Тема 2. Обучение речи, чтению и письму

1. Основные направления развития речи в дошкольном возрасте.

2. Средства речевого развития ребенка-дошкольника.

3. Использование детского словотворчества и эгоцентрической речи для со­вершенствования мышления.

4. Обучение чтению и письму дошкольников; возможности данного возраста.

5. Приемы развития чтения.

6. Развитие письма.

7. Обеспечение действенной мотивации учения при обучении чтению и письму.

8. Условия успешного изучения детьми иностранного языка в дошкольном возрасте.

Тема 3. Подготовка к учению в школе

1. Три основных фактора готовности ребенка к учению в школе: мотивационно-познавательный, интеллектуальный и деятельностный.

2. Структура мотивационной готовности дошкольника к учению.

3. Интеллектуальная готовность к учению.

4. Основные функциональные и структурные признаки готовности к учеб­ной деятельности.

Тема 4. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста

1. Развивающие игры, направленные на усиление мотивационной готовно­сти к учению.

2. Психолого-педагогические требования к групповым развивающим играм.

3. Требования к индивидуальным учебно-дидактическим играм дошколь­ников.

Темы для рефератов

1. Средства развития восприятия у дошкольников.

2. Средства развития памяти.

3. Приемы формирования мышления у детей дошкольного возраста.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Система заданий и специальных упражнений, направленных на развитие произвольного и опосредствованного запоминания у детей дошкольного воз­раста.

2. Способы развития речевого мышления у дошкольников.

Литература

I

Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973. (Формиро­вание способностей: 66—95.)

Воспитание и обучение детей шестого года жизни. — М., 1987. (Обучение пятилеток: 34—41.)

Истомина З.М. Развитие памяти: Учебно-методическое по­собие. — М., 1978. (Развитие произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников: 26—61. Пути формирования приемов логического запоминания у дошкольников: 87—118.)

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991. (Современные трактовки под­готовки детей к школе: 4—25.)

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психоло­гическая готовность к школе. — М., 1987. (Проблемы обучения шестилеток: 3—13. Готовность к школе: 37—59.)

Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей до­школьников. — Киев, 1985. (Формирование у дошкольников сен­сорных и мыслительных действий: 21—38. Обучение дошкольников решению познавательных задач: 38—73.)

Психология детей дошкольного возраста. Развитие познава­тельных процессов. — М., 1964. (Развитие ощущений и воспри­ятия в преддошкольном и дошкольном возрасте: 35—67. Развитие внимания в дошкольном детстве: 72—92. Развитие памяти в до­школьном детстве: 94—113. Развитие речи в дошкольном детстве: 115—182. Развитие мышления в дошкольном детстве: 183—246.)

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. (Период от двух до пяти лет: 97—112.)

Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы фор­мирования начальных форм учебной деятельности у школьни­ков // Вопросы психологии. — 1988. — № 3. — С. 30—35.

II

Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. — М., 1986. (Психоло­гические особенности шестилетних детей: 13—19. Психологическая готов­ность к обучению в школе: 34—60. Обучение чужому языку: 131—149.)

Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). — М., 1969. (Сенсорное воспитание: 292—340.)

Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением позна­вательных задач и развитие когнитивных способностей ребен­ка // Вопросы психологии. — 1983. — № 2 — С. 43—50.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального раз­вития детей. — М., 1981. (Психологическая готовность к обуче­нию в школе: 104—130.)

Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. — Минск, 1987. (Развитие представлений у детей в до­школьном возрасте: 43—60.)

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988. (Психологическая готовность к школе: 5—21. Психологические особенности игры шестилетних детей: 51—70. Особенности учебной деятельности шестилетних детей: 70—83. Художественная деятельность шестилетних детей: 83—96. Личность шестилетнего ребенка: 97—114. Индивидуаль­ные различия в шестилетнем возрасте: 114—127. Познавательная сфера шестилетнего ребенка: 128—173. Учитель и дети шести­летнего возраста: 173—183.)

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991. (Общение ребенка со взрослым и психологическая готовность к школьному обучению: 25—89.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — Т. 1. (Психологические основы дошкольной игры: 303-323.)

Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у до­школьников. — Кишинев, 1983. (Развитие самосознания у дошколь­ников: 29—59. Самосознание дошкольников и его коррекция: 60—95.)

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981. (Развитие мышления в дошкольном возрасте: 85—88.) Особенно­сти психического развития детей 6—7-летнего возраста. — М., 1988. (Развитие мотивов учения у детей 6— 7-летнего возраста: 36—45.)

Поддьяков Н.Н. Обучение дошкольников комбинаторному экс­периментированию // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 29-34.

Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. (Фор­мирование у дошкольников обобщенных способов практического ис­следования ситуации: 112—123. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников: 162—237.)

Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М., 1988. (Се­миотическая функция как показатель готовности детей к школе: 169-210.)

Улынкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. — 1983. — № 4. - С. 62-69.

III

Изучение учителем психического развития шестилетних уча­щихся: Методические рекомендации. — Киев, 1984. (Изучение мотивов учения шестилетних детей: 29—57.)

Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ре­бенка. — Ростов-на-Дону, 1987. (Проблема овладения дошкольни­ком фонематической стороной речи: 5—27. Неорганизованный процесс овладения ребенком фонематической стороной речи: 27—49. Организованный процесс овладения ребенком фонематической стороной речи: 49—88.)

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольни­ков. — Киев, 1971. (Волевое поведение дошкольника: 51—78. Особенности волевых усилий у дошкольников: 121—145.)

Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психо­логическая подготовка детей к школе. — Кишинев, 1987. (Влия­ние общения со взрослыми на психологическую подготовку детей к обучению в школе: 44—57.)

Развитие логической памяти у детей. — М., 1976. (Память дошкольников: 22— 71. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников: 187—246.)

Наши рекомендации