Глава 2. логопедическая работа по формированию речевой активности у детей с детским церебральным параличом и анартрией
Констатирующий эксперимент
На основе диагностических методик Т.Н. Тищенко; Е.Ф. Архиповой; Дедюхиной Г. В., Яньшиной Т. А.; Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В., Худенко Е.Д; Ладыжеской Т. А., Тамбовкиной Т. И., Е.А. Стребелевой и И.С. Зайцева нами было проведено диагностическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности речевой акивности у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и анартрией с тяжелой степенью умственной отсталости [1, 16, 17, 21, 24].
Задачи:
1.Разработка адекватной методики констатирующего эксперимента.
2. Проведение опытно-экспериментальной работы.
3. Количественный и качественный анализ результатов.
Методика состоит из двух блоков изучения речевой активности в процессе игровой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и анартрией: игровая деятельность с родителями и игровая деятельность с педагогом. В каждом блоке изучается игровая деятельность ребенка с уже знакомыми игрушками и с новыми. Общение в процессе игровой деятельности оценивалось по следующим критериям:
- внимание и интерес к собеседнику. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.
- эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера.
- инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание.
- чувствительностьребенка к тому отношению, которое проявляет к нему партнер (изменение своей активности, настроения, слов, действий под влиянием отношения партнера).
Исходя из данных критериев, опираясь на возрастные, интеллектуальные и неврологические особенности испытуемого, мы разработали бально-уровневую систему оценивания и дали качественную характеристику каждому из уровней:
4 балла – внимание ребенка сосредоточено на собеседнике. Он с интересом реагирует на новую игрушку, производит с ней различны действия. При контакте с собеседником ребенок эмоционален, активно пользуется интонацией, жестами, мимикой. В некоторых случаях ребенок сам может пригласить в игру, стремится к совместной деятельности.
3 балла – внимание ребенка сосредоточено на собеседнике. Он с интересом реагирует на новую игрушку. При контакте с собеседником ребенок эмоционален, мало пользуется интонацией, жестами, мимикой. Ребенок не проявляет собственной инициативы, не стремится к совместной деятельности.
2 балла – внимание ребенка слабо сосредоточено на собеседнике. С меньшим интересом реагирует на новую игрушку. Ребенок с трудом идет на контакт и включается в игровой процесс. В процессе игры ребенок эмоционален, но не активно пользуется интонацией, жестами, мимикой. Собственной инициативы ребенок не проявляет, не стремится к совместной деятельности.
1 балл – внимание ребенка слабо сосредоточено на собеседнике. На новую игрушку реагирует спустя некоторое время. Ребенок с трудом идет на контакт и включается в игровой процесс. В процессе игры ребенок слабо выражает эмоции, почти не использует интонацию, жесты, мимику. Собственной инициативы ребенок не проявляет, не стремится к совместной деятельности.
0 баллов – внимание ребенка не сосредоточено на собеседнике. На новую игрушку реагирует спустя некоторое время. Ребенок с трудом идет на контакт и включается в игровой процесс. В процессе игры ребенок слабо выражает эмоции, в не использует интонацию, жесты, мимику. Собственной инициативы ребенок не проявляет, не стремится к совместной деятельности.
ПЕРВЫЙ БЛОК – изучение речевой активности ребенка в процессе игровой деятельности с родителями.
В основе данного блока изучения речевой активности лежал метод наблюдения. В игровом процессе задействованы ребенок с детским церебральным параличом и его родители. Педагог заранее объяснял родителям данную часть констатирующего эксперимента и давал рекомендации. Задания:
- Непосредственная игра с ребенком. Родители предлагали ребенку просто поиграть: «Аня, давай мы с тобой поиграем».
- Игра «Сорока-белобока». Родитель предлагал ребенку сыграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока». Взрослый действовал руками ребенка: загибал и разгибал пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движение словами
- Показ новой игрушки. Родитель показывал ребенку новую, незнакомую игру (доска Сегена).
Во время проведения данной части эксперимента логопед не находился в поле зрения ребенка. Это было необходимо для чистоты эксперимента и полного обследования речевой активности ребенка с детским церебральным параличом и анартрией.
В первом задании ребенку предлагалось просто поиграть с родителями. Логопед наблюдал за деятельностью ребенка, как он включался в игровой процесс, и какие речевые проявления у него присутствовали.
Игра «Сорока-белобока» требует немного больших усилий, чем простые манипуляции с предметом. Ребенок уже знал эту игру и знал, что нужно будет загибать пальчики и так далее. Здесь обращалось внимание на инициативность и заинтересованность ребенка в данной игре, а так же на то, какая голосовая реакция будет у ребенка на данное задание.
Новая игрушка всегда является ярким образом для ребенка. Ему хочется посмотреть и разобрать её. В нашем случае обращалось внимание на реакцию ребенка на новую игру и легко ли он производит манипуляции с ней.
