История развития конфликтологической мысли
Первые попытки теоретического анализа социальных и политических конфликтов предпринимались в VI — IV вв. до н. э. многими мыслителями древности: Конфуцием, Гераклитом. Сократом, Платоном. Аристотелем и др.
Конфуций (Кун Цзы, 551 — 479 гг. до н. э.) – знаменитый философ и педагог Китая, один из основателей философско-этической концепции государства. Стабильность в обществе и порядок в государстве, по мнению Конфуция, могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей.
Идеи добродетели, справедливости и гуманности — важнейшие в этическом учении Конфуция. Он считал, что интересы государства не должны противоречить интересам народа и что всякое насилие над человеком неминуемо вызовет в нем столь же сильное противодействие. По его мнению, богатство государства измеряется богатством его подданных, и нельзя допускать чрезмерного имущественного неравенства, которое чревато общественными потрясениями.
Гераклит (конец VI— начало V в. до н. э.) — древнегреческий философ-диалектик, высказавший идею непрерывности всех изменений («все течет, все изменяется»). Он считал, что изменения происходят через борьбу противоположностей — «все происходит через борьбу и по необходимости».
Сократ (469—347 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, принципиальный сторонник законности и моральной политики. Первым в истории он сформулировал идею разрешения возникающих между индивидом и государством конфликтов посредством договорных отношений. Так, если гражданин, достигший совершеннолетия, не согласен с действующими в государстве порядками, то он вправе покинуть пределы государства со всем своим имуществом. Но остающиеся граждане должны выполнять все веления государства и его органов.
Платон (427—347 гг. до н. э.) — выдающийся древнегреческий философ, один из величайших мыслителей в истории человечества.
Развивая идеи Сократа о различных формах государственного устройства, Платон выделяет неправильные формы власти: тимократию (власть честолюбцев), олигархию, демократию и тиранию. К правильным формам он относит монархию и аристократию.
В противовес всем этим формам Платон выдвигает и описывает теорию идеального государства. Согласно этой теории власть в идеальном государстве должна принадлежать философам, так как только им доступны истинные знания и добродетель. Второй социальный слой в идеальном государстве составляют стражи и воины, которые охраняют государство. Третий слой — крестьяне и ремесленники, обеспечивающие материальный достаток государства. При этом каждый должен заниматься своим делом, тогда все в государстве преисполнятся «благополучием и радостью».
По мнению Платона, люди, находящиеся у власти, должны подчиняться законам даже с большей готовностью, чем те, кто подчиняется этой власти. Власть деспота развращает и поработителей, и порабощенных. Поэтому борьба с деспотизмом — первейшая задача людей.
Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — выдающийся древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Максдонского. Аристотель одним из первых в научной теории предпринял попытку описания социальной структуры реального общества. Он делил общество на три сословия: высшее, среднее и низшее. При этом в качестве важнейших источников возникающих в обществе конфликтов и распрей Аристотель называл имущественное неравенство людей и неравенство получаемых ими почестей. Он был противником чрезмерной концентрации богатства в руках олигархов и считал, что они всегда стремятся узурпировать власть и деньги. Он был против чрезмерной нищеты, так как считал, что она ведет к возмущениям и борьбе за передел собственности. Источником социальной стабильности Аристотель считал людей среднего достатка: чем больше таких людей в обществе, тем более стабильно оно развивается. А политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы.
В Средние века социально-политическая мысль развивалась в тесном взаимодействии с религией. Но если в период язычества религия по сути сливалась с государством и их функции непросто было разграничить, то в эпоху Средневековья христианство стало претендовать на некую особую роль в обществе и государстве. Так, например, один из создателей христианской политической теории, Августин Аврелий (354 — 430), резко противопоставляет церковь и государство: «град божий» и «град земной». Град земной включает в себя дьявольскую волю, становился общественным тираном. Истинное же государство, по мнению Августина, будет реализовано только после второго пришествия Христа, когда произойдет окончательное отделение праведных от грешных.
Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Для совершенствования государственного управления Августин предлагает идеи обновления града земного в русле христианской добродетели и гуманизма. Тем самым подчеркивалась особая роль церкви в решении общественных и политических проблем.
Более реалистическую концепцию государственного и общественного управления разрабатывал другой известный религиозный деятель и мыслитель — Фома Аквинский (1224 — 1274). Он значительно обогатил религиозную концепцию государства. В результате долгих поисков и переосмыслений различных теорий он пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является выражением божественного и предвидения и воли Всевышнего во имя людей.
