Тема 1. Предметная деятельность и игра

1. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

2. Особенности предметных и сюжетно-ролевых игр детей младшего до­школьного возраста.

3. Развитие сюжетно-ролевых игр в среднем и старшем дошкольном дет­стве.

4. Появление и совершенствование символических игровых и художествен­но-творческих действий.

5. Психологические особенности детского рисунка.

6. Основные виды деятельности, в которых участвуют старшие дошкольни­ки, их комплексное влияние на развитие.

Тема 2. Восприятие, внимание и память дошкольника

1. Процесс и основные этапы развития восприятия у детей дошкольного возраста.

2. Совершенствование перцептивных операций и действий.

3. Переход от внешних к внутренним перцептивным действиям.

4. Совершенствование внимания у детей.

5. Развитие памяти в дошкольном возрасте.

Тема 3. Воображение, мышление и речь

1. Влияние мышления на развитие памяти.

2. Основные направления совершенствования воображения у дошкольников.

3. Соединение воображения с практической деятельностью, памятью и мыш­лением.

4. Основные линии развития мышления.

5. Улучшение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

6. Пути совершенствования речи в дошкольном возрасте.

7. Проблема формирования предпосылок к развитию письменной речи.

Тема 4. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе

1. Понятие и состав психологической готовности к обучению.

2. Требования, предъявляемые к восприятию, вниманию, памяти, вообра­жению и мышлению детей при поступлении в школу.

3. Особенности интеллектуального развития ребенка, готового к обучению.

4. Личностная характеристика ребенка, практически подготовленного к учению.

5. Причины отставания детей в начальный этап их обучения в школе.

Темы для рефератов

1. Влияние разнообразных игр, труда и учения на психическое развитие дошкольника.

2. Согласованное развитие основных познавательных процессов ребенка в дошкольном детстве.

3. Воображение, мышление и речь дошкольника.

4. Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обуче­нию в школе.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Развитие и совершенствование игр детей в дошкольном возрасте.

2. Развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельно­сти: игре, труде и учении.

3. Совершенствование мышления и речи дошкольника, их постепенное сбли­жение.

4. Пути оптимального обеспечения психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Литература

I

Асеев В.Т. Возрастная психология; Учебное пособие. — Ир­кутск, 1989. (Дошкольный возраст: 62—89.)

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального раз­вития детей. — М., 1981. (Психологические особенности шестиле­ток: 64-104.)

Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей. — М., 1985. (Об эгоцентризме детского мышления (дошкольный возраст): 3—8, 17—36. Усвоение языка ребенком-дошкольником: 36—58. Раз­витие мышления у детей-дошкольников: 58—69.)

Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие до­школьников. — М., 1984. (Речь дошкольника: 102—111.)

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. 1. (Развитие восприятия у детей-дошкольников: 52—99. Развитие мышления у детей-дошкольников: 154—215.)

Исследование развития познавательной деятельности. — М., 1971. (О развитии восприятия (узнавания) у детей дошкольного и младшего школьного возраста: 138—171. Развитие мышления у де­тей дошкольного возраста (4—7 лет): 224—271.)

Истомина З.М. Развитие памяти: Учебно-методическое по­собие. — М., 1978. (Развитие непроизвольного и произвольного за­поминания у дошкольников: 26—61.)

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988. (Психологическая готовность к школе: 5—21. Психологические особенности игры шестилетних детей: 51—70. Особенности учебной деятельности шестилетних детей: 70—83. Художественная деятельность шестилетних детей: 83—96. Личность шестилетнего ребенка:. 97—114.) Индивидуаль­ные различия в шестилетнем возрасте: 114—127. Познавательная сфера шестилетнего ребенка: 128—173. Учитель и дети шести­летнего возраста: 173—183.)

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. (Развитие общения у детей в первые семь лет жизни: 75—103. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми: 106—120.)

Мир детства. Младший школьник. — М., 1986. (Шестилет­ний школьник: 35—38.)

Мухина B.C. Детская психология: Учебник для студентов пе­дагогических институтов. — М., 1985. (Изобразительная и кон­структивная деятельность дошкольников: 130—155. Условия развития личности дошкольника: 156—171. Сенсорное развитие до­школьника: 221 — 238. Развитие мышления дошкольника: 238— 251. Развитие внимания, памяти, воображения в дошкольном воз­расте: 251—261.)

Обухова Л.В. Концепция Жана Пиаже; за и против; — М., 1981. (Развитие мышления в дошкольном возрасте: 85—88.)

