Классическая трехуровневая модель памяти человека

В классической психологической теории память человека условно разделяется на три уровня: сенсорная память, кратковременная память и долговременная.

Кратковременная память – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих из органов чувств и из долговременной памяти[76]. Перевод информации из сенсорной памяти в кратковременную производится обращением на нее внимания.

В кратковременной памяти может хранится ограниченное количество единиц информации (не более 7±2)[77].

Долговременная память – подсистема памяти, которая обеспечивает продолжительное (часы, годы, десятилетия) удержание информации и навыков[78]. Долговременная память характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Механизмом перевода вербальных или легко вербализуемых данных из кратковременной памяти в долговременную считается повторение, осуществляемое на уровне кратковременной памяти.

Взаимосвязи между различными видами памяти представлены на рис. 6.1.

Сенсорная память (от лат. sensus – чувство, ощущение) – подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (менее одной секунды) результатов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств[79].

Голографическая модель работы мозга человека[80]

Трехуровневая модель памяти человека не объясняет ряд феноменов, присущих человеческой системе переработки информации. Например, тот факт, что при удалении или поражении части головного мозга полностью сохраняется информация лишь теряя «четкость».

Классическая трехуровневая модель памяти человека - student2.ru Классическая трехуровневая модель памяти человека - student2.ru Классическая трехуровневая модель памяти человека - student2.ru
Это объясняется тем, что целостные отрезки информация не имеют свое физическое место, а распределены по всему мозгу человека. В нейрофизиологии известно свойство распределения нейрофизиологических сетей, которое описывается двумя законами: 1) законом массового действия, согласно которому ухудшение обучаемости находится в прямой связи с количеством (массой) разрушенной кортикальной мозговой ткани; 2) законом эквипотенциальности, который гласит, что это ухудшение не зависит от расположения места повреждения.

Голографическая модель работы мозга, была впервые сформулирована в исследованиях американских нейропсихологов К. Прибрама и Ф. Вестлейка.

Предложенная Вестленком модель функционирования мозга, основана на аналогии с оптическими голографическими процессами, которым присуще свойство распределенности. По любой малой части голограммы можно полностью восстановить записанную на ней исходную картину, это означает, что каждая часть голограммы хранит образ, но при этом его «насыщенность», (многоаспектность хранящегося в памяти образа) зависит от размера голограммы. Необходимо отметить, что голография – единственный известный способ, использующий распределенные характеристики.

Принципы голограммы выступают как основа моделирования познавательной функции коры больших полушарий мозга человека, так как волновой принцип голографии позволяет представить механизм, способный практически мгновенно извлекать из хранилища информацию, закодированную с помощью такого волнового процесса[81].

Такая модель человеческой системы переработки информации объясняет природу возникновения образов в сознании человека и их запоминание в памяти.

Мышление человека и его виды[82]

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление интуитивное — это один из видов мышления, характеризующийся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Мышление наглядно действенное —одиниз видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, фи­зического преобразования ситуа­ции, опробования свойств объектов. Элементарные формы М. н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И. П. Павловым, В. Кёлером, Н. Н. Ладыгиной-Коте и другими учеными. У ребенка М. н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека М. н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Мышление нагляднообразное— один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью М. н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве М. н.-о. практически неразличимо с воображением. М. н.-о. — один из этапов онтогенетического (см. Онтогенез) развития мышления.

Особую роль в процессе мышления играет понимание. Психологи выделяют следующие основные формы понимания [83]:

1. Узнавание – это самая простая форма понимания, заключающаяся в умении отнесения предмета, явления или отношения к какой-либо группе или категории.

2. Выявление причины – это более сложное умение выявить мотивы, определить связи между событиями, предпосылки поведения людей.

3. Определение следствий. Основано на предпосылке, являющейся сутью детерминизма, что знания действий (следствия) зависит от знания причины, форма понимания, основанная на определении причинно-следственных связей между явлениями или процессами.

4. Выявление устройства – определение состава объекта, его структуры и функциональных связей.

Поведение человека при принятии решений[84]

Теория поиска доминантной структуры. При выборе наилучшей альтернативы ЛПР путем парного сравнения выбирает альтернативу, отвечающую следующим требованиям:

· предпочтительнее каждой из общего множества хотя бы по одному критерию;

· обладает менее существенными недостатками по сравнению с прочими;

· приемлема с философией организации и соответствует ее целям.

