Темы и вопроси для обсуждения на семинарах

Тема 1. Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающим) людьми

1. Первичные, эмоционально-непосредственные отношения (общение) де­тей со взрослыми.

2. Значение первичных форм общения для дальнейшего психологического развития ребенка.

3. Основные шаги в совершенствовании средств и форм общения в течение первого года жизни ребенка.

4. Развитие общения детей в раннем возрасте.

5. Появление совместной предметной деятельности и предметно-опосред­ствованного общения детей со взрослыми и сверстниками.

Тема 2. Межличностные отношения в дошкольном детстве и в младшем школь­ном возрасте

1. Игровые взаимоотношения детей дошкольного возраста.

2. Выход общения детей за пределы узкосемейных связей и отношений.

3. Перестройка взаимодействия и общения ребенка с разными людьми в связи с поступлением в школу.

4. Взаимоотношения в группах сверстников в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте.

Тема 3. Взаимоотношения подростков

1. Переход к общению со сверстниками в замкнутых товарищеских группах, психологически изолированных от взрослых.

2. Межличностные конфликты в общении подростков, их причины, дина­мика развития и способы устранения.

3. Внутреннее разделение систем общения и взаимоотношений со взрослы­ми и сверстниками.

4. Возникновение и развитие товарищеских отношений со сверстниками одного пола.

5. Первые попытки установления дружеских отношений со сверстниками другого пола.

Тема 4. Отношения с людьми в ранней юности

1. Дифференциация взаимоотношений в ранней юности.

2. Развитие дружеских отношений со сверстниками противоположного пола.

3. Межличностные отношения в период первой влюбленности.

4. Изменение отношений со взрослыми к концу обучения в школе.

Темы для рефератов

1. Развитие общения детей в течение первых трех лет жизни.

2. Особенности общения и взаимоотношений детей-дошкольников.

3. Межличностные взаимоотношения младших школьников.

4. Взаимоотношения в подростковом возрасте.

5. Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Факторы, влияющие на развитие средств и форм общения детей от рож­дения до трехлетнего возраста.

2. Сравнительный анализ взаимоотношений дошкольников и младших школьников.

3. Противоречия в развитии взаимоотношений у детей подросткового воз­раста.

4. Проблемы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности.

Литература

I

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991. (Взаимоотношения подростков со взрослыми: 65—98.)

Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения, — М., 1986. (Анализ конфликтных ситуаций в классе: 77—83. Конфликты в старшем школьном возрасте: 111— 119.)

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок; психологи­ческая готовность к школе. — М., 1987. (Кризис семи лет: 24—31.)

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. (Возникновение общения у ребенка: 30— 75. Развитие общения у детей в первые семь лет жизни: 75—103. Взаимоотношения ребен­ка с окружающими людьми: 106—120.)

Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное раз­витие. — М., 1991. (Половые роли в отрочестве: 122—220. Группа сверстников: 126—132.)

Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М., 1989. (Основные этапы развития общения со сверстниками в ран­нем и дошкольном возрасте: 29—32. Особенности контактов между младенцами: 33—49. Роль взрослого и игрушки в организации кон­тактов между детьми первого года жизни: 50—54. Развитие об­щения со сверстниками, его мотивов и средств в дошкольном воз­расте: 74—165.)

Репина ТА. Социально-психологическая характеристика груп­пы детского сада. — М., 1988. (Межличностные отношения в группе детского сада (выявленные при помощи социометрии): 61— 110. Межличностное восприятие в группе детского сада: 110—140. Межличностное общение детей в группе детского сада: 140—173.)

II

Деятельность и взаимоотношения дошкольников. — М., 1987. (Социально-психологические особенности игровых групп детей-до­школьников: 20—43. Межличностные отношения в группах дошколь­ников: 43—94. Регуляция межличностных отношений дошкольни­ков: 94—108. Лидерство в группах дошкольников: 158— 169.)

Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989. (Взаимо­отношения юношей со сверстниками: 106—127. Межличностные взаимоотношения в юношеском возрасте: 128—166, 213—237. Друж­ба в юности: 167—185.)

Лисина М.И., Капчеля. Г.И. Общение со взрослыми и психо­логическая подготовка детей к школе. — Кишинев, 1987. (Гене­зис общения у дошкольников: 5—43.)

Мир детства: подросток. — М., 1989. (Подросток и взрослые: 56— 76. Подросток и его друзья: 76—96.)

Развитие общения у дошкольников. — М., 1974. (Общение со взрослыми ребенка первого полугодия жизни: 18—112. Осо­бенности общения у детей раннего возраста: 113—154. Обще­ние со взрослыми у дошкольников: 153—254. Развитие общения у детей: 256—282.)

Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных под­ростков // Вопросы психологии. — 1984. — № 1. — С. 27—33.

Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3—5 лет в игре. — М., 1984. (Психолого-педагогические пред­посылки развития взаимоотношений: 5—13. Проблема детских взаимоотношений в психолого-педагогической литературе: 22— 29. Взаимоотношения детей младшего и среднего дошкольного возраста: 29—49.)

Этика и психология семейной жизни. — Минск, 1989. (Осо­бенности межличностных отношений юношества: 41—109.)

III

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. — М., 1984. (Межличностные отношения в младшем школьном возрасте: 151—155.)

Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981. (Психология личных отношений детей: 50—74.)

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). — Минск, 1976. (Взаимоотношения в группе сверстников: 5—18, 50—80. Взаимо­отношения дошкольников: 203—211. Взаимоотношения в началь­ных классах: 211—215. Взаимоотношения подростков: 215—222. Взаимоотношения старшеклассников: 222—228.)

Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 1966. (Формирование взаимоотношений дошкольников в игре: 188—204.)

Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. — Минск, 1989. (Особенности юношеской любви: 22—34.)

Генетические проблемы социальной психологии. — Минск, 1985. (Общение младенцев: 30-56. Общение в раннем возрасте: 57—71. Общение дошкольников: 72—87, 123—147.)

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. (Обучение обезьян языку жестов: сравнительный анализ с человеком: 14—39.)

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрос­лыми. — М., 1985. (Довербальное развитие общения. Этап воз­никновения речи и развитие общения (дошкольники): 13—31.)

Снегирева Т.В., Платон К.Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. — Кишинев, 1988.

Наши рекомендации