Психология детей дошкольного возраста. Развитие познава­тельных процессов. — М., 1964. (Развитие ощущений и восприя­тия в преддошкольном и дошкольном возрасте: 35—67. Развитие внимания в дошкольном детстве: 72—92. Развитие памяти в до­школьном детстве: 115—182. Развитие мышления в дошкольном детстве: 183—246.)

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987, (Период от двух до пяти лет: 97—112.)

Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рож­дения до семи лет). — М., 1960. (Психическое развитие детей в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет): 138—293.)

Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. (Развитие игры в дошкольном возрасте: 169—270.)

II

Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. — М., 1986. (Пси­хологические особенности шестилетних детей: 13—19.)

Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия про­странства у детей. — М., 1964. (Развитие восприятия простран­ства у дошкольников: 93—120.)

Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением по­знавательных задач и развитие когнитивных способностей ре­бенка // Вопросы психологии. — 1983. — № 2.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. — М., 1984. (Психология дошкольника: 67—74.)

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Пет­ровского. — М., 1979. (Дошкольный возраст: 49—68.)

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. II. (Развитие произвольных движений: 5—233. Роль речи в формировании и осуществлении произвольных движений: 146—188.)

Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. — Минск, 1987. (Развитие представлений у детей дошкольного возраста: 43-60.)

Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ре­бенка. — Ростов-на-Дону, 1987. (Проблема овладения дошкольни­ком фонематической стороной речи: 5—27.)

Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольни­ков. — Киев, 1971. (Волевое поведение дошкольника: 51—78. Особенности волевых усилий у дошкольников: 121—145. О воле­вой готовности детей к школьному обучению. Волевое поведе­ние первоклассников: 161—187.)

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологиче­ская готовность к школе. — М., 1987. (Готовность к школе: 37—59.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — Т. 1. (Психологические основы дошкольной игры: 303—323.)

Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психо­логическая подготовка детей к школе. — Калинин, 1987. (Гене­зис общения у дошкольников: 5—43.)

Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов. — М., 1986. (Достижения шестилетнего ребенка в умственном развитии: 5—18. Индивидуальные различия шестилет­них детей: 45—66. Игра у детей шестилетнего возраста: 67—78.)

Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. (Само­контроль у дошкольников: 86—90.)

Особенности психического развития детей 6—7-летнего воз­раста. — М., 1989. (Переход от дошкольного к младшему школьно­му возрасту: 4—11. Развитие символической функции у детей 6— 7-летнего возраста: 66— 77.)

Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития. — М., 1986. (Особенности мышления шестилетних де­тей: 25—32.)

Панько Е.А. и др. Развитие познавательных процессов до­школьников: Учебное пособие. — Минск, 1984. (Развитие ощу­щений и восприятия дошкольника: 3—39. Развитие памяти в до­школьном возрасте: 40—58. Развитие воображения в дошкольном возрасте: 58—75. Развитие мышления у дошкольника: 75—101.)

Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. (Фор­мирование у дошкольников обобщенных способов практического ис­следования ситуации: 112—123. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников: 162—237.)

Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический ас­пект. — М., 1987. (Формирование у дошкольников предметно-иг­ровых действий и взаимодействия: 47—76. Формирование у детей способов построения сюжета игры: 97—128.)

Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей до­школьника. — Киев, 1985. (Формирование у дошкольников сенсор­ных и мыслительных действий: 21—38. Обучение дошкольников ре­шению познавательных задач: 38— 73. Психологическая готовность к обучению в школе: 85—110.)

Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М., 1988. (Семи­отическая функция как показатель готовности детей к школе: 169-210.)

III

Генетические проблемы социальной психологии. — Минск, 1985. (Речь дошкольников: 88—100. Дети-шестилетки (общение): 110-122.)

Карлова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ре­бенка. — Ростов-на-Дону, 1987. (Неорганизованный процесс ов­ладения ребенком фонематической стороной речи: 27—49. Органи­зованный процесс овладения ребенком фонематической стороной речи: 49—88.)

Мир детства. — М., 1987. (Темперамент и характер: 23—25. От чего зависят способности: 25. Достижения первого года жиз­ни: 63—80. Приобретения раннего детства: 82—97. Умственное развитие в раннем детстве: 110—120. Развитие речи от трех до шести лет: 161—173. Умственное воспитание дошкольников; 173— 186. Нравственное воспитание дошкольников: 186—201. Готовность к школе: 228—254.)

Психолингвистика: Сборник статей. — М., 1984. (Коммуни­кативно-речевая деятельность старших дошкольников: 241—259.)

Развитие логической памяти у детей. — М., 1976. (Память дошкольников: 22— 71. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников: 187—247.)

Становление речи и усвоение языка ребенком. — М., 1985. (Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста: 33—46.)

Наши рекомендации