В данном блоке максимально можно набрать 8 баллов.
Нами была составлена следующая качественная характеристика состояния речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и анартрией:
Высокий уровень (8 баллов): ребенок охотно включается в игровой процесс, положительно реагирует на все предложенные игры. Он с интересом реагирует на новую игрушку, производит с ней различные действия длительное время. Внимание ребенка сосредоточено на собеседнике и на игре. При контакте с собеседником ребенок активно пользуется интонацией, жестами, мимикой. Передает радостные эмоции с помощью смеха и голосовых реакций. Ребенок стремится к совместной деятельности.
Уровень выше среднего (7 – 6 баллов): ребенок охотно включается в игровой процесс, положительно реагирует на все предложенные игры. Он с интересом реагирует на новую игрушку, производит с ней различные действия. Внимание ребенка слабо сосредоточено на собеседнике и на игре. Игровое действие занимает 5 – 7 минут, затем ребенок отвлекается. При контакте с собеседником ребенок мало эмоционален, но пользуется интонацией, жестами, мимикой для обозначения каких-либо слов. Ребенок стремится к совместной деятельности.
Средний уровень (5 – 4 балла): ребенок не сразу включается в игровой процесс, с меньшим интересом реагирует на предложенные игры. Производит минимальные манипуляции с предметом. С меньшим интересом реагирует на новую игрушку. Ребенок с трудом идет на контакт и включается в игровой процесс. Внимание ребенка слабо сосредоточено на собеседнике и на игре. Игровое действие занимает 4 – 5 минут, затем ребенок отвлекается. В процессе игры ребенок слабо выражает свои эмоции, почти не пользуется интонацией, жестами, мимикой. Собственной инициативы ребенок не проявляет, не стремится к совместной деятельности.
Уровень ниже среднего (3 – 2 балла): ребенок не сразу включается в игровой процесс, почти не реагирует на предложенные игры. Ребенку не важно, какую игру ему предлагают. Производит минимальные манипуляции с предметом. На новую игрушку реагирует спустя некоторое время. Ребенок с большим трудом идет на контакт и включается в игровой процесс. Внимание ребенка слабо сосредоточено на собеседнике и на игре. В процессе игры ребенок слабо выражает свои эмоции, в редких случаях пользуется интонацией, жестами, мимикой. Собственной инициативы ребенок не проявляет, не стремится к совместной деятельности.
Низкий уровень (1 – 0 баллов): ребенок длительное время включается в игровой процесс, не реагирует на предложенные игры. Ребенку не важно, какую игру ему предлагают. Производит минимальные манипуляции с предметом. На новую игрушку почти не реагирует, не может сосредоточить свое внимание на игре. Ребенок с большим трудом идет на контакт и включается в игровой процесс. В процессе игрового общения ребенок не выражает свои эмоции, в редких случаях пользуется интонацией, жестами, мимикой для выражения радости или наоборот неудовлетворения чем-либо. Собственной инициативы ребенок не проявляет, не стремится к совместной деятельности.
ВТОРОЙ БЛОК – изучение речевой активности ребенка в процессе игровой деятельности с педагогом.
- Непосредственная игра с ребенком. Ребенку предлагалось просто поиграть: «Аня, давай мы с тобой поиграем».
- Пальчиковая гимнастика. Педагог действовал руками ребенка: загибая и разгибая пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движение словами: «Этот пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот мальчик - папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик – Анечка»
- Показ новой игрушки. Педагог показывал ребенку новую, незнакомую игру (доска Сегена).
- Найди игрушку. Ребенку предлагалось найти мишку среди других игрушек. Перед ребенком всего три игрушки: мишка, кукла и пирамидка. Педагог говорил следующее: «Где мишка? Давай посмотрим. Смотри, какие у нас здесь есть игрушки красивые. Глазками найди мишку. Где мишка? Возьми мишку».
- Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачивал игрушку, разговаривая с ним, то наклоняясь, то отдаляясь. Вызвав сосредоточение, оставался неподвижным или держал игрушку на высоте 40-50 см от глаз ребенка.
В данном блоке изучения речевой активности обращалось внимание не только на речевые реакции ребенка, но и на его контактность. Если в случае с родителями ребенок мог охотно приниматься за игру, то в игре с незнакомым человеком он вел себя иначе.
В первом задании педагог предлагал ребенку просто поиграть. Логопед наблюдал за деятельностью ребенка, как он включается в игровой процесс, и какие речевые проявления у него будут присутствовать.
Пальчиковая игра требует тактильного контакта, на что не каждый ребенок может согласится. Также эта игра требует немного больших усилий, чем простые манипуляции с предметом. Здесь обращалось внимание на инициативность и заинтересованность ребенка в данной игре, а так же на длительность тактильного контакта и на то, какая голосовая реакция будет у ребенка на данную игру с логопедом.
