли попытаться охватить его основные возрастные ступени, то весь путь его преобразования с возрастом представляется сле­дующим. Первая ступень — физическое и волевое самовоспита­ние, подростковый возраст. Типичной целью в этом возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подро­стка, а задача — улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверен­ность в себе и др., — через применение специальных средств и упражнений. То же самое касается физического развития, в связи с которым многие дети в этом возрасте начинают заниматься физической культурой и спортом. Вторая ступень — нравствен­ное самосовершенствование, ранний юношеский возраст. Наи­более часто встречающаяся цель самовоспитания в это время — духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у се­бя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щед­рости, верности другу, преданности любимому человеку, готов­ности прийти на помощь и др. Третья ступень — профессиональ­ное самовоспитание — средний и поздний юношеский возраст, начало взрослости (от 20 до 40 лет). Этот период жизни можно рассматривать как время делового самосовершенствования, свя­занного с развитием у человека целого комплекса профессио­нально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специаль­ности. Цель профессионального самосовершенствования, воз­никнув в этом возрасте, у многих людей закрепляется и стано­вится одной из главных в жизни. Четвертая ступень — социаль­но-мировоззренческое самовоспитание, период жизни после 40— 45 лет. Здесь задачей самосовершенствования становится выра­ботка социальной позиции, мировоззрения, определенного взгля­да на жизнь. Иногда встречается и пятая ступень, соответст­вующая постановке и реализации человеком цели самоактуализа­ции, отмеченной как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Две из пяти перечисленных ступеней в развитии самовоспи­тания человека приходятся на подростковый и ранний юноше­ский возраст. Успешность занятий личностным самосовершен­ствованием в эти годы, его результаты определяют характер че­ловека как личности.

Как лучше всего помочь подростку или юноше в их физиче­ском, волевом и нравственном самосовершенствовании? Отве­тить на этот вопрос можно следующим образом. Во-первых, следует поощрять и активно поддерживать стремление детей к самовоспитанию, начиная с появления первых его признаков. Подростку в его физическом самовоспитании лучше всего по­могут, конечно, занятия физической культурой и спортом. Осо­бенно полезны для детей игровые виды спорта, а также легкая атлетика, плавание, комплексные физические упражнения, мно­гоборье, способствующие разностороннему и гармоничному фи­зическому развитию организма. В этих же занятиях неплохо вы­рабатываются и волевые качества личности.

Систематические занятия физической культурой и спортом не должны преследовать цель обязательного установления ре­кордов. Главное, чтобы они доставляли ребенку удовольствие, укрепляли его здоровье и улучшали самочувствие. Особенно по­лезны они для физически ослабленных детей и тогда, когда ими вместе с подростками занимаются родители, учителя, другие взрослые люди. Это, конечно, не исключает возможности впо­следствии всерьез заняться спортом под руководством опытных тренеров, но тогда воспитательная задача становится иной и выходит за рамки простого физического или волевого самосо­вершенствования ребенка.

Занятия физической культурой и спортом для подростков по­лезны тем, что являются хорошей школой для выработки необхо­димых качеств личности. Это средство, однако, не единственное и не всегда способно обеспечить всестороннее волевое развитие человека. Определенные качества воли, выработанные в физиче­ских упражнениях, не всегда проявляются в интеллектуальных и других видах деятельности, не обеспечивают автоматически волю в нравственной сфере жизни. Существует следующее правило: волевые качества личности следует в первую очередь вырабаты­вать в тех сферах деятельности, к которым они имеют прямое отношение и в которых будут на практике проявляться,

Заинтересованное, доброжелательное и деятельное участие взрослого в самовоспитании подростка обычно помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные явления и ком­плексы, характерные для данного возраста. Большую роль в са­мовоспитании подростков и юношей играет пример взрослого. Дети данного возраста часто подражают именно взрослым и стараются вырабатывать у себя личностные качества, которые замечают у значимых и авторитетных взрослых людей, а также детей более старшего возраста.

Сложная в психолого-педагогическом плане ситуация, свя­занная с самовоспитанием, возникает тогда, когда старшие школьники сталкиваются с проблемой нравственного самосо­вершенствования. Здесь им приходится встречаться со множе­ством противоречий и проблем. Одна из них — стремление де­тей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное соответствующей литературой и фильмами. В совре­менных социальных условиях такое стремление часто сталкива­ется с прагматической ориентацией, порождаемой экономиче­скими условиями жизни. Если романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, в част­ности материальных, то прагматический, напротив, порождает стремление к материальному благополучию и роскоши. Романти­ческая ориентация предполагает уединение, прагматическая — активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, вто­рой — борьба. Перечень антиномий чисто нравственного харак­тера, возникающих при столкновении романтических идеалов с реальной современной действительностью, можно было бы про­должить. Главная трудность осуществления выбора между ни­ми в самовоспитании состоит в том, что для юношей просто отказаться от одной из целей — романтической или прагмати­ческой — в пользу другой невозможно. Но можно ли их соеди­нить, и если да, то как?

Первейшая задача воспитателя, работающего с детьми юно­шеского возраста, заключается в том, чтобы показать им, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом, что юноше или девушке вовсе не следует обязательно отказываться от одного в пользу другого, так как романтику и прагматику можно соеди­нить на уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Можно, например, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым человеком и в то же время в нравственном отношении оставаться весьма порядочным, про­являя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим конкурентам. Такие качества, как показывает история бизнеса, действительно отличали лучших представителей отечественных (дореволюционных) и зарубежных деловых людей. В частности, промышленники России конца прошлого — начала нынешнего века, будучи хорошими предпринимателями, внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.

Для подобного воспитания современных юношей и девушек им можно рекомендовать наряду с чтением литературы роман­тической, героической и приключенческой направленности об­ращаться и к лучшим произведениям деловой литературы, особенно тем, которые содержат в себе биографические сведения о наиболее выдающихся личностях в этой сфере. Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных ге­роев таких произведений привлекательные нравственные И ро­мантические черты и, наоборот, искать и находить у романти­ков полезные деловые свойства.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Наши рекомендации