Организационно – методические аспекты программы.
Содержание занятий.
I. Введение.
Воспитанники учреждений детских домов и школ - интернатов на разных этапах онтогенеза пережили множество психологических травм: утеряны родители, дом, семья, близкие, друзья. Многие из них имеют перинатальные травмы, затяжные формы заикания, тики, энурез и другие системные расстройства. Актуальность проблемы определяется также отсутствием достаточного количества программ, направленных на вторичную профилактику дезадаптации трудных подростков.
Одним из направлений в методическом построении психолого - педагогической работы является умелое включение в нее занятий в сенсорной комнате.
Сенсорная комната - это интерактивная среда, где каждый ребенок ощущает себя в полной безопасности, так как в ней исключаются стрессовые ситуации и любые негативные воздействия. Эта очень универсальная среда, которая положительно влияет на здоровье и психику ребенка. Сенсорная комната комплексно воздействует на отдельные органы чувств. Наиболее распространенный вид воздействия сенсорной комнаты - зрительный. Проекторы, воздушно-пузырьковые трубки, светящееся волокно - все это стимулирует работу органов зрения. В сенсорной комнате большое количество различных поверхностей, отличающихся по форме, материалу, текстуре. Это позволяет воздействовать на восприятие ребенком тактильных ощущений и принести положительные эмоции, развивающий и лечебный эффект. В сенсорной комнате активно используется звуковая стимуляция - специальная музыка для расслабления, звуки природы, птиц, животных. Используются специальные наборы для ароматерапии.
Пребывание в сенсорной комнате раскрепощает ребенка, создает положительный эмоциональный настрой, тренирует психомоторные функции. В зависимости от патологии и особенностей ее течения сенсорная комната используется или в направлении релаксации, если это невротические или психосоматические расстройства, или активизации, стимуляции органов чувств и двигательных функций, которые наблюдаются у детей с задержкой психоэмоционального развития. Эти занятия позволяют глубже проникнуть в сферу эмоциональных переживаний, толкнувших ребенка на совершение правонарушений, способствует повышению фрустрационной толерантности, снижению тревожности, развитию коммуникабельности.
Программа занятий в сенсорной комнате – как дополнительное средство помощи детям в системе лечебно-реабилитационных мероприятий, которые проводят ОУ, как профилактика бродяжничества и самовольных уходов подростков.
В основу замысла программы положена комплексная реабилитация детей, когда психологическая коррекция и нейропсихологическая реабилитация ребенка в сочетании с социотерапевтическим воздействием позволяет ребенку быстрее адаптироваться и реализовать свое естественное стремление к развитию и самосовершенствованию.
Программа состоит из двух блоков занятий:
1Блок – комплекс занятий для детей от 7 – 12лет;
2Блок – комплекс занятий для детей от 13 – 17лет.
Цели программы – реабилитация и коррекция психоэмоциональной сферы детей с посттравматическими расстройствами; компенсация нарушенных функций; профилактика формирования вторичных невротических нарушений; активизация адаптационных реакций организма и достижение эмоционального равновесия и глубокой душевной релаксации.
Задачи программы:
- восстановить психоэмоциональный статус (статокинетический баланс психических процессов);
- развивать умения выражать свои эмоции (психомоторное взаимодействие с внешним миром);
- перестройка коммуникативного поведения (приобретение навыков гибкого взаимодействия с использованием языка невербальных сигналов, стремение к диалогу);
- стабилизировать эмоциональное состояние, оптимизировать уровень тревожности и агрессии (произвольная регуляция и смыслообразующая функция психомоторных процессов);
- формировать навыки стрессоустойчивого поведения.
II. Организационно-методические аспекты программы.
Организационные аспекты.
1. Презентация возможности проведения реабилитационной работы в сенсорной комнате, оснащенной специальным оборудованием (встреча с педагогами и формирование мотивации на совместную работу).
2. Сбор анамнестических данных, психологическая диагностика с целью уточнения травмирующего события и выявления актуального уровня развития познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка и зоны его ближайшего развития.
3. Программа рассчитана на 7-11 занятий с периодичностью встреч один раз в неделю по 20 – 40минут. Желательно участие воспитателя или психолога, который будет обеспечивать поддержку ребенку в период между занятиями, а также устранит психотравмирующие факторы. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции или проведение занятий индивидуально.
Количественный состав групп. Оптимальное количество участников 2-3 человека.
Качественный состав группы. Дети и подростки, воспитывающиеся в детском доме. В группу подбираются дети, не имеющие противопоказаний для групповой работы.
Противопоказания: обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- добровольное участие;
- недирективность позиции взрослого;
- учет психофизических особенностей детей;
- индивидуализация, то есть актуализация максимума различий между участниками группы (противодействие псевдосплоченности «Мы товарищи по несчастью»).
Ориентировочная структура занятия:
1. Ритуал приветствия. Разминка. Состоит из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
2. Основная часть направлена на решение задач данной программы. В нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация.
3. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия). Ритуал прощания.
Методы работы.
- беседа;
- наблюдение;
- интервьюирование;
- индивидуальное консультирование;
- индивидуальная психокоррекция;
- групповая психокоррекция,
- тренинг навыков.
Формы работы. При реализации программы используются когнитивно-поведенческие, игровые методы и арт-терапевтические техники психологической коррекции, обучение методам саморегуляции, аутогенная тренировка, психокоррекция, рационально-эмотивная коррекция, телесно-ориентированная психокоррекция и др., большое внимание уделяется дыхательным упражнениям и обучению самомассажу, особенно на первом этапе занятий.
Требования к ведущему:
1. Психологическая компетентность (наличие психологического образования, опыта участия в тренингах и опыта ведущего групповой психологической работы).
2. Наличие знаний и опыта работы с детьми с неврозоподобным состоянием, постстрессовыми расстройствами, системными расстройствами.
3. Открытость в выражении чувств.
Оборудование сенсорной комнаты:
- Пуфики-кресла по количеству участников.
- Мячи.
- Пузырьковая колонна.
- Светящаяся сеть.
- Ковер «Млечный путь».
- Проектор светоэффектов.
- Музыка для релаксации и визуализации.
Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, фломастеры; бланки для диагностических процедур по числу участников.
Оценка эффективности работы. Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса реабилитации и по завершении занятий, по результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за воспитанниками на каждом занятии.
Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, восстановление психологического статуса и формирование умений действовать в группе, формирование позитивного отношения к жизни и конструктивных моделей поведения у подростков, разрешение личностных проблем участников программы – уменьшение уровня тревожности и депрессии.
III. Содержание занятий.
1 Блок программы – занятия для детей от 7 – до 12лет.