Тема 1. Предметная деятельность и игра
1. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
2. Особенности предметных и сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста.
3. Развитие сюжетно-ролевых игр в среднем и старшем дошкольном детстве.
4. Появление и совершенствование символических игровых и художественно-творческих действий.
5. Психологические особенности детского рисунка.
6. Основные виды деятельности, в которых участвуют старшие дошкольники, их комплексное влияние на развитие.
Тема 2. Восприятие, внимание и память дошкольника
1. Процесс и основные этапы развития восприятия у детей дошкольного возраста.
2. Совершенствование перцептивных операций и действий.
3. Переход от внешних к внутренним перцептивным действиям.
4. Совершенствование внимания у детей.
5. Развитие памяти в дошкольном возрасте.
Тема 3. Воображение, мышление и речь
1. Влияние мышления на развитие памяти.
2. Основные направления совершенствования воображения у дошкольников.
3. Соединение воображения с практической деятельностью, памятью и мышлением.
4. Основные линии развития мышления.
5. Улучшение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
6. Пути совершенствования речи в дошкольном возрасте.
7. Проблема формирования предпосылок к развитию письменной речи.
Тема 4. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
1. Понятие и состав психологической готовности к обучению.
2. Требования, предъявляемые к восприятию, вниманию, памяти, воображению и мышлению детей при поступлении в школу.
3. Особенности интеллектуального развития ребенка, готового к обучению.
4. Личностная характеристика ребенка, практически подготовленного к учению.
5. Причины отставания детей в начальный этап их обучения в школе.
Темы для рефератов
1. Влияние разнообразных игр, труда и учения на психическое развитие дошкольника.
2. Согласованное развитие основных познавательных процессов ребенка в дошкольном детстве.
3. Воображение, мышление и речь дошкольника.
4. Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Развитие и совершенствование игр детей в дошкольном возрасте.
2. Развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности: игре, труде и учении.
3. Совершенствование мышления и речи дошкольника, их постепенное сближение.
4. Пути оптимального обеспечения психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Литература
I
Асеев В.Т. Возрастная психология; Учебное пособие. — Иркутск, 1989. (Дошкольный возраст: 62—89.)
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. — М., 1981. (Психологические особенности шестилеток: 64-104.)
Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей. — М., 1985. (Об эгоцентризме детского мышления (дошкольный возраст): 3—8, 17—36. Усвоение языка ребенком-дошкольником: 36—58. Развитие мышления у детей-дошкольников: 58—69.)
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. — М., 1984. (Речь дошкольника: 102—111.)
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. 1. (Развитие восприятия у детей-дошкольников: 52—99. Развитие мышления у детей-дошкольников: 154—215.)
Исследование развития познавательной деятельности. — М., 1971. (О развитии восприятия (узнавания) у детей дошкольного и младшего школьного возраста: 138—171. Развитие мышления у детей дошкольного возраста (4—7 лет): 224—271.)
Истомина З.М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. — М., 1978. (Развитие непроизвольного и произвольного запоминания у дошкольников: 26—61.)
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988. (Психологическая готовность к школе: 5—21. Психологические особенности игры шестилетних детей: 51—70. Особенности учебной деятельности шестилетних детей: 70—83. Художественная деятельность шестилетних детей: 83—96. Личность шестилетнего ребенка:. 97—114.) Индивидуальные различия в шестилетнем возрасте: 114—127. Познавательная сфера шестилетнего ребенка: 128—173. Учитель и дети шестилетнего возраста: 173—183.)
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. (Развитие общения у детей в первые семь лет жизни: 75—103. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми: 106—120.)
Мир детства. Младший школьник. — М., 1986. (Шестилетний школьник: 35—38.)
Мухина B.C. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. — М., 1985. (Изобразительная и конструктивная деятельность дошкольников: 130—155. Условия развития личности дошкольника: 156—171. Сенсорное развитие дошкольника: 221 — 238. Развитие мышления дошкольника: 238— 251. Развитие внимания, памяти, воображения в дошкольном возрасте: 251—261.)