Новая игрушка всегда является ярким образом для ребенка. Ему хочется посмотреть и разобрать её. В нашем случае обращалось внимание на то, как ребенок принимает новую игру от педагога и легко ли он производит манипуляции с ней.
В третьем и четвертом заданиях данного блока обращалось особое внимание на фиксацию взгляда ребенка на предмете, на понимание задания и на речевую активность ребенка.
В данном блоке максимально можно набрать 20 баллов.
Задания оценивались по следующим критериям:
Высокий уровень (20 баллов): ребенок охотно включается в игровой процесс с педагогом, положительно реагирует на все предложенные игры. Он с интересом реагирует на новую игрушку, производит с ней различные действия длительное время. Внимание ребенка сосредоточено на собеседнике и на игре. Хорошо фиксирует взгляд на игрушке и находит ее среди других предметов. При контакте с собеседником ребенок активно пользуется интонацией, жестами, мимикой. Передает радостные эмоции с помощью смеха и голосовых реакций. Ребенок стремится к совместной деятельности.
Уровень выше среднего (19 – 16 баллов): ребенок охотно включается в игровой процесс, положительно реагирует на все предложенные игры. Он с интересом реагирует на новую игрушку, производит с ней различные действия. Внимание ребенка слабо сосредоточено на собеседнике и на игре. При контакте с собеседником ребенок мало эмоционален, но пользуется интонацией, жестами, мимикой для обозначения каких-либо слов. Ребенок стремится к совместной деятельности.
Средний уровень (15 – 11 баллов): ребенок не сразу включается в игровой процесс, с меньшим интересом реагирует на предложенные игры. Слабо идет на контакт с педагогом. Относится к нему с опасением. Старается избежать тактильного контакта с педагогом. Производит минимальные манипуляции с предметом. С меньшим интересом реагирует на новую игрушку, слабо фиксирует на ней взгляд. Ребенок с трудом идет на контакт и включается в игровой процесс. Внимание ребенка слабо сосредоточено на собеседнике и на игре. В процессе игры ребенок слабо выражает свои эмоции, почти не пользуется интонацией, жестами, мимикой. Собственной инициативы ребенок не проявляет, не стремится к совместной деятельности.
Уровень ниже среднего (10 – 5 балла): ребенок не сразу включается в игровой процесс, почти не реагирует на предложенные игры. Ребенку не важно, какую игру ему предлагают. Производит минимальные манипуляции с предметом. На новую игрушку реагирует спустя длительное время. Не фиксирует взгляд на предмете и на собеседнике. Ребенок с большим трудом идет на контакт и включается в игровой процесс. Старается избежать тактильного контакта с педагогом. Внимание ребенка слабо сосредоточено на собеседнике и на игре. В процессе игры ребенок не выражает свои эмоции, в редких случаях пользуется интонацией, жестами, мимикой. Собственной инициативы ребенок не проявляет, не стремится к совместной деятельности.
Низкий уровень (5 баллов и ниже): ребенок длительное время включается в игровой процесс, не реагирует на предложенные игры. Ребенку не важно, какую игру ему предлагают, и какие действия с ним выполняет педагог. Иногда отказывается от тактильного контакта из-за неудобного положения руки или тела. На новую игрушку почти не реагирует, не может сосредоточить свое внимание на игре. Производит минимальные манипуляции с предметом. Ребенок с большим трудом идет на контакт и включается в игровой процесс. В процессе игрового общения ребенок не выражает свои эмоции, в редких случаях пользуется интонацией, жестами, мимикой для выражения радости или наоборот неудовлетворения чем-либо. Собственной инициативы ребенок не проявляет, не стремится к совместной деятельности.
Согласно нашей системе оценок, при обследовании максимально можно набрать 32 балла, из которых 12 баллов отводится на обследование речевой активности ребенка в игровой деятельности с родителями и 20 – на обследование речевой активности ребенка в игровой деятельности с педагогом. Отсюда получаем количественную характеристику обследования речевой активности:
Высокий уровень – 30 - 32 балла
Выше среднего – 25 – 29 баллов
Средний уровень – 19 – 24 баллов
Ниже среднего – 13 – 18 баллов
Низкий уровень –12 баллов и ниже
Таким образом, на основании изученных нами материалов Т.Н. Тищенко; Е.Ф. Архиповой; Дедюхиной Г. В., Яньшиной Т. А.; Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В., Худенко Е.Д; Ладыжеской Т. А., Тамбовкиной Т. И. и И.С. Зайцева нами была составлена диагностическая методика, направленная на выявление уровня сформированности речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и анартрией.
При анализе результатов мы использовали количественную и качественную оценку. Каждое задание оценивалось по пятибалльной шкале. В соответствии с чем, давалась качественная характеристика выполненных заданий.