Восприятие и память у младенцев

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в са­мом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафикси­ровать следящие движения глаз. Сначала такие движения осу­ществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячно­му возрасту отмечаются элементарные криволинейные, напри­мер круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на вто­ром месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть вре­мени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение, по-видимому, является чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за движущимися объектами, однако вплоть до 2—4-ме­сячного возраста их зрение является относительно слабым.

Достаточно хороший уровень развития движений глаз мож­но отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Про­цесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся бо­лее совершенными при наличии в поле зрения ярких, привле­кательных предметов, а также людей, совершающих разнооб­разные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-четвертом месяцах — формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса ма­тери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голо­сом или когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспери­ментов с детьми младенческого возраста).

На втором месяце жизни младенец особым образом реагиру­ет на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2—3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Это называется комплексом оживления. Было бы неправильно связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хо­рошо знакомых лиц. Многие слепые с рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери. Установлено, что интен­сивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способ­ствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психического развития ребенка.

Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не са­ма собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.

Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это — замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обраще­ние взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ре­бенка со взрослым. На заключительном этапе его развития комп­лекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.

К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с члена­ми семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения ока­зывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начи­ная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жиз­ни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно нахо­диться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14—18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, види­мо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют раз­витие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как пред­метность, т.е. отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего воз­раста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок спо­собен различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных фор­мах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3—4-месячного возраста ребенок, по-видимому, в состоя­нии хранить образ воспринятого предмета не более одной секун­ды. После 3—4 месяцев время сохранения образа увеличива­ется, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8—12 месяцев он выделяет предме­ты в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свиде­тельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в дол­говременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соот­носит с ней, т.е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, пример­но к полутора годам, формируется долговременная память, рас­считанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через не­сколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

А.В.Запорожец, известный отечественный исследователь дет­ской психологии, описал процесс познавательного развития мла­денца следующим образом. Формирование хватательных дви­жений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него вос­приятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой пе­редвижения ребенка в пространстве и с действиями освобож­денной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипу­лированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно-исследовательских пер­цептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что стимулы, близко расположенные друг к другу в пространст­ве, объединяются ими в комплексы гораздо чаще, чем удален­ные друг от друга. Это порождает типичные ошибки, которые совершают дети младенческого возраста. Ребенок может, на­пример, схватить башню из кубиков за самый верхний кубик и очень удивиться, обнаружив, что только один кубик, а не вся башня в целом, оказался у него в руке. Ребенок этого возраста может также делать многочисленные и усердные попытки «взять» цветок с платья матери, не понимая того, что этот цветок со­ставляет часть плоского рисунка. Замечено, что при восприя­тии предметов дети вначале ориентируются на их форму, а за­тем на их величину и только позднее — на цвет. Последнее происходит в возрасте около 2 лет.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста при­сущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассмат­риваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, про­стые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным эле­ментам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно-исследователь­ская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляют­ся, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Существует гипотеза, предложенная Ж.Пиаже, что у мла­денцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных яв­лений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим призна­кам: мебель, животных, еду, в том числе по изображениям.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает спо­собность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, что­бы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребе­нок, как правило, начинает активно искать этот предмет пово­ротами глаз, головы, туловища. Выраженность этой способно­сти от первого полугодия жизни к полутора годам постепенно возрастает. К концу этого срока время сохранения образа в па­мяти после того, как предмет был впервые увиден и спрятан, увеличивается до 10 сек.

Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года жизни, Ж.Пиаже выстроил следующую последовательность его стадий:

1. Стадия развития структур взаимодействия ребенка с не­живыми предметами. Он включает в себя:

А. Стадию операционной консолидации (1—4 месяца). Ребенок при помощи простых движений глаз или рук пытается восста­новить перцептивную или эмоциональную ситуацию, которая для него представляет интерес в познавательном или в эмоцио­нальном плане. В каждом таком случае ребенок своими движе­ниями стремится восстановить прежние ощущения (например, движение глаз в сторону привлекательного объекта или движе­ние руки ко рту).

Б. Стадию операционной координации (4—8 месяцев). Пример: движение чашки весов, увидев которое ребенок затем старается воспроизвести. Вообще, заметив интересное движение чего-либо, младенец почти моментально схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим любопытством за реакцией. В данном слу­чае помимо движения, произведенного самим ребенком, воз­никает реакция слежения за этим движением.