Процесс выбора основан на принципе интуитивного определения лучшей альтернативы и последующего сравнения с ней оставшихся. В том случае, если какая либо альтернатива в процессе сравнения оказывается доминирующей, то последующие сравнения производятся уже с ней.

Теория конструирования стратегий. Данная теория предполагает, что в процессе многокритериального выбора альтернативы используется не одна, а несколько стратегий и эвристик выбора. Это означает, что в процессе выбора человек может менять правила в силу различных субъективных обстоятельств, например, это может быть сложность сравнения некоторых альтернатив по тем критериям по которым производились предыдущие сравнения. Такое поведение присуще малоопытным ЛПР, не выработавшим свои, устоявшиеся правила выбора.

Феномены поведения человека в процессе принятия решений

Современная теория принятия решений включает в себя нормативную и дескриптивную теории. Психологической теории принятия решений отводится описательная роль, заключающаяся в выявлении закономерностей поведения людей при решении задач выбора.

Необходимо отметить, что принцип целеследования (целевой характер решения) вытекает из процесса осуществления выбора, то есть необходимость выбора и возникает в том случае, когда появляется разграничение между желаемым и не желаемым и, соответственно противоречие, определяющее сущность, истинную причину этого разрыва. В противном случае не было бы задачи выбора, иначе говоря, было бы все равно, что делать и как. Само возникновение такой ситуации есть нонсенс, так как все процессы и явления, происходящие во вселенной, обусловлены действием законов мироздания. Так, например, закон стремления системы к равновесию гласит, что развитие любой системы будет происходить до тех пор, пока она не достигнет состояния равновесия, а так как равновесие любой системы временно, т.е. практически не существует вечного равновесия какой-либо из известных на данный момент систем (происходит их постоянное развитие), то задача выбора будет существовать всегда.

Если нормативная теория решений основана на концепции максимизации полезности, то психологическая теория – на концепции ограниченной рациональности. Суть концепции ограниченной рациональности заключена в том, что человеку свойственно рассматривать альтернативы до того момента, пока не будет найдено решение, удовлетворительное по ряду критерием, причем это решение не обязательно будет оптимальным, оно должно лишь обеспечивать требуемую эффективность.

Психологическая теория решений рассматривает принятие решения как сложный психический процесс. В рамках данной теории разрабатываются описательные модели принятия решений, объясняющие как ведет себя человек и позволяющие предсказывать его поведение в сложных ситуациях выбора.

С одной стороны психологической особенностью человека является способность принимать решения, трудносопоставимые по совокупности критериев в условиях неопределенности, ограниченности времени. При этом ответственность за принятые решения является мотивационным фактором рационального выбора.

С другой стороны человеку присущи ограничения, связанные со свойствами человеческой системы переработки информации, а также ряд психологических ловушек, в которые может попадать человек в процессе осуществления выбора.

Одним из таких феноменов является феномен Ф. Ирвина, суть которого заключается в завышении значимости и вероятности наступления желаемого результата[85].

Существует также феномен, обнаруженный при принятии групповых решений – это так называемый феномен позитивного сдвига риска (Р. Стоунер). Он заключается в том, что группе принимающей решение (ГПР) свойственно принятие более рискованного решения, чем ЛПР. Уточнение к данному феномену конкретизирует и объясняет - почему так происходит: группа, принимающая решение осуществляет свой выбор, полагаясь на суждение члена группы предложившего наиболее рискованную альтернативу. Этот феномен можно назвать феноменом следования за авантюристом, если рассматривать крайний случай, когда принимается решение, сулящее сверхвыгоды, но при этом неадекватное условиям, в которых оно принимается. Необходимо отметить, что в большинстве случаев группа все же меняет свою позицию относительно такого выбора при детальном рассмотрении альтернатив, однако если подобное решение не имеет четко выраженной утопичности группа может «пойти на поводу» у «провокатора» и тогда может быть принято слишком рискованное решение, не оправданное с позиции достижения целей.

Так же существует феномен «поглощения проблемой» и феномен «универсальной альтернативы». Феномен «поглощения проблемой» заключается в доминировании процесса над целью, когда на сбор и анализ информации тратится неоправданно много времени и ЛПР или ГПР превращает процесс решения в самоцель. Феномен «универсальной альтернативы» заключается в том, что ЛПР следуя правилу «самая короткая дорога та, которую знаешь», либо в силу ограниченности кругозора, либо времени, а также из-за боязни принимать новые решения в новой ситуации осуществляют выбор по шаблону, следуя стереотипам.

