Тема 1. Общение и его роль в воспитании
1. Значение общения для воспитания.
2. Виды, формы и средства общения.
3. Развитие общения у детей.
4. Межличностное восприятие и общение.
Тема 2. Коллектив и развитие личности
1. Основные принципы коллективистской системы воспитания.
2. Факты, свидетельствующие о положительном влиянии коллектива на формирование личности.
3. Факты, свидетельствующие об отрицательном влиянии коллектива на воспитание личности.
4. Психолого-педагогические принципы, на основе которых должны строиться взаимоотношения между личностью и реальным коллективом.
Тема 3. Семья и воспитание
1. Роль семьи в воспитании детей.
2. Виды внутрисемейных отношений.
3. Факторы, влияющие на воспитание детей в семье.
4. Оптимизация внутрисемейных отношений.
5. Применение поощрений и наказаний в воспитании.
6. Отношения между братьями и сестрами и их воспитательное значение.
7. Особенности воспитания детей в неполной семье.
Тема 4. Формирование и изменение социальных установок
1. Основные фазы изменения социальных установок.
2. Рациональное и эмоциональное в воздействиях на социальные установки.
3. Психологические требования к аргументации, используемой для изменения социальных установок.
4. Основные социально-психологические явления, которые необходимо учитывать в воспитательных воздействиях, направленных на изменение социальных установок.
Темы для рефератов
1. Виды, средства и формы общения детей разного возраста.
2. Развитие общения в онтогенезе.
3. Явление деиндивидуализации личности в коллективе, его причины и следствия.
4. Воспитательное влияние коллектива на личность.
5. Психологические факторы внутрисемейного воспитания.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Пути оптимизации общения детей разного возраста с целью совершенствования его воспитательного значения.
2. Социально-психологические средства и способы предупреждения обезличивания (деиндивидуализации) человека в коллективе.
3. Оптимизация взаимоотношений личности и коллектива в воспитательном процессе.
4. Социально-психологические рекомендации по улучшению внутрисемейной атмосферы.
5. Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки детей.
6. Психологическая подготовка молодых супругов к воспитанию детей в первые годы существования семьи.
Литература
I
Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991. (Социально-психологические аспекты воспитания: 236—246.)
Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. — М.; 1986.
Земска М. Семья и личность. — М., 1986. (Воспитание в семье: 5—7. Семья и счастье: 30—37. Семья и воспитание детей: 37—64. Развитие ребенка в семье: 73—92. Аномалии семейного воспитания: 93—137.)
Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. — 1992. — № 1.
Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. — 1992. — № 1.
Одаренные дети. — М., 1991. (Поло-ролевое воспитание в семье: 78—87. Психологические основы работы с одаренными детьми: 257-319.)
Развитие личности ребенка. — М., 1987. (Приобретение детьми социального опыта: 151—165. Самосознание и социальное развитие детей: 166—189. Социализация в семье: 190—211. Социализация вне семьи: 212—230.)
Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. — М., 1983. (Социальное обучение и развитие личности: 85—100.)
Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. (Роль семьи в развитии ребенка: 171—220. Социальное окружение и его влияние на ребенка: 220—244.)
Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психологии. — 1991. - № 6.
Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М., 1984. (Моральное развитие и усвоение культурно-исторического опыта людей: 19—27.)
II
Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. — М., 1983. (Психология семьи: 55—63.)
Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование. — М., 1980. (Психология семьи: отношения родителей и детей: 46— 72.)
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. — М., 1988. (Что такое депривация: 28—30. Развитие детей вне семьи: 36—47. Развитие детей в новой семье: 47-52.)
Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. — М., 1991. (Половое воспитание в дошкольном возрасте: 81—115. Половое воспитание в младшем школьном возрасте: 115—139. Половое воспитание в подростковом возрасте: 139—208. Система полового воспитания: 221-244.)
Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. — Минск, 1988. (Коллектив и воспитание личности: 47—56.)
Сысенко В.А. Супружеские конфликты. — М.,1989. (Конфликтные ситуации в семье: 11—25, 51—110.)
III
Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988. (Социальные установки: 348—367.)
Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование. — М., 1980. (Репродуктивная установка: 125—151.)
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. — М., 1988. (Какие бывают семьи: 5—9. Психология больного ребенка: 53—64, 70—72, 86—96. Пьянство и дети: 149-164.)
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B.Петровского. — М., 1979. (Коллектив и его роль в воспитании: 235-243.)
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. —М., 1987. (Психология семейного воспитания: 70—98.)
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М., 1988. (Психология воспитания личности в коллективе: 82-123.)
Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: заметки психолога. — М 1987. (Какие бывают семьи: 11—30. Что могут службы семьи: 123-162.)
Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М., 1981. (Семья как коллектив: 40—64.)
Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. — Минск, 1989. (Конфликты в семье: 92—104.)
Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). — М., 1986. (Семь «законов» супружеской жизни: 8—19. Семья в психологическом рентгене: 56—66.)
Сысенко В.А. Супружеские конфликты. — М., 1989. (Мотивы и поводы разводов: 35—50. Психологический климат семьи и трудности семейного воспитания: 111—140. Психология брачно-семейных отношений: 141—171.)
Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М., 1987. (Внутрисемейные отношения как специфический воспитательный фактор: 19—64. Основные направления совершенствования внут-рисемейных отношений: 64—105. Отрицательное воздействие потребительской атмосферы семьи на духовное развитие детей: 156—174. Численность и состав семьи и их влияние навоспитательныйпотенциал: 15—242.)
Этика и психология семейной жизни. — Минск, 1989. (Брак и семья. Основы семейных отношений: 110—243.)