В работе «Сумма теологии» Аквинский рассматривает вечное, божественное, естественное и позитивное право.
1) Вечное право — это мудрость Бога, оно направляет все развитие мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права.
2) Божественное право (заповеди) — дополнительное руководство к естественному праву.
3) Естественное право — это присущие всем нормальным людям стандарты истины и справедливости.
4) Позитивное право — это вводимые государством законы, которые не позволяют людям делать зло и нарушать мир. Позитивный закон, подчеркивал Аквинский, вводится согласно разуму. Это означает, что и монарх подчиняется разуму и естественному праву, как любой человек.
Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву, и разуму, то оно незаконно и является искажением права. Только в данном случае Аквинский признавал правомерным выступление народа против монарха. В иных случаях оно является смертным грехом.
Разложение феодальных отношений и развитие новых буржуазных (XVI—XVII ив.) способствовали освобождению социально-политических идей от влияния религии. В наиболее развитых странах Западной Европы постепенно формируется и утверждается гражданская концепция политической (конфликтологической) мысли. Осознание того, что люди сами создают социальные институты и решают возникающие проблемы, было поистине революционным. Так, например, выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469—1527) считал, что государство не божий промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной.
В своих произведениях Макиавелли уделяет значительное внимание проблемам возникновения, предупреждения и разрешения разных конфликтов. По его мнению, стабильные или конфликтные периоды в обществе возникают в результате тех или иных отношений между людьми, между правителями и подданными. Цель этих отношений — обеспечение порядка, незыблемости частной собственности и безопасности личности. Для этого «мудрые государи принимают все меры к тому, чтобы не ожесточать знать и быть угодным народу».
Макиавелли одним из первых предпринял попытку теоретического обоснования целесообразности применения в политическом конфликте для достижения цели любых средств, в том числе и аморальных (цель оправдывает средства). Тем самым он вошел в историю как апологет (защитник, приверженец) беспринципной политики.
Развивая теорию светского происхождения государства, выдающийся английский философ Томас Гоббс (1588—1679) описывает состояние хаоса и всеобщего конфликта («войны всех против всех»), в котором пребывали люди в догосударственном (естественном) состоянии. В качестве основных причин возникновения конфликтов, характерных для естественного состояния людей, Гоббс называет следующие: «во-первых, соперничество: во-вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы».
По мнению Гоббса, во-первых, хищность и жестокость человека превосходит даже хищность и жестокость волков и медведей, ибо человек «голоден, даже будучи сытым». Во-вторых, «причина взаимного страха лежит отчасти в природном равенстве людей, отчасти в их желании вредить друг другу». В-третьих, все люди стремятся к славе и из-за этого также конфликтуют.
Каждая их трех указанных причин порождает соответствующие конфликты. «Люди, движимые первой причиной, употребляют насилие, чтобы сделаться хозяевами личности, жен, детей и скота других людей; люди, движимые второй причиной, употребляют насилие в целях самозащиты; третья же категория людей прибегает к насилию из-за пустяков, из-за славы, улыбки, из-за несогласия во мнениях и из-за других проявлений неуважения непосредственно ли по их адресу или по адресу их родни, друзей, их нации, их сословия или их имени».
Итак, Гоббс видит основные причины социальных конфликтов преимущественно в субъективных свойствах и качествах человека, а не в объективно складывающихся отношениях.
В поисках выхода из всеобщей войны люди заключали общественный договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государства. Отныне государство становится главным арбитром и судьей, разрешающим конфликты и определяющим, кто прав, а кто виноват в том или ином конфликте.
Таким образом, по мнению Гоббса, люди нашли универсальный способ (механизм) разрешения существовавшего в догосударственном состоянии всеобщего конфликта.
Другой английский философ и политик, родоначальник либерализма Джон Локк (1632—1704), развивая теорию общественного договора, впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. В конфликте общество — государство Локк отдаст доминирующее положение обществу, которое может создать другую структуру государственной власти, если существующая его не удовлетворяет. А во взаимодействии личность — общество должен соблюдаться приоритет индивидуальных прав и свобод. По мнению Локка, если будут защищены права каждого отдельного человека, то и в обществе в целом будут соблюдаться законность и порядок.