Остановимся более подробно на феноменах индивидуальных и групповых решений.

Специфика и феномены индивидуальных решений

Индивидуальным решением называется процесс выбора способа действия из множества возможных лицом, принимающим решение.

Специфика индивидуальных решений заключается в том, что ЛПР осуществляет выбор и несет ответственность за него единолично, руководствуясь личными предпочтениями. При этом анализ ситуации и разработка альтернатив, а также их оценка может осуществляться специалистами (работниками организации, в том числе аналитиками и экспертами).

Феномены индивидуальных решений обусловлены особенностями человеческой системы переработки информации и приводят к отклонению поведения человека от рационального.

Психологические феномены, имеющие место как при разработке индивидуальных, так и групповых решений, подробно описаны в учебном пособии[86], остановимся на описании ключевых особенностей характеризующих тот или иной феномен.

Одной из групп феноменов является группа феноменов оценки вероятностей случайных событий[87]. Необходимо отметить, что оценки исходов случайных событий и их вероятностей всегда носят субъективный эвристический характер. Применение эвристик (упрощенных правил анализа ситуации, а также разработки и оценки альтернатив) позволяет уменьшить затраты ресурсов при разработке решения. Так как ЛПР стремится принять пусть не оптимальное, но, по крайней мере, наилучшее решение, то принятое таким образом решение чаще оказывается приемлемым, обеспечивающим требуемую эффективность, т.е. в таком случае обеспечивается эффективность операции от единицы и выше до некоего оптимального значения, которое в случае применения эвристик не определяется.

Использование эвристик позволяет разработать и осуществить выбор приемлемого решения, но вместе с тем их использование может приводить к серьезным ошибкам.

Сущность феномена репрезентативности заключается в завышении оценок исходов и (или) вероятностей тех случайных событий, которые соответствуют опыту ЛПР или сложившимся стереотипам.

Первое проявление феномена репрезентативности – завышение оценок частных и конкретных событий по сравнению с общими и абстрактными. Если событие A – частный случай события[88]B, то данный феномен проявляется в том, что вероятность события A оценивается выше, чем события B, что противоречит основным принципам теории вероятности.

Например, событие «банкротство предприятия» может быть признано менее вероятным, чем событие «банкротство предприятия в результате ошибочно принятого решения», хотя второе событие явно является частным случаем первого события, вероятность которого выше. Однако, наличие дополнительного фактора (ошибочно принятое решение) создает иллюзию более высокой степени определенности.

Второе проявление феномена репрезентативности – ошибочное представление о том, что последовательности случайных событий «локально репрезентативны», а это означает, что небольшие выборки исходов события непременно будут обладать свойствами больших выборок. Например, утверждение о том, что чередование орла и решки при подбрасывании монеты ОРОРОРРО более вероятно, чем ООООРРРР ложно, тем не менее, при первом рассмотрении создается иллюзия обратного, на самом деле вероятности выпадения первой и второй комбинаций одинаковы.

Аналогична вышеописанным случаям ситуация «ошибки игрока», заключающаяся в иллюзии, что за серией проигрышей обязательно последует выигрыш, хотя в действительности появление выигрыша никак не связана с предыдущими исходами[89]. Разновидностью феномена «ошибки игрока» является феномен «везения», когда серия удачных исходов формирует ошибочное представление о том, что следующий исход будет обязательно или вероятнее всего удачным.

Итак, третье проявление феномена репрезентативности – ошибочное представление о том, что частота повторяющегося исхода события определяет вероятность его появления. Например, если миллион раз Земля циклически обошла Солнце по своей орбите, то в миллион первый раз произойдет то же самое. Или, например, если руководитель принял сто перспективных, приемлемых решений, то скорее всего в сто первый раз он ошибется или наоборот вновь примет верное решение, однако процесс разработки решения не является случайным событием и обусловлен рядом объективных факторов.

Сущность феномена доступности заключена в завышении или занижении вероятностей тех событий, которые отчетливее закреплены в памяти субъекта РУР (ЛПР). Например, могут завышаться вероятности событий, которые реально происходят редко, однако закреплены в памяти посредством периодического опубликования сведений о них средствами массовой информации и, соответственно, занижаться вероятности событий, информация о которых недоступна, редка, подается в непривлекательной форме и т.п., то есть не оставляет яркого образа в памяти субъекта.

