Теоретический анализ методов изучения речевой активности у детей с детским церебральным параличом и анартрией

Мы проанализировали ряд диагностических методик обследования и формирования речевой активности у старших дошкольников с детским церебральным параличом и анартрией.

Нами были изучены методики Т.Н. Тищенко; Е.Ф. Архиповой; Г.В. Дедюхиной, Т.А. Яньшиной; Г.В. Дедюхиной, Е.В. Кирюшковой, Е.Д. Худенко; Т.А. Ладыжеской, Т.И. Тамбовкиной и И.С. Зайцева. Данные авторы подробно описывают симптоматику и особенности логопедической работы с неговорящими детьми. Все авторы говорят о необходимости всестороннего развития ребенка и комплексного подхода к преодолению речевого нарушения. Логопедическая работа при детских церебральных параличах проводится в тесном контакте с психоневрологами, педиатрами, методистами ЛФК, родителями ребенка. Она является сложным составным комплексом в общих лечебных мероприятиях.

Такие авторы как, Е.Ф. Архипова и И.С. Зайцев, отмечают необходимость работы по активизации психических процессов, которые составляют основу речевой деятельности. Развитие памяти, внимания, мышления, а также умения воспринимать, осмыслять и понимать речевое сообщение играет немаловажную роль в развитии речи детей, особенно на первых этапах коррекционной работы.

Особое место в коррекционной работе с безречевыми детьми занимают упражнения, направленные на стимуляцию голосовых реакций. Как отмечает Е.Ф. Архипова, основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на I доречевом уровне развития, является стимуляция голосовых реакций, на II доречевом уровне развития – стимуляция гуления, на III доречевом уровне – стимуляция интонированного голосового общения и лепета, на IV уровне доречевого развития – развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов [3].

Проанализировав работы данных авторов, можно выделить основные направления коррекционно-педагогической работы:

1. нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа.

2. развитие зрительного и слухового восприятия;

3. развитие высших психических функций;

4. развитие эмоциональных реакций;

5. развитие движений руки и действий с предметами;

Необходимо отметить, что И.С. Зайцев и Т.Н. Тищенко отмечают необходимость установления положительного эмоционального настроя ребенка на совместную деятельность со взрослым. Особое место в коррекционной работе с детьми с детским церебральным параличом и анартрией данные авторы отводят работе с родителями. И.С. Зайцев и Т.Н. Тищенко пишут о важности взаимодействия родителей с детьми. Даются рекомендации и упражнения, приемы по формированию предпосылок овладения речью детьми с детским церебральным параличом и анартрией.

Все авторы сходятся во мнении, что для детей с детским церебральным параличом и анартрией крайне важен специальный логопедический массаж. Методика логопедического массажа представлена такими авторами, как Е.Ф. Архипова и Г.В. Дедюхина, Т.А. Яньшина [2, 5, 17, 19].

Хорошим методческим пособием послужила работа Г.В. Дедюхиной, Е.В. Кирюшковой, Е.Д. Худенко «Общение с неговорящим ребенком в семье» [18].

Данные авторы подробно описывают неговорящих детей, особенности их общения и основные направления коррекционной работы с такими детьми.

Данное пособие содержит материалы, в которых освещена технология формирования основ коммуникативного общения у неговорящего ребенка, имеющего сложную структуру дефекта: тяжелую степень умственной отсталости, детский церебральный паралич. Авторы постарались раскрыть этот процесс не только со стороны самого ребенка, у которого нет речи, но и с позиции его социального общения, в контексте развития системы межличностных отношений. Особое внимание уделено проблеме формирования предпосылок общения, рассматриваемой авторами как социальную потребность, которая без целенаправленной работы не формируется у детей с детским церебральным параличом с умственной отсталостью.

