Начало формирования социально важных качеств личности

Наступление раннего возраста связано с открывающимися возможностями для воспитания у детей таких ценных личност­ных качеств, которые наряду с интеллектуальными способно­стями, знаниями, умениями и навыками определяют успехи де­тей в различных видах деятельности. Это — самооценка, уро­вень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоя­тельность, инициатива, стремление к признанию (честолюбие). Ранний возраст представляет собой начало сензитивного пе­риода формирования всего этого важнейшего комплекса лич­ностных качеств человека.

Сравнивая себя с окружающими людьми, многие дети уже в возрасте около трех лет имеют определенную самооценку. Если она правильная, т.е. соответствует реальным положительным и отрицательным личностным свойствам, которые имеются у ре­бенка, то он быстрее продвигается в своем развитии. Если само­оценка оказывается неверной (что часто случается, когда ребенка неоправданно много хвалят или ругают), то нередко наступает задержка в психическом развитии. Ребенок с заниженной са­мооценкой обычно не верит в себя, поэтому не прилагает долж­ного старания и усилий там, где бы вполне мог добиться успеха. Ребенок с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои возможности и также не очень старается. О правильности самооценки у детей необходимо начинать заботиться примерно с полуторагодовалого возраста.

Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый. Следовательно, именно взрослый в это время формирует самооценку ребенка. Родителям или воспита­телям особенно важно следить за тем, чтобы их оценки, давае­мые детям, были правильными. Значения таких слов, как «хо­рошо», «плохо», «молодец», и ряда других понимают уже полу­торагодовалые-двухлетние дети. Их использование взрослым в общении с ребенком прямо влияет на формирующуюся само­оценку ребенка. Большую роль в этом процессе играют побуждения ребенка со стороны взрослого к оцениванию других де­тей, людей и самого себя. Если ребенок ошибается в оценке, взрослый должен его поправить и объяснить, почему тому или иному человеку или самому ребенку нужно дать другую оценку.

В одно время с самооценкой в онтогенезе складывается уро­вень притязаний, т.е. величина тех успехов, на которые рассчиты­вает ребенок в различных видах деятельности. Уровень притяза­ний зависит от того, каких результатов добивается ребенок, на­сколько часто его преследуют неудачи и как оцениваются успехи и неудачи. Если успехи в жизни ребенка встречаются чаще, чем неудачи, то у него формируется высокий уровень притязаний; если, напротив, неудачи встречаются чаще, чем успехи, то возни­кает низкий уровень притязаний. Очень важно, чтобы в процессе воспитания сформировался адекватный уровень притязаний ре­бенка, не завышенный и не заниженный, соответствующий его реальным возможностям. Для этого бытовые и игровые задания, которые выполняет ребенок, должны находиться на верхнем пре­деле возможностей ребенка, быть для него достаточно трудными, но доступными. Для того чтобы уровень притязаний был адекват­ным, необходимо также стремиться к тому, чтобы частота успе­хов ребенка примерно соответствовала частоте его неудач.

Нормальный уровень притязаний обычно имеют дети, кото­рые не испытывают частых неудач, воспитываются в атмосфере доброжелательности и терпимости. Излишне опекаемые дети, ли­шенные поведенческой свободы и независимости, нередко име­ют заниженный уровень притязаний. Ребенок, выросший в атмо­сфере строгости, воспитываемый исключительно методом поощ­рений и наказаний, может иметь умеренно высокий уровень при­тязаний. Наконец, ребенок, рано испытавший множество удач, капризный нередко обладает завышенным уровнем притязаний.

Самооценка и уровень притязаний взаимосвязаны в развитии, но сами по себе лишь в малой степени определяют те усилия, которые ребенок прилагает в решении разнообразных задач. Эти усилия больше зависят от особого личностного качества, которое называется потребностью в достижении успехов. Ранний возраст выступает как начало сензитивного периода ее воспитания.

