Глава 17. Научение детей в младенческом и раннем возрасте

Краткое содержание

Начальный этап научения. Последовательное появление основных форм и признаков научения: импринтинг, условнорефлекторное научение, оперантное научение, викарное научение, вербальное научение. Роль слова на начальном этапе научения ребенка.

Сочетание разных форм научения. Сочетание условнорефлекторного и ви­карного, оперантного и викарного, викарного и вербального научения. Необ­ходимость такого сочетания для ускоренного развития способностей ребенка.

Особенности научения детей младенческого возраста. Движения, психические процессы восприятия и памяти, наглядно-действенное мышление и речевой стух — основные сферы научения у детей младенческого возраста. Значение физического развития ребенка и совершенствования его движений для психи­ческого развития. Приемы физического закаливания. Развитие движений младенца от рождения до одного года. Стимулирование развития произвольных движений. Формирование потребности в знаниях. Основные компоненты ре­чевого слуха и способы его развития у младенцев. Подготовка детей к прямохо-ждению. Развитие наглядно-действенного мышления.

Научение в раннем возрасте. Творческие задачи как фактор, способствую­щий переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Особенности вхождения ребенка в сензитивный период развития речи. Стиму­лирование активной речи через развитие и удовлетворение познавательных ин­тересов ребенка. Роль общения с окружающими людьми в речевом развитии ребенка раннего возраста. Оптимальная организация общения. Проблема за­держек в развитии активной речи ребенка. Значение невербальной коммуника­ции на начальных этапах становления активной речи. Проблема раннего дву­язычия. Оптимальные условия параллельного усвоения детьми двух языков в первые годы жизни. Способы развития воображения и речевого мышления. Игры и игрушки, помогающие развитию детей двух-трехлетнего возраста. Ве­роятные следствия для развития депривации сенсорных систем или повышен­ной сенсорной активности.

Начальный этап научения

Научение ребенка фактически начинается с момента его рож­дения. С первых же дней жизни в действие вступают механизмы научения, такие, как импринтинг и условнорефлекторное науче­ние. Двигательные и пищевые рефлексы обнаруживаются у ребенка сразу же после его рождения. В это время у детей устанавливают­ся отчетливые условнорефлекторные реакции на свет и на неко­торые другие раздражители. Далее появляются следующие фор­мы научения: оперантное, викарное и вербальное (научение по словесно заданным образцам или инструкциям). Благодаря быст­рому прогрессу оперантного и викарного научения ребенок мла­денческого и раннего возраста с удивительной скоростью и пора­зительными успехами совершенствует двигательные умения, на­выки и речь. Как только у него обнаруживается понимание речи, возникает и быстро совершенствуется вербальное научение.

К концу младенческого возраста мы обнаруживаем у ребенка уже все пять основных видов научения, совместное действие ко­торых обеспечивает дальнейший быстрый прогресс в психологи­ческом и поведенческом развитии, особенно заметный в раннем возрасте. Вначале все виды научения функционируют как бы не­зависимо друг от друга, а затем происходит их постепенная инте­грация. Поясним сказанное на примере четырех наиболее важных форм прижизненного приобретения человеком опыта: условно-рефлекторной, оперантной, викарной и вербальной.

Еще И.П.Павлов показал, что у человека имеется две сигналь­ные системы, благодаря которым он научается реагировать на первоначально нейтральные, а затем приобретающие для него жизненную значимость воздействия. Это — способность откли­каться на физико-химические стимулы (звук, свет, прикоснове­ние, вибрация, запах, вкус и т.п.) и на слово. Одна сигнальная система названа первой, а другая второй. Вторая сигнальная сис­тема для человека безусловно более важна для приобретения жиз­ненного опыта. У взрослого человека она не просто становится основной, но существенно преобразует, делая более тонкими и совершенными другие формы научения. Пользуясь словом, взрос­лый человек может обратить внимание ребенка на те или иные детали ситуации, особенности выполняемого действия. Слово, про­изнесенное как название того или иного предмета или явления, становится его условным сигналом, и дополнительного сочета­ния слова с реакцией в данном случае обычно не требуется (если, конечно, человек уже достаточно хорошо владеет речью). Такова роль слова в условнорефлекторном научении.

Если научение совершается по методу проб и ошибок (оперантное обусловливание), то и здесь слово делает приобретение нового опыта более совершенным. С помощью слова можно четче выде­лить в сознании ребенка его успехи и неудачи, обратить внимание на что-либо существенное, в частности на то, за что он получает поощрение: за старание, приложенные усилия или за способности.

Словом можно направлять внимание ребенка, управлять его деятельностью. Без словесного сопровождения и инструкции не могут стать эффективными ни викарное, ни тем более вер­бальное научение (последнее без слова (по определению) про­сто невозможно).

У ребенка до полутора-двухлетнего возраста все виды науче­ния существуют как бы раздельно и независимо от речи, а сама речь используется им почти исключительно как средство обще­ния. Лишь тогда, когда речь начинает употребляться ребенком как средство мышления, она становится и важнейшим инстру­ментом научения.

Наши рекомендации