Глава 23. Воспитание в младенческом и раннем возрасте

Краткое содержание

Первые шаги в воспитании. Отсутствие связи практики физического ухода за детьми в младенческом возрасте с их личностным развитием. Передача ребенку характера и стиля общения от тех людей, которые ухаживают за ним в первые месяцы жизни. Формирование личностных качеств, определяющих общение ребенка с окружающими людьми. Значение младенческого возраста для после­дующего формирования и развития личности. Отсроченный характер внешних проявлений тех воспитательных воздействий, которые имели место в младенче­стве. Младенческий возраст как сензитивный для формирования экстра- и ин-тровертированности, личной привязанности к людям. Пути развития и укреп­ления детской эмоциональной привязанности. Воспитание аккуратности и дис­циплинированности.

Начало формирования социально важных качеств личности. Особое значение раннего возраста для воспитания качеств личности, от которых зависят успехи ребенка в различных видах деятельности: самооценки, уровня притязаний, по­требности в достижении успехов, инициативности, самостоятельности, стрем­ления к признанию. Социально-психологические условия воспитания правиль­ной самооценки и адекватного уровня притязаний. Ранний возраст как подхо­дящий для начала воспитания потребности в достижении успехов. Условия ус­пешного развития потребности в достижении успехов у детей данного возраста. Взаимозависимость воспитания потребности в достижении успехов, самооцен­ки, уровня притязаний и внутреннего локуса контроля. Важность раннего раз­вития у детей стремления к одобрению и признанию. Оптимальные условия для воспитания самостоятельности и ответственности.

Нравственное воспитание детей в первые годы жизни. Понятия эмоциональ­но-нравственного воспитания, нравственной воспитанности и нравственных чувств. Благородные и неблагородные чувства. Доступность для детей раннего возраста восприятия и оценки нравственных чувств. Взаимосвязь нравственных суждений, чувств и поступков. Значение потребности в эмоционально-поло­жительном общении для формирования нравственных чувств. Особенности и возможности воспитания у детей раннего возраста нравственных суждений и поступков.

Физическое и гигиеническое воспитание в ранние годы. Дисциплинирован­ность как способность к внутренней саморегуляции. Роль физического воспи­тания в формировании дисциплинированности. Приоритет произвольности в управлении психическими процессами и состояниями. Роль слова в воспита­нии дисциплинированности. Комплексная развивающая функция физического воспитания. Несводимость физического воспитания к занятиям физической культурой и спортом. Управление физическим воспитанием ребенка через ор­ганизацию деятельности, включающую координацию психических процессов, телесных и ручных движений. Значение гигиенического воспитания для обще­го развития ребенка.

Первые шаги в воспитании

Внешне легко обнаруживаемые признаки личности у ребен­ка впервые появляются в возрасте около трех лет. Однако это не означает, что именно в это время необходимо по-настояще­му начинать воспитание. Оно фактически идет с первых меся­цев жизни ребенка, и только его внешние результаты появля­ются к началу дошкольного возраста.

Первые, заложенные в младенчестве зерна воспитательных воздействий дают всходы в течение всего детства. Иными сло­вами, то, что посеяно в младенчестве, впервые произрастает в раннем возрасте и продолжает расти в детстве, а плоды разви­тия личности в это время пожинаются в течение всей жизни человека. Таково реальное значение начального этапа воспитания ребенка, приходящегося на младенческий и ранний возраст.

Беспомощность младенца, бедность его психологических и поведенческих реакций иногда создают иллюзию того, что в этом возрасте с ребенком как личностью ничего существенного не происходит. Это нередко порождает благодушие, ведет к не­обоснованному выводу о том, что в этом возрасте еще рано заниматься воспитанием ребенка.

Известно, что в разных странах, географических регионах и у разных народов практика обращения с детьми в младенчестве существенно различается. Даже тогда, когда мы сравниваем ме­жду собой социальные группы и семьи внутри одной и той же страны, мы обнаруживаем существенные различия в обраще­нии взрослых с детьми. Данные различия касаются питания, физического ухода, воспитания и многого другого. Естествен­но, возникает вопрос: какое влияние это оказывает на психоло­гическое развитие детей и их поведение?

Попытки напрямую связать практику физического ухода за детьми в ранние годы их жизни с дальнейшим личностным раз­витием детей успеха не имели. Значимой для воспитания, по-видимому, является не сама по себе эта практика, а социальные установки родителей, их отношение к воспитанию детей и их общение с ними.

Воспитание действительно начинается с общения, причем характер отношений матери с ребенком в первые месяцы его жизни определяет последующее личностное развитие самого ре­бенка. Многие личностные свойства, проявляемые человеком в общении с окружающими людьми, передаются от матери к ре­бенку, и вероятнее всего это происходит в младенчестве. Опре­деленно можно сказать только одно: генотипический механизм передачи свойств по наследству здесь не срабатывает. Совре­менная психология располагает многочисленными фактами, доказывающими, что от матери к ребенку или от человека, за­меняющего ее в младенчестве, ребенку передаются многие качества, связанные с человеческими эмоциональными взаи­моотношениями: потребность в общении (аффилиативная по­требность), открытость в общении, стремление к сближению с людьми, расположенность к людям, доверие, привязанность или качества, противоположные названным. Эти свойства лично­сти с раннего детства начинают определять характер ребенка, стиль его общения с людьми, влиять на складывающиеся у него взаимоотношения с окружающими и дальнейшее собственное личностное развитие.

Уже на втором полугодии жизни у младенца начинает про­являться особое качество личности, сохраняющееся затем в те­чение всей последующей жизни, — привязанность к людям. Мла­денец довольно рано начинает больше симпатизировать одним, чем другим людям, стремится всегда находиться рядом с ними и чаще обращаться к ним за помощью.

Человек, ставший объектом младенческой привязанности, способен оказывать на ребенка более сильное воспитательное влияние, чем остальные люди. Ребенок при нем обычно споко­ен, реже испытывает чувство страха, ведет себя более раскован­но. Для развития детской привязанности, которая, конечно, яв­ляется положительным личностным качеством человека, важна способность взрослого «чувствовать» ребенка, чутко отзываться на его сигналы (взгляд, движение, улыбка, голос, плач и т.п.). Дети психологически сильнее привязываются к людям, кото­рые эмоционально положительно реагируют на них самих. Теп­лота и мягкость обращения, подбадривание и поддержка спо­собствуют развитию привязанности у детей.

К аккуратности и дисциплине ребенка необходимо активно приучать с первого года жизни. От раннего приобретения этих свойств непосредственно зависит развитие в будущем многих других полезных личностных качеств.

В обращении с ребенком младенческого возраста следует при­держиваться золотого правила: все делать вовремя, не запазды­вая и не забегая вперед. И еще одно правило: никогда не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

Наши рекомендации