Безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях

ОСНОВЫ

КОНФЛИКТОЛОГИИ

Учебное пособие

Безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях - student2.ru

Санкт-Петербург

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

Экономики и финансов»

Кафедра

Безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях

ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Учебное пособие

Под редакцией проф. Плещица С.Г.

Издательство

Санкт-Петербургского государственного университета

Экономики и финансов

Основы конфликтологии/Под редакцией д.э.н., проф. Плещица С.Г. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 229 с.

Учебное пособие содержит материалы курса «Конфликтология», предназначенного для изучения студентами, бакалаврами и магистрантами СПбГУЭФ.

Дисциплину «Конфликтология» изучают как базовую дисциплину профессионального цикла по некоторым направлениям подготовки бакалавров и специалистов (например, направление подготовки – 0800400- управление персоналом), либо, по решению руководства ВУЗа, она входит в вариативную часть общенаучного цикла (например в СПбГУЭФ Институт магистратуры - направление подготовки – 100700 Торговое дело). В последнем случае дисциплина «Конфликтология», относится к дисциплинам, которые выбирает студент (магистрант) по своему усмотрению.

Авторы:д.э.н., проф.Плещиц С.Г.

к.м.н., доцентМармышева Л.Н.

доценты: Дергаль П.П., Григоренко М.М., Цыбенко Е.И.

ст. преподаватель: Стовбер П.А.

Рецензенты:д.э.н., проф. Плоткин Б.К.

д.в.н., проф. Бабенков В.И.

Составитель:доцент Дергаль П.П.

Техническая помощь:Стрельцова О.В.

Бразина Д.В.

Издательство СПбГУЭФ, 2012

Предисловие

Преподавание дисциплины «Конфликтология» в высших учебных заведениях вызвано требованиями, предъявленными к знаниям, умениям и навыкам современного руководителя.

Мы живем в конфликтном мире и поскольку в конфликтном обществе, каждый человек, а современный руководитель тем более, должен усваивать определенный минимум теоретических знаний конфликтологии и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях для того, чтобы эффективно решать возникающие проблемы и добиваться успехов во всех своих делах.

Во всех Федеральных Государственных стандартах Высшего Профессионального образования (ФГОС ВПО) III поколения по подготовке бакалавров и магистров предусмотрены общенаучный и профессиональные циклы, предусматривающие базовую и вариативную части.

Дисциплину «Конфликтология» изучают как базовую дисциплину профессионального цикла по некоторым направлениям подготовки бакалавров и специалистов (например, направление подготовки – 0800400- управление персоналом), либо, по решению руководства ВУЗа, она входит в вариативную часть общенаучного цикла (например в СПбГУЭФ Институт магистратуры - направление подготовки – 100700 Торговое дело). В последнем случае дисциплина «Конфликтология», относится к дисциплинам, которые выбирает студент (магистрант) по своему усмотрению.

Краткое содержание:

Введение

ЧАСТЬ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

ЧАСТЬ 2. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТЫ.

ЧАСТЬ 3. ГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ.

ЧАСТЬ 4. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ.

ЧАСТЬ 5. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТОМ.

ЧАСТЬ 6. ПЕРЕГОВОРЫ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ. МЕДИАЦИЯ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА.

Приложения:

  1. Словарь терминов.
  2. Конфликтология в схемах.
  3. Дидактический материал для проведения занятий.

Литература

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….7

ЧАСТЬ 1. Определение КОНФЛИКТА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………...…..9

1.1. История появления и развития конфликтологии…………….10

1.2. Методы исследования конфликтологии. Функции конфликтологии………………………………………..…….…19

1.3. Конфликт: определение, структура и классификация. Проблемы конфликтологии в экономике……………………………………………………….22

ЧАСТЬ 2. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТЫ…………………………………………………………….29

2.1. Внутриличностный конфликт…………………………………...29

2.2. Межличностный конфликт……………………………………..45

ЧАСТЬ 3. ГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ……………………………...…..58

3. 1. Конфликт личность группа…………………………………….58

3.2. Межгрупповой конфликт: специфика классических подходов………………………………………………………………62

ЧАСТЬ 4. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ…………………………….70

4. 1. Концепции управляемости конфликта………………...………70

4.2. Этапы управления конфликтом…………………………..…….74

ЧАСТЬ 5. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТОМ…………………………………………………………..80

5.1. Стратегия поведения в конфликте……………………………..80

5.2. Cтили поведения в конфликте……………………………….…81

ЧАСТЬ 6. ПЕРЕГОВОРЫ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ. МЕДИАЦИЯ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА……………………………………………………………106

6. 1. Переговоры в конфликтных ситуациях…………………….106

6.2. Медиация, как технология регулирования конфликта…….120

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Словарь терминов………………………………………………141
  2. Конфликтология в схемах……………………………………..151
  3. Дидактический материал для проведения занятий………….187

Литература……………………………………………………………….225

Введение

История развития человечества постоянно сопровождалась различного рода конфликтами. Такие, как локальные и мировые войны: охватывали громадные территории и даже целые континенты, десятки, а то и сотни народов и народностей.