В. Бифокальная координация (8—12 месяцев). Произвольное повторение одного и того же движения с разными частями объ­екта (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение правой). Если перед 4—8-месячным ребенком поста­вить барьер на пути следования к привлекательной для него цели, то ребенок не предпримет никаких попыток его устранить. 8—12-месячный ребенок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматривает связь между двумя объектами: барье­ром и целью, предвидит результат действия с первым из объек­тов — барьером — как средство достижения второго — цели.

Г. Усовершенствованная координация (12—18 месяцев). Типич­ный пример — опыты В.Келера с использованием орудий. Здесь проявляется способность совершать движения с объектами — средствами (орудиями) в любую сторону, независимо от тех руч­ных движений, которые необходимы для непосредственного до­стижения цели.

Аналогичные подстадии можно выделить в развитии движе­ний органа зрения, а также движений, связанных с едой и пить­ем, социальным взаимодействием и речью. Параллельно у де­тей формируются структуры, относящиеся к взаимодействию, с людьми, особенно способы невербального общения ребенка со взрослым, который ухаживает за ним. Выделим аналогичные стадии в этом процессе.

2. Стадии развития структур взаимодействия ребенка с окру­жающими людьми. Они содержат:

А. Операционную консолидацию (1—4 месяца). К концу этой стадии ребенок замечает отклонения от привычного для него поведения матери и предпринимает усилия, направленные на то, чтобы вызвать с ее стороны привычную реакцию. Если это не получается, то ребенок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим. Данное поведение свидетельствует о том, что у ребенка начали складываться первичные намерения.

Б. Операционная координация (4—8 месяцев). Ребенок совер­шает намеренные действия для того, чтобы с их помощью при­влечь внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясет игрушкой, протягивает руки к матери и т.п.). Те действия, которые вначале преследовали определен­ную цель, теперь начинают играть роль сигналов, стимулов, пред­намеренно вводимых в процесс общения и направленных на другого человека.

В. Бифокальная операционная координация (8—12 месяцев). Здесь структуры взаимодействия с неживыми объектами координиру­ются со структурами взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание ребенка одновременно сосредо­точивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке).

Г. Усовершенствованная координация (12—18 месяцев). На этой стадии появляется имитация ребенком движений и действий, совершаемых другими людьми, ведется активный поиск интерес­ных объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.

Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития дости­гает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивной схемы. Схема — это главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти чело­века воспринятой картиной и включающий в себя наиболее ин­формативные, существенные для субъекта признаки. Когнитив­ная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младен­цев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение несколь­ких секунд. Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается вы­делять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того что­бы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, при­слушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов,

К концу первого года жизни относятся первые признаки на­личия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллек­та. Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практи­ческих действиях используют элементарные свойства и отно­шения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непос­редственно связан с началом развития речи.

Речь и мышление младенца

Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формиро­вание этих двух функций идет относительно независимыми пу­тями, по своим собственным законам. Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения способности к эмпатии — пониманию эмоциональ­ного состояния другого человека по его мимике, жестам и пантомимике. Первичному развитию наглядно-действенного мыш­ления предшествует становление манипулятивных движений рук, совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур, их координации, о которой писал Ж.Пиаже. Значительный вклад в дальнейшее развитие этой формы мышления вносит совершенствование ориентировочно-иссле­довательской деятельности младенцев.

Обычно развитие речи ребенка в течение первого года жиз­ни происходит так. В первые месяцы жизни у младенца появля­ется повышенный интерес к человеческой речи, она выделяется в его восприятии из мира других звуков. В возрасте около 1 меся­ца новорожденный начинает произносить какие-либо простые звуки типа а-а, у-у, э-э. Около двух-четырех месяцев от рожде­ния возникает гукание, затем — в 4—6 месяцев — гуление, по­вторение простых слогов. Во втором полугодии жизни появляет­ся лепет, а в 9—10 месяцев в речи младенца замечаются первые слова. Голосовые реакции и соответствующие действия младенца чаще всего появляются в присутствии взрослого и возникают в ситуациях, где общение взрослого с ребенком целесообразно.

Способность к хорошему пониманию речи взрослого младенец демонстрирует во второй половине первого полугодия жизни. Это проявляется в том, что на отдельные слова и фразы он реагирует специфическими комплексами выразительных дви­жений. Первоначально дети лучше понимают жесты, чем сло­ва, и это, по-видимому, говорит о том, что способность к восп­риятию и правильному пониманию языка мимики и жестов яв­ляется у человека врожденной. Начиная со второго полугодия жизни степень понимания ребенком речи взрослого начинает быстро увеличиваться.