Г.В. Дедюхина, Е.В. Киршкюва, Е.Д. Худенко предлагают развивать общение детей через игру. И они выделяют следующие виды игр:

- Игры и упражнения, направленные на организацию эмоционального и предметного взаимодействия средствами двигательно-кинестетической стимуляции

- Игры и упражнения, направленные на организацию эмоционального и предметного взаимодействия средствами зрительной стимуляции

- Игры и упражнения, направленные на организацию эмоционального и предметного взаимодействия средствами слуховой стимуляции

- Игры и упражнения по развитию речевой активности

- Игры и упражнения по формированию речевой мотивации

- Игры и упражнения по развитию физиологического и речевого дыхания [18].

Опираясь на многочисленные исследования, логопедическая работа была построена с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей, общего соматического и неврологического состояния.

После тщательного анализа материала для диагностики мы отобрали задания, наиболее эффективные, на наш взгляд, для выявления уровня сформированности речевой активности у старших дошкольников с детским церебральным параличом и анартрией. В качестве базовой мы использовали методику Дедюхиной Г. В., Яньшиной Т. А., Е.Д. Худенко и Е.Ф. Архиповой. Данная методика отличается от остальных своим подходом к формированию предпосылок общения, как к социальной потребности, которая без целенаправленной работы не формируется у детей с детским церебральным параличом и анартрией.

При разработке содержания экспериментальной работы по формированию речевой активности у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и анартрией мы так же опирались на методику формирования предпосылок общения Г.В. Дедюхиной, Т.А. Яньшиной, Е.Д. Худенко [18].

Помимо диагностических и коррекционных методик для детей с детским церебральным параличом и анартрией, нами были изучены особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. На основе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта и методических принципов и подходов к обучению, разработанных А.А. Катаевой и Е.А. Стребелевой, мы разработали балловую систему подсчета результатов методик [20, 24, 54, 55].

Таким образом, нами были изучены методики Т.Н. Тищенко; Е.Ф. Архиповой; Дедюхиной Г. В., Яньшиной Т. А.; Дедюхиной Г.В., Кирюшковой Е.В., Худенко Е.Д; Ладыжеской Т. А., Тамбовкиной Т. И. и И.С. Зайцева. После тщательного анализа материала для диагностики мы отобрали задания, наиболее эффективные, на наш взгляд, для выявления уровня сформированности речевой активности и дальнейшего её формирования у старших дошкольников с детским церебральным параличом и анартрией. С учетом методических принципов подхода к обучению детей с нарушением интеллекта, а также возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата мы предложили содержание экспериментальной работы по формированию речевой активности у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и анартрией.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Коммуникативная функция речи является основной функцией языка, которая способствует становлению психики человека с самого рождения. Важнейшим фактором становления коммуникативной деятельности является удовлетворение потребности в общении. Основной предпосылкой развития речи является высокая мотивация.

На речевую и на общую двигательную сферу влияют расстройства координации мышечной деятельности, обусловленные аномалией мышечного тонуса, патологией реципрокной иннервации и содружественных движений, которые лежат в основе механизмов детских церебральных параличей [4].

Речевые расстройства в клинике детских церебральных параличей занимают особое место. В связи с двигательной и сенсорной недостаточностью у детей с детским церебральным параличом и анартрией крайне затруднена связь с окружающим миром, что значительно замедляет развитие их познавательной деятельности.

Изучение ряда диагностических методик обследования и формирования речевой активности у старших дошкольников с детским церебральным параличом и анартрией позволило установить, что хотя в науке нет единого подхода к развитию речевой активности у детей с детским церебральным параличом и анартрией, общим является определение значения мотивации общения как для развития детей, так и для коррекции дефекта речи.

Опираясь на учения Т.Н. Тищенко, Е.Ф. Архиповой, Дедюхиной Г. В., Кирюшковой Е.В., Худенко Е.Д, Ладыжеской Т. А., Е.А. Стребелевой и И.С. Зайцева, нам удалось разработать методику, направленную на выявление уровня сформированности речевой активности у старших дошкольников с детским церебральным параличом и анартрией, а также мы предложили систему логопедических занятий для данной категории детей.

Наши рекомендации