Другие происходили между большими (малыми) группами людей или между отдельными личностями.

Третьи возникали внутри человека и приводили порой к непредсказуемым его действиям, затрагивающим жизни многих других.

С появлением государственности одновременно возникли конфликты как внутри государств, так и между ними.

И весь этот период развитие цивилизации лучшие умы человечества искали пути недопущения конфликтов, построения бесконфликтных обществ, однако все эти попытки заканчивались неудачами, а порой даже порождали ещё более ожесточенные конфликты между людьми.

Сегодня, как и прежде, мы живем в конфликтном мире и конфликтном

обществе.

Конфликты – это повседневная реальность нашей жизни.

Поэтому очень важно каждому человеку иметь хотя бы минимум знаний по конфликтологии, уметь правильно себя вести в конфликтных ситуациях.

Особенно это важно руководителю. Какой бы он пост ни занимал, каким бы он коллективом не управлял, без знаний науки конфликтологии он не сможет эффективно и быстро решать возникающие проблемы в своих взаимоотношениях с подчиненными, между структурными подразделениями т их лидерами, а значит и добиваться успеха во всех своих делах.

Предлагаемое учебное пособие «Конфликтология» представляет собой попытку изложить теоретический, методологический и практический материал, необходимый студенту и магистранту по конфликтологии, как одной из основ будущего современного руководителя.

Учебное пособие охватывает диапазон тем – от внутриличностных до групповых.

Важное место уделено вопросам управления конфликтом и роли руководителя в разрешении конфликтных ситуаций.

Особое место уделено медиации, новой для России технологии регулирования конфликтов.

Для проверки знаний имеются вопросы для проверки знаний, список рекомендованной литературы (основной и дополнительной), интернет – ресурсы.

В конце книги содержится приложения – словарь терминов, справочный материал, содержание тестов, методика проведения занятий интерактивными методами.

Авторы надеются, что внимательно изучив содержание пособия, Вы сумеете всегда найти правильный выход из различных конфликтных ситуаций, в которых можете оказаться, что эта книга поможет Вам успешно продвигаться вперед по достижению поставленных целей.

Мы желаем Вам в этом успеха.

Функции конфликтологии

Функция (от лат. function) — исполнение, назначение, осуще­ствление. Социальная функция — это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы (социальный институт, социальный процесс, социальные действия и др.) в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи за­ключается в том, чтобы регулировать брачно-семейные отноше­ния в обществе; функция конфликтологии — выявлять, преду­преждать и разрешать конкретные социальные конфликты.

Основные функции конфликтологии.

1. Познавательная — определенный способ познания (изуче­ния) природы социального конфликта в целях его предупрежде­ния и разрешения.

2. Диагностическая — анализ (мониторинг) социальной реаль­ности с целью выявления потенциальных конфликтов и кон­фликтной ситуации с целью ее разрешения.

3. Прогностическая — выработка научно обоснованных про­гнозов о тенденциях (перспективах) развития социальных проти­воречий и предупреждение возможных негативных явлений.

4. Организационно-технологическая — создание технологий и организационных структур для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

5. Управленческая — использование конфликтологических ис­следований для разработки и принятия управленческих решений.

6. Инструментальная — совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальных конфлик­тов.

7. Прагматическая (прикладная) — использование теоретиче­ских и прикладных методов конфликтологии для решения возни­кающих в обществе противоречий.

Мотивационные конфликты.

Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, рассматривавший, выводя их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации. К конфликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал 3 варианта течения этих конфликтов.

    1. Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга (Буриданова ослица). Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых конфликта как такового бы просто не было.
    2. Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего).
    3. Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех за и против.