Один из родоначальников классической буржуазной политической экономики, Адам Смит (1723—1790), делил современное ему общество на три класса: капиталистов, крупных землевладельцев и наемных рабочих. Экономические противоречия между этими классами естественным образом порождают социальные конфликты. Поэтому классовые конфликты, по мнению Смита, имманентно присуши буржуазному обществу. Многие выводы и положения в работах Смита стали одним из теоретических источников политической экономии марксизма.
В XIX в. ведущим направлением в социологии становится позитивизм (лат. positivus — положительный). Позитивизм был своего рода реакцией на захлестнувшие Европу в конце XVIII—начале XIX в. революции, войны и другие социальные конфликты. В основе позитивизма лежали идеи эволюционного развития общества, исключающие социальные революции и классовую борьбу. Мировоззренческие установки социологического позитивизма были сформулированы Сен-Симоном и нашли свое дальнейшее развитие в трудах О. Конта, Дж. Милля, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и др.
Родоначальник социологии, выдающийся французский философ и социолог Огюст Конт (1798—1857) считал, что позитивная социология позволяет понять (выявить) возможные причины конфликтов и не допустить их возникновение или найти правильные способы их разрешения. По мнению Конта, человеческое познание проходит три сменяющих друг друга состояния: теологическое, метафизическое, позитивное. В первых двух стадиях познание носит спонтанный характер и не имеет достаточных научных оснований. Третья позитивная стадия основывается на точной оценке существующей реальности. Поэтому позитивная социология способна дать позитивные (положительные) ответы на самые насущные вопросы времени и указать обществу эволюционный путь развития, исключающий социальные катаклизмы, революции и конфликты.
Конт вводит в научный оборот понятие «консенсус», который, по его мнению, является главным принципом научной социологии, выражающим формы социальной солидарности.
Английский ученый Герберт Спенсер (1820—1903) сравнивал общество с биологическим организмом, каждый «орган» (социальный институт) которого выполняет определенную функцию и тем самым способствует функционированию всего общества. При этом социальные конфликты и революции Спенсер рассматривал как болезнь, как явление, разрушающее единство социальной системы. При этом он признавал экономическую конкуренцию и отводил ей ту роль, какую играет естественный отбор в теории Дарвина. Принципиально иных взглядов на социально-политическое развитие общества и на природу социально-политического конфликта придерживался выдающийся немецкий ученый Карл Маркс (1818—1883). В основу своего учения он положил разработанный им принцип исторического материализма, в соответствии с которым общество в своем развитии поэтапно проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. В трех средних формациях общество делится на два основных антагонистических по отношению друг к другу класса, между которыми постоянно идет классовая борьба. Смена одной общественно-экономиче-СК9Й формации на другую происходит в результате социальной революции. Поэтому состояние переменного социально-политического конфликта в классовом обществе Маркс считал вполне естественным и неизбежным явлением, а революцию — локомотивом истории.
Известный французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858—1917) считал, что современному обществу присуща органическая солидарность (в отличие от механической солидарности, свойственной архаичному обществу), обусловленная разделением труда и обменом продуктами человеческой деятельности. Следовательно, все члены общества находятся в «органической» (функциональной) зависимости друг от друга. Поэтому солидарность Дюркгейм рассматривал как высший моральный принцип и универсальную ценность. В отличие от К. Маркса, он считал, что антагонизм труда и капитала является отклонением от нормы, которое возникает в результате недостаточного согласования интересов между различными классами общества.
Решающую роль в деле социальной интеграции Дюркгейм отводил идеалам и верованиям (коллективным представлениям). Однако коллективные представления могут ослабеть, особенно в периоды быстрых общественных преобразований, когда привычные нормы морали и права устаревают, а новые еще не успевают обеспечить равновесие различных интересов. В такие переходные периоды в обществе может возникнуть аномия (от франц. anjmie — беззаконие, безнормность) — такое состояние, в котором значительная часть его членов не соблюдает общепринятых норм. Термин «аномия» был введен Дюркгеймом для обозначения кризисных и переходных состояний в развитии общества.
Основными причинами аномии являются: неопределенность индивида в изменяющихся условиях, упадок моральной регуляции, индивидуальный эгоизм. Решить проблемы аномии и порождаемых ею социальных конфликтов, по мнению Дюркгейма, можно путем утверждения нравственности и регулирующими действиями общества, которые способны «умерять индивидуальный эгоизм» и «эгоизм групп».