Другим примером может служить ситуация, когда какая-либо альтернатива обсуждается дольше остальных и воспринимается как наиболее приемлемая в силу большей определенности исходов (т.е. определенная приемлемая альтернатива воспринимается предпочтительнее чем возможно более предпочтительная, но содержащая в себе неопределенность) или мнимой большей определенности исходов, поскольку она «знакома», вселяет уверенность что не содержит неопределенности.

Феномен иллюзии контроля представляет собой ошибочное представление о вероятности события, основанное на ложной уверенности субъекта (ЛПР) в подконтрольности события. При этом возможно как завышение вероятности желаемого события, так и занижение вероятности не желаемого события. Необходимо отметить, что в действительности уверенность ЛПР в подконтрольности события может быть объективно верной и подкрепленной реальным положением дел, состоянием организации, проблемной ситуацией и факторами среды. В данном случае имеется в виду именно ложная уверенность, основанная на склонности рисковать ради получения какого-либо особенно предпочтительного исхода, оправдывая риск иллюзорным представлением о том, что события не могут выйти из-под контроля.

Иллюзия контроля возникает, например, в случаях, когда субъекту предлагается совершить какое-либо действие самому. Примером может служить трюк, применяемый в игре в наперстки, когда ведущий предлагает выбрать один из наперстков (в котором как полагает игрок находится шарик) и положить на него руку, дабы исключить замену (изъятие шарика). Естественно, шарика под рукой нет, но уверенность игрока может привести к росту ставок и ощутимым потерям с его стороны, поскольку он уверен, что контролирует ситуацию.

Феномен валентности или иначе положительной или отрицательной оценки события ЛПР заключается в завышении вероятности исхода наиболее значимого события (например, с положительным исходом) или преуменьшении вероятности исхода менее значимого события (например, события в отрицательным, нежелательным исходом). Вышерассмотренная ситуация возможна при неоправданно оптимистическом настрое ЛПР, если же ЛПР настроено пессимистично, то происходит обратный эффект – вероятность событий с отрицательными исходами завышаются, а вероятности событий с положительными исходами занижаются.

Объяснение данного феномена заключена в том, что информация более соответствующая ожиданиям ЛПР быстрее переводится в кратковременную память и становится более доступной, а неожидаемая информация не соответствующая настрою ЛПР вытесняется в долговременную память.

Феномен сложных событий. Данный феномен основан на свойствах сложных событий[90]. Первое свойство – сложное событие как произведение простых заключается в том, что событие C наступает тогда и только тогда, когда наступает и событие A и событие B, записывается это так: C=AB. Например, событие «абсолютная посещаемость лекций студентами в течении семестра» наступит тогда и только тогда, когда наступят все события связанные с посещением каждого студента каждый день в течение семестра и если хотя бы один из студентов пропустит хотя бы одно занятие, то рассматриваемое сложное событие не наступит.

Второе свойство – сложное событие как сумма простых заключается в том, что событие C наступит тогда, когда наступит любое из составляющих его событий. Сумма событий записывается так: C=A+B. Например, событие посещение студентами лекции состоится если произойдет посещение лекции хотя бы одним (любым) студентом.

Сущность феномена сложных событий заключается в ошибочном завышении вероятности произведения простых событий и занижении вероятности их суммы. Особенностью данного феномена является то, что величина ошибки при арифметическом увеличении числа событий возрастает с геометрической прогрессией.

Например, в эксперименте, описанном в пособии[91], указывается, что испытуемых попросили определить вероятность выигрыша в лотерее, состоящей из двух этапов с равной вероятностью выигрыша и проигрыша на каждом этапе. В среднем испытуемые оценивали вероятность выигрыша в лотерее как 45 % (вероятность выигрыша в такой лотерее равна 0,5*0,5=0,25 или 25%), а вероятность выигрыша хотя бы на одном этапе была оценена в 50% (объективно она равна 1-0,5*0,5 = 0,75). При увеличении этапов до восьми вероятность выигрыша уменьшается до (1/8)8 = 0,6*10-7, при этом испытуемые оценивали вероятность выигрыша в такой лотерее как 5%.

