Синтетическая (трехуровневая) модель личности
А теперь я опишу вам синтетическую модель личности и дам ее астрологическое наполнение, которое я назвал астрологией личности. По этой астрологической модели по идее нужно писать астрологический пятитомник: Знаки. Планеты. Дома. Аспекты. Синтез гороскопа. Но сегодня я ограничусь тем, что изложу вам самое начало этого пятитомника. (Я не думаю, что я его когда-нибудь напишу; может быть, кто-то это сделает за меня — по крайней мере, я на это всегда надеюсь.)
Трехуровневая модель личности основана на Триадическом архетипе (который состоит, если вы помните, из Синтетического, Качественного и Предметного архетипов) и выглядит так. У человека есть его внутреннее, или глубинное «я»; оно же — высшее «я». Здесь всегда очень сложно с направлением: можно идти вверх, можно идти вниз. В данном случае мне удобнее говорить о высшем «я» — этот аспект рассмотрения (первый уровень) личности идет под Синтетическим архетипом. Второму уровню рассмотрения личности соответствует качественное «я». И на третьем, нижнем, уровне идет предметное «я».
Высшее «я» отвечает на вопрос человека: кто я? Или: что есть я? Во внутреннем мире высшее «я» — это глубина глубин медитации, это внутреннее самобытие человека, независящее ни от чего, ни от каких внешних и внутренних обстоятельств. Это индивидуальный дух, он же личный Бог, или (на санскрите) Атман. Это источник всех видов энергий, которые есть у человека. Это высшая контролирующая сила его внешнего и внутреннего поведения. Это адресат личного покаяния и последнего, самого высшего самоотчета. Здесь же заключен глубинный смысл индивидуального существования человека. Именно индивидуального, а не в рамках какого-то процесса или коллектива. И здесь же происходит трансценденция, то есть превосхождение и интеграция всех внутренних разногласий и противоречий, которые есть в душе человека.
Это — внутренний подход к высшему «я»; но есть еще и внешний подход. Как же внешне проявляется высшее «я»? Прежде всего, в том, как оно окрашивает и разворачивает к человеку внешний мир. Оно задает единый общий ритм мира, обращенного к данному человеку. То, что такой ритм существует, — такое же откровение, как и внутреннее существование высшего «я». Ничуть не меньше. Кто-то из вас или из моих читателей может мне резонно возразить: «Нет у меня никакого такого ритма». Пока нет. Пока вы его не ощущаете — может быть, потому, что не думаете о том, что он в принципе может существовать. Такой индивидуально-заинтересованный взгляд на свою судьбу — в большой мере продукт воспитания и культуры, в которой человек вырастает. Это очень тонкие наблюдения, находящиеся на пределе разрешающей способности вашего мировосприятия. Но когда вы вдруг такой ритм обнаруживаете, вы чувствуете, что мир очень заинтересованным образом на вас смотрит и в каждый момент времени не только локально чего-то от вас хочет, но и имеет отдельную программу для вашего трудоустройства — предоставляет вам особое, лично для вас приготовленное место.
Взгляд с позиции высшего «я» дает человеку интеграцию всего внешнего мира, то есть восприятие его как единого целого; и как единая воспринимается человеком его внешняя судьба, подчиненная одной уникальной направляющей всю его жизнь силе.
Качественное «я» отвечает на вопрос человека: каков я? Сюда относятся различные качества, которыми человек наделяет самого себя — как во внутреннем мире, так и во внешнем, различные роли (внешние и внутренние), в которых он выступает. Различные личные качества: таланты, способности, положительные и отрицательные склонности, потребности, умения, желания, стремления — все это характеристики качественного «я», например: «Я — нахальный, сильный, умный, много переживший, коварный, обаятельный, стареющий». Если вы хотите понять себя, то задайте себе вопрос: как вы хвастаетесь? Хвастаться же тоже можно по-разному. Можно хвастаться на синтетическом уровне, на качественном и на предметном. Можно хвастаться целиком, можно хвастаться аспектами, а можно хвастаться конкретными проявлениями своей личности. И если вы хвастаетесь (или ругаете себя) на качественном уровне, то обратите внимание на эпитеты, которыми вы пользуетесь.