Интересную закономерность, показывающую связь системы воспитания детей с развитием у них этой потребности, обнару­жил Д.Макклелланд. Он показал, что формирование с раннего возраста самостоятельности и чувства ответственности у детей, развитие у них стремления к достижению успехов положитель­но связаны с социально-экономическим развитием страны, где живут эти дети. Став взрослыми, люди, воспитанные подобным образом, начинают проявлять соответствующие положительные качества личности в своей профессиональной работе и тем са­мым способствуют развитию экономики своей страны. Такое воспитание ведет к усилению предпринимательской деятельно­сти. В истории развития ряда европейских стран — Греции, Испании и Англии — подъемы и спады показателей мотивации достижения успехов предшествовали, соответственно, подъе­мам и спадам в их экономическом развитии. Аналогичная зави­симость обнаружилась между количеством патентов, получен­ных за изобретения (данные по США с 1810 по 1950 г.), и дина­микой величины мотива достижения успехов у населения страны.

Потребность в достижении успехов у ребенка раннего воз­раста начинает складываться под влиянием системы поощрений и наказаний, применяемых для стимулирования ребенка в его игровой деятельности. Если практика воспитания такова, что взрослые обращают особое внимание на успехи ребенка и поч­ти не реагируют на его неудачи, то у ребенка формируется и закрепляется именно потребность в достижении успехов. Такой ребенок с удовольствием берется за любое дело, непременно старается добиться в нем успеха и заслужить похвалу. Особенно сильно его стремление к успехам проявляется в том случае, когда в практической деятельности он соревнуется с другими детьми.

В том случае, если взрослый в процессе воспитания игнори­рует успехи ребенка и чаще наказывает его за неудачи, то у ребенка складывается и закрепляется иное мотивационное ка­чество личности: стремление избежать неудачи. Такой ребенок берется за качественное выполнение тех или иных заданий или стремится выиграть соревнование лишь под угрозой страха на­казания, и хотя он при этом может добиться успеха, но внут­ренне к нему по своей инициативе не стремится. Успех стиму­лируется поощрением, вызывает у ребенка положительные эмо­ции, и, стремясь еще раз их пережить, ребенок вновь старается добиться успеха. Таков циклический психологический механизм действия поощрений, которые стимулируют развитие у детей потребности в достижении успехов.

Для воспитания у ребенка трудолюбия не безразлично, что доминирует в системе его стимулирования: поощрения или на­казания. Для того чтобы в раннем детстве у ребенка формиро­валась и укреплялась потребность в достижении успехов, необ­ходимо в стимулировании его практической деятельности ру­ководствоваться следующими правилами:

1. Всеми возможными мерами поддерживать и закреплять у детей положительные аффективно окрашенные переживания, связанные с достижениями успехов в практической деятельности.

2. Способствовать осознанию ребенком этик переживаний как связанных именно с успехами.

3. Укреплять и повышать стимулирующую роль таких пере­живаний через их соединение с актуальными потребностями, целями и интересами.

Развитию мотива достижения успехов у детей способствует пос­тановка перед ними достаточно сложных, но реалистических с точки зрения возможности их решения задач, знание детьми своих сильных и слабых сторон (адекватная самооценка), вера в возмож­ность достижения успеха, умение намечать план и последовательно реализовывать программу действий, ведущих к успеху, а также получать и пользоваться обратной информацией о достигнутых результатах. Все это — общие мотивационно-психологические тре­бования к развитию мотивации достижения успехов. В рудимен­тарной, простейшей форме большинство из них может быть реа­лизовано в работе с детьми раннего возраста. Иными словами, вся­кая воспитательная программа, рассчитанная на развитие потреб­ности в достижении успехов, должна учитывать функциональную зависимость, существующую между этой потребностью, самооцен­кой и уровнем притязаний. Важно также, чтобы причины своих успехов и неудач ребенок научился видеть в себе самом, в своем старании или его отсутствии, в прилагаемых усилиях или собст­венной пассивности, т.е. необходимо добиться того, чтобы с ран­него детства у ребенка формировался внутренний локус контроля.

Оказалось, что желание родителей видеть своих детей стремя­щимися к достижению успехов далеко не всегда совпадает с по­ведением и мотивацией самого ребенка. У детей сверхтребова­тельных родителей больше выражен мотив избегания неудачи, чем мотив достижения успехов. Выяснилось, что оптимальным для ускоренного развития мотивации достижения успехов у детей является такой период их жизни, когда у ребенка уже сформиро­валась выраженная аффективная реакция на успех и неудачу, но вместе с тем эта реакция еще является достаточно общей, не свя­занной со специфическими социальными ситуациями.