Избежать таких ошибок позволяет использование правил теории вероятности. Для определения вероятности сложного события его разбивают на простые, и, затем, применяя правила умножения и сложения вероятностей, определяют вероятность сложного события, которые разработаны в рамках теории вероятностей как для простых независимых событий так и для зависимых.

Якорный эффект возникает в случае влияния на оценки вероятностей событий и (или) их значимостей каких-либо качественных или количественных «якорей», к которым привязывается мышление в результате запечатления в памяти каких-либо значений, которые актуализируются в момент произведения оценок.

Примером действия такого эффекта можно считать детскую игру, когда ведущий задает вопросы, в которых ответом фиксируется красный цвет (якорь), как – то: Что является символом красной армии? На какой площади находится мавзолей Ленина? Когда человек обрезается - что у него течет из пореза? После этого задает вопрос – На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? И, разумеется, получает ответ: на красный… Нетрудно предположить, что может произойти, случись получить подобный якорь перед переходом проезжей части или принятии решения – какого цвета автомобили будут пользоваться большим спросом зеленые или красные.

Якорями при РУР могут служить совершенно разнородные явления, например, опыт конкурирующей организации, события, происходившие в данной организации и т.п. Характерным примером якорного эффекта является метод ценообразования, основанный на сравнении цен конкурентов и установлении цен на основе такого сравнения.

Иллюзия достаточности первых операций. Возникает, с одной стороны, вследствие ограниченности человеческой системы переработки информации и, с другой стороны, вследствие ошибочного представления о том, что некоторая доля из общего числа операций способна характеризовать явление или процесс. Например, когда испытуемых попросили оценить – какой толщины будет лист бумаги, сложенный в 100 раз, называлась величина, не превышающая нескольких метров, хотя на самом деле (при толщине бумаги 0,1 мм) толщина такого пакета будет равна 1,27*1023 км. Очевидно, что, пытаясь оценить толщину такого пакета, испытуемые осуществляли лишь несколько первых математических операций[92], например, умножение на 2 и 100.

Эффект отношения к риску наблюдается в условиях добровольного или принудительного выбора. В первом случае склонность к риску у ЛПР может возрастать, во втором – наоборот уменьшаться. Так, например, если решение принимается в соответствие с целями, установленными ЛПР, то вероятнее всего он будет более склонен принять решение, сопряженное с риском, чем, если бы директива о необходимости принять решение исходила от вышестоящего руководства. По тем же причинам менее вероятен выбор рискованного решения по поводу проблем, не относящихся к полномочиям ЛПР, например, в случае замены ЛПР в случае его болезни, отсутствия по иным обстоятельствам и т.п. (см. рис. 6.2).

Классическая трехуровневая модель памяти человека - student2.ru

На рисунке показано как изменяется склонность принятия более рискованных решений в зависимости от состава субъектов целеполагания, уровня решения (масштаба производимых изменений) и степени ответственности за его последствия.

Феномен доминирования первой альтернативы заключается в переоценке значимости альтернативы, которая была разработана и рассматривалась первой. При этом возможна ситуация отказа от рассмотрения других альтернатив или оценка других альтернатив с позиции оценок первой. Также данный феномен проявляется в отказе изменять оценки, как значимости альтернативы, так и вероятности события, даже в том случае, если была получена дополнительная информации.

Феномен реактивного сопротивления проявляется в сильной ответной реакции человека на внешнее давление, выражающееся в ограничении свободы действий или выбора. Реакцией человека при этом может быть как действие или принятие именно такого решения, на которое накладываются запрет или ограничения, так и неприятие, не желание принимать решение, к которому его принуждают или «подталкивают». Частным случаем данного феномена является укрепление значимости существующих альтернатив в результате реактивного сопротивления вновь предложенным, как механизма защиты от их навязывания. В частности как отмечено в пособии О.А. Кулагина[93] данный феномен может быть использован для преднамеренного укрепления альтернатив путем предложения дополнительных, которые по замыслу неминуемо вызовут реактивное сопротивление.

Феномен неадекватной оценки качества альтернатив или решения является следствием либо преувеличения, либо преуменьшения качества альтернатив. При этом важную роль играет настрой ЛПР (позитивный или оптимистический или негативный - пессимистический). Степень адекватности оценки может быть определена в условиях эксперимента, который заключается в следующем: испытуемым задают около 100 вопросов с заведомо известными правильными ответами и предлагают оценить точность своих ответов. Далее определяют реальную точность ответов и сравнивая определенную точность с заявленной испытуемым выявляют степень адекватности самооценки испытуемого.