Польско-австрийский социолог и правовед, представитель социального дарвинизма Людвиг Гумплович (1838—1909) рассматривал человеческую историю как «естественный процесс», а социальные законы как разновидность законов природы. Он считал социальные конфликты универсальным фактором социального развития, за что подвергался справедливой критике представителями иных позиций.
В работе «Расовая борьба» (1882) Гумплович ввел в научную теорию понятие «этноцентризм», которое впоследствии разрабатывалось У. Самнером и вошло в понятийный аппарат многих наук.
По мнению Гумпловича, поведение индивида целиком и полностью обусловлено групповой динамикой. Взаимоотношения между группами представляют собой постоянную и беспощадную борьбу, причины которой в стремлении к удовлетворению материальных потребностей. В историческом развитии первоначальная борьба между ордами (группами) привела к возникновению государства. В дальнейшем борьба между ними сменится борьбой между государствами и внутри государств: между группами, классами, сословиями, политическими партиями. При этом Гумплович подчеркивает особую роль социальных конфликтов в становлении и развитии социальных институтов.
Другой представитель социального дарвинизма — американский социолог и экономист Уильям Самнер (1840—1910) также считал, что естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение в социальной эволюции, которая носит автоматический и неуклонный характер. Социальное неравенство он рассматривал как естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации. При этом Самнер отстаивал стихийность в социальном развитии и выступал против всех форм государственного регулирования социально-экономических отношений.
В работе «Народные обычаи» (1906) Самнер разработал такие понятия, как «мы-группа», «они-группа» и «этноцентризм» (понятие, введенное Гумпловичсм). По мнению Самнера, для взаимоотношений в «мы-группе» характерными является согласие, а для взаимоотношений между «мы-группой» и «они-группой» — враждебность, базирующаяся на эгоцентризме.
Немецкий социолог Георг Зиммель (1858—1918) в своих трудах обосновывает диалектику развития и смены культурных форм (напоминающую Марксову диалектику смены общественно-экономических формаций). По его мнению, культурные формы со временем окостеневают и становятся тормозом дальнейшего развития. Необходимая смена форм происходит через возникновение и разрешение целого ряда конфликтов.
Значительный вклад в развитие социологии конфликтов внес выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920). Он считал, что общество является ареной постоянной борьбы между различными социальными группами и общественными классами.
Благодаря трудам таких ученых, как Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, и других во второй половине XX в. конфликтологическая теория получает новый импульс и приобретает форму самостоятельной науки. Так, создатель теории «позитивно-функционального конфликта» американский ученый Люис Козер считал, что социальные конфликты не только неизбежны в любой социальной системе, но они к тому же выполняют целый ряд позитивных функций. Значительный интерес для нас представляет предложенная Козером идея классификации конфликтов в соответствии со степенью их нормативной регуляции. Он считал, что существуют полностью институционализированные конфликты (типа дуэли) и абсолютные конфликты — борьба до полного истребления противника. А между этими конфликтами будут находиться конфликты с разной степенью институционализации.
Автор так называемой «функциональной теории конфликта» немецкий социолог и философ Ральф Дарендорф (род. 1929) развивает марксистскую теорию классовой борьбы. Однако он считает, что антагонистические классовые конфликты, способные разрушить социальную систему, были характерны лишь для XIX в. А в современном индустриальном обществе происходит переход от «классовой борьбы» к институционализированному и регулируемому социальному конфликту.
Американский социолог Кеннет Боулдинг (род. 1910) разработал так называемую «общую теорию конфликта», основные положения которой применимы как к внутренним организационным конфликтам, так и к международным. Суть теории заключается is утверждении того, что все конфликты имеют общие элементы и, познавая их, можно эти конфликты регулировать.
История отечественной конфликтологии имеет свои весьма драматические особенности. Развитие конфликтологических идей в дореволюционной России в основном сводилось к проблемам борьбы народных масс (прогрессивных слоев общества) против монархического режима власти (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин и др.).
Развитие конфликтологической теории в советский период, по сути, было запрещено. А различные официальные интерпретации теорий классовой борьбы в идеологической концепции марксизма-ленинизма (сталинизма) были направлены на оправдание существовавшего режима и поиск внутренних и внешних врагов.
Становление отечественной конфликтологии начинается в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Наряду с переводами зарубежных авторов в продаже появляются труды отечественных исследований.