Тема 2. Соотношение научения и развития

1. Три точки зрения на связь научения и развития.

2. Научение и созревание организма.

3. Психическое развитие и созревание.

Тема 3. Теория учебной деятельности

1. Структура учебной деятельности.

2. Основные требования, предъявляемые к учебной деятельности.

3. Психолого-педагогические требования к обучению как к преподаванию.

4. Психолого-педагогические требования к учению как усвоению учащими­ся знаний.

5. Формы организации учебной деятельности.

6. Индивидуальные различия в учебной деятельности.

7. Основные параметры, по которым оценивается развитость учебной дея­тельности.

Тема 4. Современные концепции научения

1. Теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений, ум­ственных действий (П.Я.Гальперин).

2. Теория формирования научных понятий у школьников (В.В.Давыдов).

3. Теория проблемного обучения (Л.В.Занков, А.М.Матюшкин).

Темы для рефератов

1. Основные понятия психологической теории научения.

2. Соотношение научения и психического развития учащихся.

3. Требования, предъявляемые к учебной деятельности.

4. Психологические теории научения.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Психологические условия оптимальной организации учебной деятельно­сти учителя (обучения).

2. Психологические условия оптимизации учебной деятельности ученика (учения).

3. Психологические проблемы развивающего обучения.

4. Общее и различное в теориях научения у отечественных и зарубежных авторов.

Литература

I

Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосред­ственной информации. — М., 1977. (Обучение и развитие. Го­товность к обучению: 359—377.)

Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. — 1991. — № 6.

Зинц Р. Обучение и память. — Минск, 1984. (Понятие обуче­ния: 12—21, 53—55. Систематизация учебных процессов: 74—180.)

История зарубежной психологии. 30—60-е годыXX века. Тек­сты. — М., 1986. (Теория Пиаже: 232—292.)

Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М., 1981. (Приемы учебной работы: 6—15. Управле­ние учебной деятельностью: 23—28. Показатели и условия умст­венного развития учащихся: 29—42. Учебная деятельность в усло­виях развивающего обучения; 42—91.)

Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обу­чаемости. — М., 1981. (Обучаемость и ее компоненты: 26—33. Обучение и развитие продуктивного мышления у школьников: 144— 155. Психолого-педагогические принципы развития продуктивного мышления школьников: 155—188. Проблемность обучения: 156—162. Индивидуализация и дифференциация обучения: 162—171.)

Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию уче­ния. — М., 1987. (Понятие учения и его виды: 21—40. Индиви­дуальные различия в учебной деятельности: 41— 78.)

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психоло­гическая готовность к школе. — М., 1987. (Ведущая деятель­ность: 13—16.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — Т. 1. (Овладение учащимися научными поня­тиями: 324—347. Психологические вопросы сознательности уче­ния: 348-381.)

Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. — М., 1970. (Основные аспекты психологической теории учения: 16— 31. Решение проблем и учение: 327—339. Психологические проблемы теории учения: 486—591.)

Ливден Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. (Проблема развития языка у детей: 40—53.)

Линдсей П., Нормам Д. Переработка информации у человека (введение в психологию). — М., 1974. (Обучение и развитие по­знавательных способностей: 442—472.)

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981. (Факторы интеллектуального развития ребенка: 53—56.)

Одаренные дети. — М., 1991. (Психологическая характери­стика одаренности детей, их сильные и слабые стороны: 43—67, 153—157. Психологические основы работы с одаренными детьми: 257-319.)

Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпо­зиума). — М., 1966. (Игра и развитие ребенка (А.В.Запорожец): 5— 10. Основные вопросы теории детской игры (Д.Б.Эльконин): 11—37.)

Развитие личности ребенка. — М., 1987. (Интеллект и дос­тижения детей: 131—150.)

Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и прак­тика обучения. — М., 1984. (Научение (основания): 42—69. Язык и научение человека: 70—91. Мысль, речевое общение, действие (о теориях Пиаже, Брунера, Выготского, Гальперина): 91—128. Задачи обучения: 161—193. Анализ обучения: 193—210. Обучение понятию: 210—235. Обучение психомоторным навыкам: 235 — 255. Обучение решению проблем: 256—280. Закрепление научения: 280—310. Струк­тура навыков обучения: 310—332. Программированное обучение: 332—354. Оценка научения и обучения: 355—376. Научение обуче­нию: 437-452.)

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (пси­хологические основы). — М., 1984. (Требования к теории обуче­ния: 42—55. Теория поэтапного формирования умственных дейст­вий: 56—145. Формирование умственных действий и научных поня­тий: 146—223. Ассоциативно-рефлекторная теория как основа про­граммированного обучения: 224—250. Бихевиоризм как психологи­ческая основа программированного обучения: 251—318.)

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1976. (Проблема ин­стинкта и научения. Инстинктивное поведение. Научение: 24—87.)