Переоценка правильности принятого решения происходит из-за стремления ЛПР к подтверждению правильности не всегда объективными аргументами или, возможно, неверно интерпретируемыми фактами.

Феномен подтверждения является частным случаем феномена неадекватной оценки и основывается на не подтвержденной реальными обстоятельствами уверенности ЛПР в правильности своего выбора. Случается, что ЛПР настолько уверен в правильности своей позиции, что во всех явлениях, даже не имеющих отношение к решаемой проблеме «видит» подтверждение того, что его оценка правильна. Причиной данного феномена могут являться латентные самоустановки или установки, сформированные профессиональными психологами в целях манипулирования решениями, принимаемыми в организации и конкретно ЛПР. Как правило, в таких случаях ЛПР не может адекватно объяснить, чем мотивирован тот или иной выбор и приводит второстепенные малозначительные доводы в подтверждение своей позиции.

Феномен «якоря» компетентности заключается в том, что на начальном этапе решения задачи ЛПР оценивает свою компетентность относительно предполагаемой сложности задачи. Если задача оказывается менее сложной, чем ожидалось, то уверенность ЛПР в правильности принятого решения оказывается несколько заниженной относительно реального качества решения. Если же наоборот, задача оказывается сложнее, чем предполагалось, то ЛПР склонен переоценивать качество решения относительно объективной оценки. В данном случае самооценка компетентности играет роль «якоря», относительно которого происходит искажение объективной оценки качества решения.

Феномен когнитивного диссонанса проявляется как некоторое противоречие между знаниями, убеждениями, мнениями и установками ЛПР. Такое противоречие возникает, например, в случае, когда принимается компромиссное решение и ЛПР приходится поступится частью своих убеждений, интересов, принципов, т.е. в такой ситуации, когда решение принимается как бы «против себя», или другими словами принимается решение, перечащее убеждениям ЛПР.

Если окончательное решение еще не принято, то его можно пересмотреть, доработать или разработать вновь, в случае же если решение принято, то явление диссонанса можно уменьшить тремя способами:

1) пересмотреть уже принятое решение, несмотря на препятствующие этому обстоятельства;

2) ЛПР может пересмотреть сою позицию относительно данного решения;

3) ЛПР может сформировать новую компромиссную позицию, не входящую в противоречие (снижающее его) ни с принятым решением, ни с убеждениями.

После принятия решения также возможно явление диссонанса, характеризуемое мнением что «принятое решение по своему неудачно, но оно принято, а отвергнутые решения по-своему хороши, но они отвергнуты»[94].

Когнитивный диссонанс такого рода преодолевается (снимается или ослабляется) посредством убеждения или самоубеждения ЛПР в том, что выбранная альтернатива значительно предпочтительнее остальных, для чего могут усиливаться оценки по некоторым критериям привлекательности выбранной альтернативы и ослабляться оценки привлекательности других альтернатив по этим же или другим критериям. При этом возникает опасность возникновения феномена репрезентативности и доступности, а также «любимой альтернативы».

Специфика и феномены групповых решений

Групповым принятием решений называется осуществляемый ГПР (группой принимающей решение) выбор из множества альтернатив в условиях взаимного обмена информацией и взаимодействия между ее членами при решении одной задачи.

Основное отличие групповых решений от индивидуальных заключается в наличии сложной системы влияний участников процесса разработки решения вследствие их непосредственного взаимодействия. Особенностью групповых решений является то, что они не сводятся к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия.

Д. Янис в ходе исследований особенностей групповых решений установил существование феномена «GroupThink» что в переводе с английского языка означает «групповое мышление». Данный феномен объясняет как деформируется мышление индивидов под влиянием группы. Содержание данного феномена включает в себя следующие симптомы[95]:

· необоснованный оптимизм, основанный на иллюзии неуязвимости, которую разделяет большинство группы, следствием чего является излишний и повышенный риск;

· стремление дать рациональное объяснение порой невыполнимому решению, чтобы только не разрушить иллюзию правоты большинства;

· навязывание группой каждому индивиду норм поведения, побуждающие ее членов игнорировать моральные последствия принимаемых решений;