В 6—6,5 месяцев ребенок связывает воспринимаемый предмет с его именем. Около 8 месяцев появляется отчетливая ориентиро­вочно-исследовательская реакция в ответ на называние предме­та: поворот головы в его сторону, продвижение в направлении предмета, захват его руками, рассматривание, манипулирование. Примерно в 10 месяцев наряду с эмоционально-жестовым и рече­вым общением у ребенка и взрослого появляется новая его фор­ма — предметное общение. В ответ на называние взрослым како­го-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому. Та­кая форма общения является важной предпосылкой для развития в дальнейшем совместной предметной деятельности, в процессе которой дети усваивают знания, формируют необходимые уме­ния и навыки. Еще позднее, к началу обучения в школе, на этой основе возникает учебная, а затем и трудовая деятельность.

Успешность усвоения речи и понимания ее значительно воз­растает, если наряду с собственно речевым общением ребенок имеет возможность активно манипулировать предметами, на­зываемыми взрослым, самостоятельно изучать, исследовать их.

Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами жизни. Примерно около года в деятельности ре­бенка появляется новый момент: он начинает исследовать пред­меты не только с помощью рук, но также и других предметов, употребляемых им в качестве орудий. Например, взяв в руки палочку, ребенок может прикасаться ею к другим предметам, воздействовать на них (толкать, двигать, переворачивать и т.п.).

Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка можно проследить следующим образом. Уже на втором месяце жизни у самих детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об особенностях их внутренних состояний, например звуки удо­вольствия или неудовольствия. Начиная с третьего месяца жизни появляются смех и проявление радости, которые к концу пер­вого полугодия приобретают довольно устойчивый характер.

С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интона­ция, связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев по­являются голосовые признаки настойчивости. Интонационное структурирование речи происходит в течение первого года жиз­ни и является доминирующим направлением в ее развитии. На основе интонационного структурирования возникает возмож­ность невербального общения взрослого и ребенка еще до того, как ребенок практически начинает овладевать человеческой речью. Первые произносимые им звуки речи несут в себе зна­чительные отпечатки эмоциональной экспрессии.

Теперь рассмотрим, как идет развитие лексической стороны речи. В 4—8 месяцев ребенок начинает произносить однослож­ные слова типа «баба», «мама». Около одного года эти слова при­обретают определенный смысл, отнесенность к конкретному предмету или человеку (до этого времени они походили на обыч­ный лепет). Заметим, однако, что качество и частота лепета ребенка в первом полугодии его жизни не предопределяют рече­вое развитие ребенка в более поздние годы. Во второй полови­не первого года жизни у младенцев появляется явное намерение общаться с окружающими, причем соответствующую потребность ребенок вначале выражает языком мимики и жестов. Младен­цы знают и понимают гораздо больше слов, чем произносят.

Уровень понимания слов ребенком мало зависит от уровня развития у него продуктивной речи. Средний запас слов, ис­пользуемых полуторагодовалыми детьми, равен примерно 50. Многие слова и их значения дети усваивают с помощью культурно отработанного «ритуала называния», который родители постоянно выполняют с того момента, когда ребенок начал са­мостоятельно произносить сочетания звуков, напоминающие слова. Поначалу дети приписывают словам иные значения, чем взрослые. Одно слово для ребенка может выражать мысль, за­ключенную для взрослого в целом предложении и даже в не­скольких связанных друг с другом фразах. Иногда одновременно с фразовой насыщенностью слова наблюдается сужение детьми значений отдельных слов по сравнению с тем, как они употребляются взрослыми людьми.

Подведем итог сказанному, обозначив вслед за С. Н. Карпо­вой основные этапы развития речи в младенческом возрасте*.

* Карпова С.Н. Развитие ориентировки на речь и ее элементы // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. II. — М., 1981.

К концу первого — началу второго месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь — осо­бое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.

На третьем месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав известного «комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преиму­щественно воспроизводят интонацию взрослых. Позднее возни­кает ритмическое и звуковое речевое подражание. В это время звуки, произносимые ребенком, еще выражают его эмоциональ­ные состояния и связаны в основном со сферой эмоционально­го общения со взрослым.

Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоцио­нальной коммуникации (общения).

На шестом месяце жизни ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например на ритмику. Одновременно возрастает фонетическая организованность собственных звуков ребенка.