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974. (Особенности школьного обучения: 9—26. Структура и формирование учебной деятельности: 40—54.)

Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. — М., 1985. (О природе умственной активности школьников: 7—11. Формиро­вание способов умственной деятельности при усвоении знаний: 27— 45. Организация умственной деятельности школьников на уроке: 45-59.)

Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1979. (Пси­хологические основы активизации учебной деятельности учащихся: 7—42. Характеристика учебной деятельности: 43—62. Формирование приемов учебной деятельности в процессе обучения: 62—104.)

II

Бауэр Т.Дж.Р. Психическое развитие младенца. — М., 1979. (Научение у детей: 12—26.)

Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мо­тивации. — М., 1986. (Импринтинг: 147—154.)

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Пет­ровского. — М., 1979. (Обучение и развитие: 30—33. Сущность и виды научения: 170—182. Факторы, влияющие на научение: 183— 189. Обучение умениям и навыкам: 189—193, 211—215. Формиро­вание знаний и понятий: 193—203. Развитие мышления в учении: 203-210.)

Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981. (Мотивация учения: 5—26. Теоретические подходы к обуче­нию: 27—49. Организация учебной деятельности в малых группах: 109-115.)

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ре­бенка.. — М., 1985.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972. (Осо­бенности образования понятий у школьников: 27—34. Ж.Пиаже о роли действия в мышлении: 224—247. Теория мышления и обучение: 332—399. Психологический анализ трудностей усвоения материа­ла: 111-171.)

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Теория эмпирического мышления в педагогической психологии: 83— 96, 102-104.)

Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельно­сти школьников // Вопросы психологии. — 1981. — № 6.

Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей. — М., 1985. (Критика теории Ж.Пиаже: 70—89. Теория интеллектуаль­ного развития Ж.Пиаже: 158—176. Психологический анализ труд­ностей в учении: 102—115. Обучение в школе (преодоление отста­вания): 115—133.)

Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. — М., 1970. (О роли слова в учении: 277—293.)

Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие до­школьников. — М., 1986. (Игра и ее роль в психическом развитии ре­бенка: 4—13. Нравственное развитие ребенка-дошкольника: 13—28.)

Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познаватель­ной активности учащихся в процессе общения // Вопросы пси­хологии. 1984. — № 5. — С. 41—44.

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984. (Умственное развитие и способности: 47—54.)

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. — М., 1990. (Мотивация учения (направления исследований): 5—54. Форми­рование мотивации учения школьников: 54—75. Мотивация совме­стной учебной деятельности: 78—121. Тренинг мотивации: 122—179.)

Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются (общест­во и способности человека): Книга для учителя. — М., 1989. (Факторы и условия развития интеллекта: 33—37, 50—82.)

Научно-методические основы использования в школьной пси­хологической службе конкретных психодиагностических мето­дик. — М., 1988. (Зона ближайшего развития и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения: 18—35.)

Норман Д.А. Память и научение. — М., 1985. (Как мы обуча­емся и запоминаем: 10—14. Способы научения: 103—114.)

Особенности обучения и психического развития школьни­ков 13—17 лет. — М., 1988. (Теоретические вопросы психологии обучения школьников: 6—19. Психолого-педагогические предпосыл­ки повышения эффективности обучения: .139—152.)

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрос­лыми. — М., 1985. (Влияние эмоционального общения на возникно­вение первых слов у детей: 99—118.)

Особенности психического развития детей 6—7-летнего воз­раста. — М., 1988. (Переход от дошкольного к младшему школьно­му возрасту: 4—11.)

Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошколь­ника. — Киев, 1985. (Обучение и умственное развитие ребенка: 9—20.)

Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М., 1988. (Симво­лическая деятельность в обучении: 258—271.)

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966. (Зна­чение повторения при заучивании: 300—329. Законы памяти и их использование в обучении детей: 330—341, 402—414.)

Способности и склонности: комплексные исследования. — М., 1989. (Виды мнемических способностей и усвоение школьных знаний: 56—83.)

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. — М., 1988. (Общее понятие о познавательной деятельности: 8—19. Виды познаватель­ной деятельности: 20—57. Закономерности процесса усвоения: 58— 90. Формирование познавательной деятельности: 91—172.)

Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. — М., 1987. (Основные принципы организации и про­ведения учебного процесса: 9—62. Организация учебно-познаватель­ной деятельности (передовой педагогический опыт): 63—176. Мо­дель учебной деятельности учащегося: 178—184.)

Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учи­телю. — М., 1985. (Психология обучения: 95—141.)

Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. — 2-е изд. — М., 1974. (Учение Ж.Пиаже об интеллекте: 270—289.)

III

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. (Память и научение: 204—272.)

Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математизиро­ванную теорию обучения. — М., 1969. (Теория обучения )

Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. (Я-концепция и успеваемость школьников: 246—274.)

Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. — М., 1983. (Проблемная ситуация. Виды проблемности: 34-44, 52-70.)

Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошк. возраст). — М., 1969. (Сенсорное воспитание: 292—340.)

Виноградова МД., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. — М., 1977. (Формы организации коллективной познавательной дея­тельности: 41—90.)

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. — М., 1984. (Учебная деятельность. Мотивы учения: 84—115.)

Возрастные и индивидуальные особенности образного мыш­ления учащихся. — М., 1989. (Развитие образного мышления в процессе обучения: 5—42. Образное мышление в процессе усвоения математики: 69—112.)

Вулдридж Д. Механизм мозга. — М., 1965. (Виды научения: 279—300. Сознание и обучение: 310—323.)

Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. — 1969. — № 1. — С. 15—25.

Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию ум­ственных действий // Психологическая наука в СССР. — М., 1959. - Т. I. - С. 441-469.

Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. — Сверд­ловск, 1988. (Психологическая характеристика учебной деятельности: 39—55. Усвоение знаний и формирование понятий: 56—72.)

Дусавицкий А.К. Дважды два — икс. — М., 1985. (О теории Ж.Пиаже: 11-23.)

Изучение учителем психического развития шестилетних уча­щихся. Методические рекомендации. — Киев, 1984. (Строение мотивации учения и способы ее изучения: 17—29.)

Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1986. (Струк­тура процесса учения: 10—67, 74—100. Учение и его виды: 68—74. Сравнительная эффективность разных вариантов учения: 137—156.)

Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966. (Психология мышления и учение о поэтапном формировании умст­венных действий: 236—277.)

Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию уче­ния. — М., 1987. (Учение и личность: 79—118. Развитие позна­вательной деятельности ребенка: 119—160.)

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: у истоков человече­ского интеллекта. — М., 1983. (Инстинкты и научение в эволю­ции когнитивных процессов: 56— 75.)

Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольни­ков. — Киев, 1971. (Формирование произвольного (волевого) по­ведения ребенка: 78—98. Условия развития волевого поведения ребенка: 145—161.)

Коул М., Скибнер С. Культура и мышление: психологический очерк. — М., 1977. (Культура, научение и память: 153—173.)

Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. — М., 1968. (Структура математических способ­ностей школьников: 201—400.)

Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М., 1980. (Организация внимания учащихся на уроке: 19—25. Факторы, влияющие на состояние внимания школьников: 42—46. Практиче­ские рекомендации по организации внимания школьников: 66—89.)

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984. (Значение для развития способностей склонности к тру­ду и потребности в деятельности: 37—43.)

Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обу­чении. — М., 1972. (Проблемная ситуация: 28—46. Решение проблемных ситуаций как условие развития мышления: 73—86. Проблемные ситуации в обучении: 87—167. Эффективность про­блемного обучения: 168—180. Правила проблемного обучения: 181-186.)

Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и раз­витие познавательной активности // Вопросы психологии. — 1982. - № 4. - С. 5-17.

Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. — М., 1989. (Развитие интеллекта — настоятельная потребность вре­мени: 5-12, 31-33.)

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Нейрофизиология памяти и обучение: 132—172. Нейрофармако-логическая регуляция памяти и обучение: 309—324.)

Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления уча­щихся. — М., 1989. (Показатели развития лингвистического мыш­ления учащихся: 102—124.)

Милнер П. Физиологическая психология. — М., 1973. (Па­мять и обучение: 529—583.)

Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития. — М., 1986. (Умственное развитие школьников, отстаю-, щих в учении: 9—22. Волевая регуляция деятельности у школьни­ков, отстающих в учении: 85—104. Самооценка и уровень притя­заний у отстающих в учении школьников: 104—124. Мотивация учения у отстающих школьников: 124—143.)

Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. (Обу­чение как стихийный, неорганизованный процесс: 24—35.)

Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Память в учебной работе школьников: 137—169.)

Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатлевание). — Л., 1973. (Им-принтинг и его биологическое значение: 82—87. Импринтинг и теория обучения: 88—95.)

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы паллеопсихологии. — М., 1974. (Имитация у животных и чело­века: 298-351.)

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. (Психологи­ческие трудности в обучении детей: 313—321.)

Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. — М., 1987. (Предмет, структура и психологические условия возникновения учебной деятельности: 5— 36. Соотношение операционального и конструктивного способов анализа объекта. Критика концепции Ж.Пиаже: 37—46. Способы организации совместных учебных действий школьников: 88—105.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Вып. IV. — М.. 1973. (Условные реакции: 13—58. Научение: 59—208.)

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг: исследование механиз­мов. — М., 1988. (Импринтинг: 301—308.)

Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. — М., 1985. (Мышление и решение учебных задач: 59— 76.)

Наши рекомендации