Обухова Л.В. Концепция Жана Пиаже; за и против; — М., 1981. (Развитие мышления в дошкольном возрасте: 85—88.)
Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. — М., 1964. (Развитие ощущений и восприятия в преддошкольном и дошкольном возрасте: 35—67. Развитие внимания в дошкольном детстве: 72—92. Развитие памяти в дошкольном детстве: 115—182. Развитие мышления в дошкольном детстве: 183—246.)
Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987, (Период от двух до пяти лет: 97—112.)
Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). — М., 1960. (Психическое развитие детей в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет): 138—293.)
Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. (Развитие игры в дошкольном возрасте: 169—270.)
II
Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. — М., 1986. (Психологические особенности шестилетних детей: 13—19.)
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964. (Развитие восприятия пространства у дошкольников: 93—120.)
Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. — 1983. — № 2.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. — М., 1984. (Психология дошкольника: 67—74.)
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979. (Дошкольный возраст: 49—68.)
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. II. (Развитие произвольных движений: 5—233. Роль речи в формировании и осуществлении произвольных движений: 146—188.)
Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. — Минск, 1987. (Развитие представлений у детей дошкольного возраста: 43-60.)
Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. — Ростов-на-Дону, 1987. (Проблема овладения дошкольником фонематической стороной речи: 5—27.)
Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев, 1971. (Волевое поведение дошкольника: 51—78. Особенности волевых усилий у дошкольников: 121—145. О волевой готовности детей к школьному обучению. Волевое поведение первоклассников: 161—187.)
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. — М., 1987. (Готовность к школе: 37—59.)
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — Т. 1. (Психологические основы дошкольной игры: 303—323.)
Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. — Калинин, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5—43.)
Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов. — М., 1986. (Достижения шестилетнего ребенка в умственном развитии: 5—18. Индивидуальные различия шестилетних детей: 45—66. Игра у детей шестилетнего возраста: 67—78.)
Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. (Самоконтроль у дошкольников: 86—90.)
Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. — М., 1989. (Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту: 4—11. Развитие символической функции у детей 6— 7-летнего возраста: 66— 77.)
Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития. — М., 1986. (Особенности мышления шестилетних детей: 25—32.)
Панько Е.А. и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. — Минск, 1984. (Развитие ощущений и восприятия дошкольника: 3—39. Развитие памяти в дошкольном возрасте: 40—58. Развитие воображения в дошкольном возрасте: 58—75. Развитие мышления у дошкольника: 75—101.)
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 112—123. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников: 162—237.)
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. — М., 1987. (Формирование у дошкольников предметно-игровых действий и взаимодействия: 47—76. Формирование у детей способов построения сюжета игры: 97—128.)
Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. — Киев, 1985. (Формирование у дошкольников сенсорных и мыслительных действий: 21—38. Обучение дошкольников решению познавательных задач: 38— 73. Психологическая готовность к обучению в школе: 85—110.)
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М., 1988. (Семиотическая функция как показатель готовности детей к школе: 169-210.)
III
Генетические проблемы социальной психологии. — Минск, 1985. (Речь дошкольников: 88—100. Дети-шестилетки (общение): 110-122.)
Карлова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. — Ростов-на-Дону, 1987. (Неорганизованный процесс овладения ребенком фонематической стороной речи: 27—49. Организованный процесс овладения ребенком фонематической стороной речи: 49—88.)
Мир детства. — М., 1987. (Темперамент и характер: 23—25. От чего зависят способности: 25. Достижения первого года жизни: 63—80. Приобретения раннего детства: 82—97. Умственное развитие в раннем детстве: 110—120. Развитие речи от трех до шести лет: 161—173. Умственное воспитание дошкольников; 173— 186. Нравственное воспитание дошкольников: 186—201. Готовность к школе: 228—254.)
Психолингвистика: Сборник статей. — М., 1984. (Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников: 241—259.)
Развитие логической памяти у детей. — М., 1976. (Память дошкольников: 22— 71. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников: 187—247.)
Становление речи и усвоение языка ребенком. — М., 1985. (Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста: 33—46.)