Тема 2. Обучение речи, чтению и письму
1. Основные направления развития речи в дошкольном возрасте.
2. Средства речевого развития ребенка-дошкольника.
3. Использование детского словотворчества и эгоцентрической речи для совершенствования мышления.
4. Обучение чтению и письму дошкольников; возможности данного возраста.
5. Приемы развития чтения.
6. Развитие письма.
7. Обеспечение действенной мотивации учения при обучении чтению и письму.
8. Условия успешного изучения детьми иностранного языка в дошкольном возрасте.
Тема 3. Подготовка к учению в школе
1. Три основных фактора готовности ребенка к учению в школе: мотивационно-познавательный, интеллектуальный и деятельностный.
2. Структура мотивационной готовности дошкольника к учению.
3. Интеллектуальная готовность к учению.
4. Основные функциональные и структурные признаки готовности к учебной деятельности.
Тема 4. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста
1. Развивающие игры, направленные на усиление мотивационной готовности к учению.
2. Психолого-педагогические требования к групповым развивающим играм.
3. Требования к индивидуальным учебно-дидактическим играм дошкольников.
Темы для рефератов
1. Средства развития восприятия у дошкольников.
2. Средства развития памяти.
3. Приемы формирования мышления у детей дошкольного возраста.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Система заданий и специальных упражнений, направленных на развитие произвольного и опосредствованного запоминания у детей дошкольного возраста.
2. Способы развития речевого мышления у дошкольников.
Литература
I
Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973. (Формирование способностей: 66—95.)
Воспитание и обучение детей шестого года жизни. — М., 1987. (Обучение пятилеток: 34—41.)
Истомина З.М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. — М., 1978. (Развитие произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников: 26—61. Пути формирования приемов логического запоминания у дошкольников: 87—118.)
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991. (Современные трактовки подготовки детей к школе: 4—25.)
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. — М., 1987. (Проблемы обучения шестилеток: 3—13. Готовность к школе: 37—59.)
Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольников. — Киев, 1985. (Формирование у дошкольников сенсорных и мыслительных действий: 21—38. Обучение дошкольников решению познавательных задач: 38—73.)
Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. — М., 1964. (Развитие ощущений и восприятия в преддошкольном и дошкольном возрасте: 35—67. Развитие внимания в дошкольном детстве: 72—92. Развитие памяти в дошкольном детстве: 94—113. Развитие речи в дошкольном детстве: 115—182. Развитие мышления в дошкольном детстве: 183—246.)
Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. (Период от двух до пяти лет: 97—112.)
Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у школьников // Вопросы психологии. — 1988. — № 3. — С. 30—35.
II
Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. — М., 1986. (Психологические особенности шестилетних детей: 13—19. Психологическая готовность к обучению в школе: 34—60. Обучение чужому языку: 131—149.)
Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). — М., 1969. (Сенсорное воспитание: 292—340.)
Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. — 1983. — № 2 — С. 43—50.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. — М., 1981. (Психологическая готовность к обучению в школе: 104—130.)
Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. — Минск, 1987. (Развитие представлений у детей в дошкольном возрасте: 43—60.)
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988. (Психологическая готовность к школе: 5—21. Психологические особенности игры шестилетних детей: 51—70. Особенности учебной деятельности шестилетних детей: 70—83. Художественная деятельность шестилетних детей: 83—96. Личность шестилетнего ребенка: 97—114. Индивидуальные различия в шестилетнем возрасте: 114—127. Познавательная сфера шестилетнего ребенка: 128—173. Учитель и дети шестилетнего возраста: 173—183.)
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991. (Общение ребенка со взрослым и психологическая готовность к школьному обучению: 25—89.)
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — Т. 1. (Психологические основы дошкольной игры: 303-323.)
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. — Кишинев, 1983. (Развитие самосознания у дошкольников: 29—59. Самосознание дошкольников и его коррекция: 60—95.)
Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981. (Развитие мышления в дошкольном возрасте: 85—88.) Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. — М., 1988. (Развитие мотивов учения у детей 6— 7-летнего возраста: 36—45.)
Поддьяков Н.Н. Обучение дошкольников комбинаторному экспериментированию // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 29-34.
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 112—123. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников: 162—237.)
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М., 1988. (Семиотическая функция как показатель готовности детей к школе: 169-210.)
Улынкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. — 1983. — № 4. - С. 62-69.
III
Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся: Методические рекомендации. — Киев, 1984. (Изучение мотивов учения шестилетних детей: 29—57.)
Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. — Ростов-на-Дону, 1987. (Проблема овладения дошкольником фонематической стороной речи: 5—27. Неорганизованный процесс овладения ребенком фонематической стороной речи: 27—49. Организованный процесс овладения ребенком фонематической стороной речи: 49—88.)
Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев, 1971. (Волевое поведение дошкольника: 51—78. Особенности волевых усилий у дошкольников: 121—145.)
Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. — Кишинев, 1987. (Влияние общения со взрослыми на психологическую подготовку детей к обучению в школе: 44—57.)
Развитие логической памяти у детей. — М., 1976. (Память дошкольников: 22— 71. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников: 187—246.)