Между четвертым и шестым месяцами жизни ребенок пере­ходит к лепету, который представляет собой следующий шаг в развитии активной речи. К концу первого полугодия жизни на­ряду с эмоциональным общением возникает и обособляется предметное общение.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает пользоваться «псевдословами» — сочетаниями звуков, которые выполняют номинативную, или сигнальную, функцию и еще не обладает по­стоянными обобщенными значениями.

С 8—9 месяцев ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу.

Лишь к концу первого года жизни ребенок усваивает семан­тику слова как целостный комплекс физических звуков, имею­щих некоторый обобщенный смысл.

К концу первого года жизни ребенок точно понимает в сред­нем примерно 10—20 слов и определенным образом реагирует на них. В ответ на произнесение взрослым названия предмета он, например, поворачивает голову в сторону этого предмета и активно ищет его. Младенец 7—8-месячного возраста способен выпол­нять простые движения по словесной инструкции, выбирать один предмет из двух-трех находящихся в поле его зрения, не только начинать, но и прекращать начатое действие по словесной инст­рукции. Последнее наблюдается примерно в 10—12 месяцев. Дан­ные факты свидетельствуют о том, что ребенок начал активно овладевать номинативной и прагматической функциями речи.

Рассмотрим теперь, как идет развитие познавательной сфе­ры младенца, подготавливающее формирование интеллекта ре­бенка. Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность, они только общаются со взрослыми, а в период бодрствования, находясь в одиночестве, изучают при помощи органов чувств свое ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти ног, они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами, т.е. вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии оказываются включенными в процесс ре­шения практических сенсомоторных задач.

По мнению Дж.Брунера, ребенок младенческого возраста по­знает окружающий мир главным образом благодаря привычным действиям, с помощью которых он на этот мир практически воз­действует. Со временем, как правило, уже за пределами младенчес­кого возраста, мир оказывается представленным ребенку еще и в образах, сравнительно свободных от действий, а далее и в понятиях.

Вплоть до конца первого года жизни узнавание объектов ре­бенком зависит не столько от характера самих этих объектов, сколько от того, какие действия они вызвали. В этом возрасте ребенок еще не способен четко дифференцировать образ пред­мета и реакцию на него. Приведем несколько примеров из на­блюдений, сделанных Ж. Пиаже.

Пример 1. Ребенок семи месяцев от роду теряет папиросную коробку, которую он только что перед этим держал в руках и раскачивал взад и вперед. Уроненная коробка случайно падает так, что оказывается за пределами поля зрения младенца. Он сразу же подносит к глазам свою руку, где только что была коробка, и долго смотрит на нее с выражением удивления и разочарова­ния. Затем, не считая, по-видимому, пропажу невосполнимой, ребенок вновь начинает размахивать рукой, хотя она пуста. По­сле этого он повторно подносит руку к глазам и заглядывает в нее, как будто пытаясь этим движением заставить коробку поя­виться снова в руке. Здесь представление об объекте, вероятно, сливается с простым продолжением связанного с ним действия.

Пример 2. Ребенок — девочка шестимесячного возраста — лежит в колыбели и наблюдает за своими движениями. Она хва­тает ручками ткань, покрывающую стенки колыбели, тянет об­разовавшиеся складки на себя, но выпускает их. Движение по­вторяется несколько раз подряд. После того как в очередной раз ткань выскальзывает из руки, девочка, не разжимая кулач­ка, подносит руку к глазам и осторожно ее разжимает. Затем она внимательно смотрит на свои пальцы и, убедившись в том, что в ладони ничего нет, вновь повторяет движение. Все это происходит много раз подряд. По-видимому, для ребенка до­статочно дотронуться до предмета, полагая, что он уже схвачен и находится в руке.

Во втором полугодии жизни ребенка возникает тесная связь между восприятием и действием. Первоначально действие ре­бенка совершается только при помощи рефлекторных движе­ний органов чувств, например принимает форму «устремленно­го взгляда», обнаруживающегося в движениях глаз или ориен­тации головы. Позднее появляются схватывание рукой, захва­тывание ртом, удерживание в руке и т.п.

Образовавшаяся связь между восприятием и действием подго­тавливает развитие интеллектуальных операций, первыми элемен­тарными проявлениями которых выступают сенсомоторные дей­ствия ребенка, направленные на поиск предметов и преодоление различных препятствий, возникающих на пути его продвижения.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Наши рекомендации