Более сложным, на наш взгляд, представляется позиция отечественного автора В.В. Столина, описывающего конфликт мотивов как противоречие смыслов Я. С точки зрения этого автора действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, может быть названо поступком. А смысл Я возникает в результате соотнесения собственных свойств с мотивами действий: расширяются связи человека с миром, расширяется его мотивационная сфера возникает множественность смыслов Я. Если бы деятельности никогда не пересекались, то человек имел бы столько социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит (У. Джемс). В определенных пределах так и происходит: пока две человеческие деятельности не столкнулись в жизни человека, он может иметь непротиворечивый образ Я, состоящий из потенциально противоречивых свойств. Но деятельности пересекаются в различных обстоятельствах в жизненном пространстве индивида, где поступок и становится перекрестком, пересечением деятельностей. Конфликтный смысл Я возникает после совершения поступка.

Таким образом, до совершения поступка личность переживает конфликтную ситуацию субъективную трудность выбора, психическую напряженность, эмоциональный дискомфорт, сигнализирующие об этой конфликтности. Но только поступок инициирует конфликт: смысл Я становится объективно противоречивым. Возникшее противоречие противоречие самосознания. Таким образом, множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей к поступкам, поступки к конфликтным смыслам Я, а конфликтный смысл Я запускает дальнейшую работу самосознания. Т.е. конфликт, с точки зрения отечественной психологии, это возможный фактор становления личности, при условии, что речь идет о сознательном признании факта поступка. Если же факт совершения поступка отвергается, перед нами работа бессознательного по защите психики от проведения работы по самосознанию.

  Сознание поступка
Личностный выбор Факт совершения поступка признается Факт совершения поступка отвергается
В пользу отвергнутого мотива Раскаяние Самообман
Против отвергнутого мотива Ужесточение Дискредитация
Нерешенность выбора за и против Смятение Вытеснение

Когнитивные конфликты.

В основе такого типа конфликтов несовместимые представления (когниции) личности. Согласно когнитивистам, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт при возникновении рассогласования этих структур. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера описывает ситуации, когда человек, имея этот внутренний дисбаланс (наличие двух знаний, противоречащих друг другу), стремится уйти от него, восстановить свою целостность.

Если большинство предшествующих подходов рассматривали процесс принятия решения, то когнитивисты обратили внимание на то, что происходит в психике человека после этого. Согласование идей осуществляется разными путями:

    • Путем изменения отношения к одной из когниций (переделывание прошлого): сегодняшние мысли изменяют воспоминания (принятое решение создает собственные опоры для поддержки - причины, которыми мы оправдываем его целесоообразность Д. Майерс). Все те аргументы, которые были за и способствовали принятию решения, после принятия позиции воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления.
    • Путем изменения одной из когниций (1 когниция знаю, что курю, 2 когниция знаю, что курить вредно: удаляется одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней структуре Я).
    • Путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными (курить легкие сигареты, у которых снижено количество вредных веществ).
    • Путем перестройки Я-концепции, т.е. проведение ревизии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст.
    • Путем создания защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора (перекладывание ответственности на другого и представление себя не более, чем орудием, техническим средством осуществления чужой воли) или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний (усталость, опьянение, сильное эмоциональное расстройство и т.д.) или полное вытеснение самого поступка.

Мы видим здесь две прямо противоположные возможности: выбор на уровне самосознания (между Я хороший или Я плохой) и выбор в пользу ухода от сознательного решения проблемы (временного или абсолютного): Я не могу поступить плохо, потому, что я хороший.

Ролевой конфликт.

Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются ролями. Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:

    • Личностно ролевой конфликт: конфликт Я роль, где различия возникают между требованиями роли и возможностями, представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает из-за неспособности соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен также какой-то компромиссный вариант снятия этого противоречия.
    • Межролевой конфликт предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются несовместимыми (семья работа).

Типичными факторами, определяющими силу этого типа конфликтов, составляют:

    1. степень несовместимости разных ролевых ожиданий;
    2. жесткость, с которой эти требования предъявляются;
    3. личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям.

Особенно трагичными являются конфликты, затрагивающие зону эталонных ролей, поскольку разрешение такого конфликта связано с необходимостью изменения Я-концепции личности, что сопровождается довольно болезненными переживаниями. Здесь тоже возможен неконструктивный вариант выхода из конфликта за счет использования механизмов внутриличностной защиты, отсрочивающих решение проблемы или блокирующих ее осознавание.

