Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к се­бе в плане предоставляемых возможностей для ускорения, пси­хического развития ребенка, использование или неиспользова­ние которых может иметь серьезные последствия? С психоло­го-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст являет­ся одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он не­посредственно связан с тремя фундаментальными жизненны­ми приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Происхождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Ре­чевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формиро­вать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способ­ности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, доста­точны для разностороннего и полноценного психического и по­веденческого развития маленького растущего человека.

Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельст­вует о том, что стояние на двух ногах и прямохождение до­ставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторным движениям младенца первых месяцев жизни, ког­да прикладывание ладони к ступням полусогнутых ног ребенка вызывает их автоматическое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследова­тельской деятельности и конструкторской, творческой работы.

Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойст­ва. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личност­ное развитие. Речь идет о способности понимать и активно поль­зоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному ре­чевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познаватель­ных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения.

Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достиже­ниям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь является не только незаменимым средст­вом общения, но также играет важнейшую роль в развитии мыш­ления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца ран­него детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведе­нием и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действитель­ности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни со­вершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребен­ком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Для того чтобы представить себе, как в раннем возрасте идет процесс развития предметной и игровой деятельности, начав­шийся еще в младенчестве, необходимо расширить систему по­нятий, с помощью которых описываются данные виды жизне­деятельности. Мы будем далее называть продуктивной такую деятельность ребенка, которая содержит в себе попытку транс­формировать и преобразовать воспринимаемую реальность. Та­кая деятельность включает в себя совокупность всех действий ребенка, за исключением тех, которые выполняют роль копи­рования действительности, например восприятие, подражание. В отличие от этого репродуктивной мы будем именовать дея­тельность, содержащую в себе попытку представить восприни­маемую реальность в том виде, в каком она непосредственно дана нашим органам чувств, без стремления субъекта транс­формировать или преобразовать ее.

Оба вида деятельности определенным образом соотносятся с семиотической функцией, которую мы уже обсуждали в главе 2. Воспользуемся для представления связи продуктивной и репро­дуктивной деятельности с семиотической функцией следующей терминологией Ф.де Соссюра*, уточняющей ранее введенные нами понятия:

а) признаки — это указатели предметов, тесно связанные с самими предметами, на которые они указывают. Признаки яв­ляются частью самого предмета или его неотъемлемыми свой­ствами. Например, для ребенка звук голоса матери является при­знаком ее присутствия где-то поблизости;

б) символы — указатели, обозначающие предмет, но уже от­даленные, отличные от него и вместе е тем сохраняющие определенное сходство с самим предметом. К примеру, в детской игре белый камешек, похожий на кусочек хлеба, может пред­ставлять хлеб, а трава — овощи;

в) знаки — указатели, произвольным образом связанные с предметом, не имеющие с ним никакого внешнего или внут­реннего сходства. Знак условен и всегда социален, т.е. является общим для многих людей, например буквы и цифры.

* Ф.де Соссюр — известный швейцарский языковед.

Конкретизируем также понятие семиотической функции. Ею в более строгом смысле слова, чем это делалось до настоящего времени, будем называть приобретаемую ребенком на втором го­ду жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое при помощи органов чувств событие с помощью символов, или знаков, т.е. указателей, отде­ленных от обозначаемых ими предметов или явлений. С семио­тической функцией связаны символические игры, умственные об­разы и рисунки, подражание и моделирование действительности.

Переход от признаков к символам и знакам определенно свя­зан с развитием подражания, которое на сенсомоторном уров­не является способом представления кого-либо или чего-либо посредством реальных имитационных действий. Образы пред­метов в данном контексте выступают как их внутренняя, пси­хологическая имитация. В свою очередь, они являются основой для межчеловеческого общения и приобретения речи.

Наши рекомендации