· восприятие других групп как соперников (людей слабых, глупых или недостойных), что устанавливает барьеры взаимодействия с ними или ведет к конфронтации;

· давление на членов группы, выдвигающих объективны возражения и аргументы против групповых стереотипов («кто не с нами, тот против нас»);

· самоподавление инициативы индивидов группы – их готовность отбросить или преуменьшить собственные возражения, предложения даже конструктивного характера касающиеся групповых решений (нежелание оказаться «белой вороной»);

· комплекс согласия относительно мнений и оценок, соответствующих точке зрения большинства (все думают так, стало быть, это верно);

· появление покровителей «группового духа» — членов группы, которые защищают ее от неблагоприятной информации, способной нарушить испытываемое чувство удовлетворенности от принимаемых решений.

Для избежания появления данного феномена и снижения его влияния на качество коллективных решений рекомендуется принимать следующие меры[96]:

1) лидеры группы должны поощрять объективную критику, в том числе и своего мнения и оценок;

2) также должны пресекаться «давления авторитетом» и закрепления чьих либо позиций, образующих «якоря» группового суждения и препятствующие креативному мышлению (в частности, возможно установление порядка высказывания идей, мнений, суждений в порядке от младшего к старшему);

3) возможно разделение группы на подгруппы, занимающиеся решением одной проблемы независимо друг от друга;

4) ознакомление с решаемой проблемой желательно проводить до коллективного обсуждения;

5) целесообразно привлечение к процессу обсуждения независимых экспертов, а также консультантов, имеющих опыт в проведении групповой работы (в частности может быть официально назначен адвокат дьявола, то есть лицо, участник групповой работы, отстаивающий мнения, не совпадающие с позицией группы).

Феномен групповой поляризации является противоположным феномену групповой нормализации[97]. Сущность данного феномена заключается в формировании противоположных позиций исключающих любые компромиссы в ходе групповой дискуссии на основе разнородных мнений и суждений. При разработке УР группой возможна поляризация суждений по различным показателям, например, по риску. В этом случае принятое группой решение может оказаться более рискованным (эффект «сдвига к риску») или менее рискованным (Эффект «сдвига к осторожности») относительно усредненных суждений группы до начала обсуждения. В крайней форме феномен групповой поляризации приводит к внутригрупповому конфликту.

Феномен социальной фасилитации[98] заключается в том, что в группе легче работать и принимать решения, чем в одиночестве. Однако положительный эффект при работе в группе возможен лишь при решении относительно простых задач в знакомом контексте, в случаях же решения сложных задач ЛПР действует гораздо продуктивнее один, присутствие же группы может мешать процессу поиска решения.

Уменьшение четкости связи между личным вкладом каждого в общий результат поиска решения, а также снижение чувства ответственности за конечный результат решения приводи к обратному эффекту – «социальной лености», ситуацию, когда производительность участников группы уменьшается.

Феномен неадекватной оценки собственного участия заключается в преувеличении своей позиции участника над позицией группы или, наоборот, в принятии и закреплении мысли о невозможности повлиять на мнение группы. Этот феномен также называют феноменом «выученного диссонанса», а субъективное завышение своих собственных мнений и оценок - «асимметрией в оценке адекватности собственных и чужих аргументов» [99].

Эффект численности проявляется в том, что продуктивность работы группы имеет нелинейную зависимость от численности ее участников. Так с увеличением числа участников группы продуктивность ее работы вначале возрастает, достигает критического уровня, и, затем снижается. Данный феномен объясняется тем, что малая по числу участников группа может не обладать достаточным количеством информации для решения поставленных задач, а большие группы тяжело, а порой практически невозможно контролировать. Величина оптимальной численности участников группы непостоянна и зависит от решаемой задачи, но обычно число участников находится в интервале от 4 до 8 человек.

Эффект состава – это влияние на качество решения степени однородности-оптимальности-неоднородности группы, при этом оптимальной по составу считается не слишком однородная и не слишком разнородная группа, в которой обеспечивается одновременно и широта позиций участников и возможность их совмещения и согласования.

Феномен статусного доминирования заключается в непропорциональной дифференциации влияния (давления или поддержки) оказываемого на каждого члена группы в зависимости от его статуса. В большинстве случаев группе тяжелее повлиять на суждение руководителя, нежели на суждение рядового работника или менеджера среднего звена. Руководитель редко меняет свое мнение и способен в бол

Наши рекомендации