Тема 1. Психологические особенности начального этапа обучения

1. Резервы психологического развития, имеющиеся у младших школьников.

2. Проблемы, возникающие у детей младшего школьного возраста в началь­ный период обучения в школе.

3. Пути ускоренной социально-психологической адаптации ребенка к школь­ным условиям.

Тема 2. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста

1. Приобретение познавательными процессами свойств, характеризующих их, как высшие психические функции.

2. Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.

3. Совершенствование внимания.

4. Улучшение памяти.

5. Развитие речи младших школьников.

Тема 3. Умственное развитие младшего школьника

1. Значение младшего школьного возраста для интеллектуального развития детей.

2. Основные направления формирования детского интеллекта в младшем школьном возрасте.

3. Стимулирование умственного развития младших школьников.

Тема 4. Трудовая и учебная деятельность младшего школьника

1. Ведущие виды деятельности младшего школьника.

2. Роль учения в развитии детей младшего школьного возраста.

3. Особенности труда, общения, учения и игры в данном возрасте.

4. Индивидуальные различия в психологическом развитии младших школь­ников.

5. Особенности игр детей младшего школьного возраста.

Темы для рефератов

1. Индивидуальные различия в адаптации к школе детей шести- и семилет­него возраста.

2. Требования, предъявляемые к детям на начальном этапе обучения в школе.

3. Характеристика учебной, трудовой, игровой деятельности и общения млад­ших школьников.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Главные направления и содержание развития внимания, памяти, мышле­ния и речи в младшем школьном возрасте.

2. Влияние основных видов деятельности младших школьников на их ин­теллектуальное развитие.

Литература

I

Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Ир­кутск, 1989. (Младший школьный возраст: 90—118.)

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. — М., 1984. (Игра младших школьников: 126—131. Речь младших школьников: 172—178. Память младших школьников: 183— 190. Мышление младших школьников: 190—202. Воображение млад­ших школьников: 202—205.)

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Психологическое развитие младших школьников в процессе учеб­ной деятельности: 163—213.)

Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обуча­емости. — М., 1981. (Продуктивное мышление четвероклассников: 83—89. Продуктивное мышление второклассников: 89—99. Обуче­ние и развитие продуктивного мышления у школьников второго класса: 147—149. Обучение и развитие продуктивного мышления у школьников четвертого класса: 149—155.)

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984. (Способности в младшем школьном возрасте: 21—37.)

Мир детства: младший школьник. — М., 1988. (Познаватель­ные процессы младших школьников: 119—142.)

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981. (Развитие мышления в младшем школьном возрасте: 88—103.)

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. (Младший школьный возраст: 113—122.)

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьни­ка. — М., 1974. (Обучение и развитие в младшем школьном возрасте: 55—64.)

II

Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия про­странства у детей. — М., 1964. (Развитие восприятия простран­ства у младших школьников: 121—142.)

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Пет­ровского. — М., 1979. (Младший школьный возраст: 69—100. По­знавательные процессы младшего школьника: 87—96.)

Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984. (Развитие мышления младших школьни­ков: 73-120.)

Исследование развития познавательной деятельности. — М., 1971. (О постановке вопросов детьми младшего школьного возра­ста: 119—137. О развитии восприятия (узнавания) у детей до­школьного и младшего школьного возраста: 138—171.)

Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. — Минск, 1987. (Развитие представлений у детей в млад­шем школьном возрасте: 60—73.)

Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьни­ков, — М., 1989.

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольни­ков. — Киев, 1971. (О волевой готовности детей к школьному обучению. Волевое поведение первоклассников: 161—187.)

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. (Младший школьный возраст: 11—45, 133—162.)

Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М., 1988. (Младший школьник: 24—31.)

Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. (Само­контроль младших школьников: 90—94.)

Особенности психического развития детей 6—7-летнего воз­раста. — М., 1988. (Переход от дошкольного к младшему школьно­му возрасту: 4—11. Развитие символической функции у детей 6— 7 лет: 66—77.)

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.,1987.— T.I. (Психология ребенка и подростка: 163—185.)

Наши рекомендации