Лучшие результаты в воспитании мотивации достижения ус­пехов получаются в том случае, когда родители правильно оцени­вают способности своих детей, и худшие — тогда, когда способ­ности детей сильно завышаются или занижаются родителями. К этому следует добавить необходимость предъявления ребенку умеренных требований, так как чрезмерная требовательность не ведет к развитию сильной мотивации достижения успехов даже в случае адекватной оценки детьми своих способностей.

Более сильный мотив достижения, ориентированный на ус­пех, складывается, по-видимому, тогда, когда успех ребенка со­провождается его похвалой и демонстрацией со стороны взрос­лого человека, общающегося с ребенком, своего личного рас­положения к нему. При этом неудачи ребенка, в особенности те, по поводу которых он сам сильно переживает, как бы не замечаются взрослым, но вместе с тем к ребенку предъявляют­ся достаточно высокие требования, касающиеся качественных и количественных результатов его деятельности.

Для младших детей преобладание положительных или отри­цательных эмоций имеет большее значение, чем для детей стар­шего возраста. Для последних важнее уровень родительских стан­дартов, о которых они могут прямо или косвенно судить по тому, за что их поощряют или наказывают родители. Высокие стандарты достижений, устанавливаемые родителями для де­тей, сказываются на их мотивации достижения успехов. Такие родители более эмоционально реагируют на успехи детей: по­ложительно при удачах и отрицательно при неудачах.

Установлено, что если матери поощряют старание детей, то, оказавшись в детском дошкольном учреждении, такие дети сами начинают проявлять повышенную инициативу в играх и учении.

В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качест­во, которое вместе с уже рассмотренными полезными личностны­ми свойствами играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружаю­щих людей. На базе данного качества возникают такие достоин­ства, как настойчивость, целеустремленность, работоспособность, уверенность в себе и многие другие. С данным качеством также связано становление ответственности и чувства долга у человека.

Описанный комплекс личностных свойств был бы неза­вершенным и не стал бы обладать достаточной стимулирующей силой, обеспечивающей полноценное личностное развитие ре­бенка с учетом требований современной жизни, если бы не был дополнен еще одним важным свойством: самостоятельностью ребенка в суждениях и поступках. Благоприятные условия для воспитания данного качества также складываются в раннем дет­стве. Уже к трем годам ребенок открыто заявляет о своих пре­тензиях на самостоятельность, и взрослому необходимо это во­время заметить и поддержать.

Следует также стимулировать каждую попытку ребенка к со­вершению самостоятельных действий: самостоятельность мышления, самостоятельность в принятии решений, самообслужи­вание, самостоятельность в практических действиях и т.п. Про­двигаясь шаг за шагом, воспитание самостоятельности должно постепенно распространяться от сравнительно простых к более сложным действиям и ситуациям, последовательно вести к рас­ширению жизненного опыта ребенка.

Существенное значение для дальнейшего развитии лично­сти имеет не только раннее воспитание самостоятельности, но также соответствие требований, предъявляемых ребенку, его воз­можностям и уже достигнутому уровню интеллектуально-лич­ностной зрелости. Заметим, что раннее воспитание самостоя­тельности у детей, опережающее естественный ход их разви­тия, придает особый вес внешней оценке достижений ребенка при формировании у него мотива достижения успеха.

Как одну из главных задач актуального воспитания детей сле­дует рассматривать задачу формирования с раннего детства внут­ренней свободы ребенка. Без такой свободы мы никогда не осу­ществим подлинную перестройку сознания людей и не достигнем в нашей стране высокого уровня социально-экономического раз­вития. Многочисленные неудачи в прошлом, связанные с по­пытками совершения подобных переворотов в сознании (име­ется в виду многовековая история Российского государства), не в последнюю очередь определялись недостатками в теории и практике воспитания детей. Положение дел в нашем веке усу­губила господствовавшая в течение многих десятилетий после Октябрьской социалистической революции и ложно понятая кол­лективистская система воспитания, о существенных недостат­ках которой говорилось в предыдущей главе. Вместо коллекти­виста как индивида, не имеющего своего, отличного от коллек­тива лица и полностью зависящего от него, необходимо с ран­него детства формировать свободную, независимую личность.

Наши рекомендации