Роли. По поводу ролей можно говорить много. Роли бывают аморфные и оформленные. Если человек варится в одной и той же ситуации в течение длительного времени, роль в ней у него бывает довольно оформленная. Ей соответствует вполне определенная позиция точки сборки и фиксированные характеристики человека — вплоть до манер его внешнего поведения, физических жестов, тембра голоса и того лексикона, который он использует. И когда у человека оформляется определенная роль (именно роль как таковая, не ее конкретные проявления на предметном уровне), у него параллельно образуется в психике поддерживающая ее программа подсознания — и обе относятся к качественному «я» человека. Таким образом, в качественном «я» человека есть много разных граней, к ним относятся все его внешние и внутренние роли.
Что еще относится к качественному «я»? Устойчивые, длительные мотивации и взгляды, жизненные позиции, субличности. Субличность — это то в человеке, что играет данную роль. Когда мы на социальном языке говорим, что человек вошел в роль, то на психологическом языке можно сказать, что у него включилась определенная субличность; само понятие субличности, таким образом, относится к качественному уровню.
Предметное «я». К предметному «я» относятся те поступки и переживания человека, в которых человек проявляется (в своем понимании) как личность. Тогда он говорит: «Я это сделал, я это пережил, я это воспринял, я это увидел», — с логическим ударением на «я». Акцентируя предметный аспект личности, человек отвечает на вопросы: «Где я? В чем я? Что я в данный момент делаю? Что со мной сейчас происходит?» Например: «Сегодня я скучаю, и потому решил надеть демисезонное пальто».
Когда вы разговариваете с человеком, в каждый момент времени вы должны отслеживать, как для него акцентирована его личность: в поступке, переживании, то есть на предметном уровне; или в роли как таковой, в жизненной позиции как таковой, в определенном качестве, которое он сейчас ощущает — то есть на качественном уровне; или во всей его тотальности — то есть на синтетическом уровне. Вот он говорит: «Я — полное ничтожество». Обратите внимание: говорит он это на качественном уровне или на синтетическом: разница принципиальна. А может быть, он имеет в виду всего лишь предметный уровень, думая про себя в таком роде: «Я — полное ничтожество, потому что я, входя в аудиторию, и не уступил дорогу женщине, которая одновременно со мной подходила к двери, а пролез вперед, да еще и толкнул ее локтем». Его по этому частному поводу мучает совесть, и он говорит: «Я — полное ничтожество», — имея в виду предметный уровень «я», то есть свой конкретный поступок. А вы решили, что он говорит на синтетическом, и с ним соглашаетесь. Не надо — вы при этом человека сильно обижаете. Заметьте, кстати, что синтетический уровень «я» употребляется людьми весьма часто. Я попытался изложить вам глубокое, метафизическое понимание высшего «я», но синтетический уровень «я» в обычном употреблении означает всего лишь, что человек говорит о себе глобально, в целом, например «Ты меня уважаешь?» У каждого человека есть некое представление о том, что такое его личность на синтетическом уровне, и нужно четко отслеживать, когда он в речи или поведении апеллирует именно к этому образу, то есть не путать синтетическую модальность с качественной и предметной. В качестве упражнения предлагаю вам определить модальности «я» в следующих высказываниях (сразу замечу, что это не всегда возможно без привлечения внешнего или внутреннего контекста).
Я пошел.
Я не переношу крашеных блондинок.
Я виноват перед тобой.
Я — человек, и в этом моя суть.
Я вчера отлично провел время.
Я интересуюсь вашим обществом.
Я отдаю себя в ваши руки.