Таким образом, в отечественной и западной психологии мы видим кардинально отличные установки: если наши авторы стремятся рассматривать психический мир личности как целостность и определять конфликт как элемент трудных для психики ситуаций, то западные конфликтологи идут по пути структурирования конфликта на конкретные специфические виды и пытаются работать с каждой формой по-своему. У каждой из описанных парадигм есть свои сильные и слабые стороны, и, по-видимому, они бы только выиграли, если бы попытались найти общую методологическую платформу для взаимодействия.

Кроме проблемы формулируемой в терминах что такое конфликт, психологи отвечают на вопрос о характере отношений конфликтующих сторон. Он распадается на три подвопроса:

    1. Сравнительная интенсивность противостоящих в конфликте сил: этот подвопрос со времени постановки проблемы К. Левиным решается однозначно и предполагает приблизительное их равенство.
    2. Определение относительной направленности относительно друг друга этих сил:
    • противоположность, что приводит к внутренней невозможности решения (невроз в терминах К. Хорни);
    • различие, меньшее, нежели 180о и потому может быть найдено поведение, в большей или меньшей степени удовлетворяющее обоим побуждениям;
    1. содержание отношений между конфликтующими тенденциями:
    • внутренне представляется противоречивым;
    • является несовместимым только ситуативно, т.е. не принципиально, а только по условиям конкретного места и времени.

В целом, стоит отметить, что конфликт, а внутриличностный особенно, - сложное явление, трудно поддающееся классификации. Но, тем не менее, существует два подхода к типологии такого рода конфликтов. 1 система использует язык переживания человеком трудной для него ситуации. Примером такого подхода называют классификацию Анцупова и Шипилова, опирающуюся на фрейдовскую теорию описания психики человека:

Мотивационный конфликт столкновение мотивов, бессознательных стремлений (см. выше: З. Фрейд, К. Хорни, К. Левин). Между хочу и хочу.

Нравственный конфликт столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему (советская школа, В. Франкл). Между хочу и надо.

Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями (часто это конфликт между желанием быть таким, как они - референтная группа и невозможностью осуществления) (А. Адлер; советская школа). Между хочу и могу.

Ролевой конфликт внутриролевой (различное понимание личностью себя и своей роли: Я и роль), межролевой (невозможность соединять несколько ролей одним человеком). Интенсивность ролевого конфликта определяется степенью совместимости несовместимости различных ожиданий; уровнем жесткости, с которой предъявляются эти требования; личностными характеристиками самого индивида, его отношением к ролевым ожиданиям. Между надо и надо.

Адаптационный конфликт нарушение равновесия между человеком и окружающей средой (широкий смысл) или нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации. Между надо и могу.

Конфликт неадекватной самооценки расхождение между самооценкой, притязаниями и реальными возможностями (варианты: низкая или высокая самооценка и низкий или высокий уровень притязаний). Между могу и могу.

Невротический конфликт длительно сохраняющийся любой из вышеописанных видов конфликтов или их совокупностей.

Вторая типология конфликтов оперирует иными, более общими единицами и предполагает описание исходя из общей феноменологии самосознания личности. Содержание работы самосознания по преодолению конфликта исследователи называют личностным решением задачи на конфликтный смысл (см. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983).

Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательными или сознательными:

    • бессознательные связаны с использованием механизмов внутриличностной защиты (идеализация, вытеснение, уход, сублимация и т.д.);
    • сознательные определяются следующими вариантами:

o переориентация изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего проблему;

o компромисс осуществление выбора в пользу какого-либо варианта и его реализация;

o коррекция изменение Я концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.

Последствия внутриличностных конфликтов:

    • конструктивные максимальное развитие конфликтующих структур и минимальные личностные затраты на его разрешение, это один из механизмов гармонизации личностного развития (усложнение психической жизни, переход ее на другой уровень функционирования, развитие морального чувства, осознание себя личностью в результате разрешения конфликта, закаляется характер, формируется решительность, устойчивость поведения, стабильная направленность личности, способствует формированию адекватной самооценки);
    • деструктивные усугубление раздвоения личности, перерастание в жизненные кризисы, развитие невротических реакций (угроза эффективности деятельности, торможение развития личности, утрата уверенности в своих силах, формирование устойчивого комплекса неполноценности, деструкция существующих межличностных отношений в виде повышенной агрессивности, тревожности и раздражительности; перерастание внутриличностного конфликта в невротическую форму (присущие конфликту переживания занимают центральное место в системе отношений человека, и он не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося положения).

Общее значение конфликтов в жизни личности таково, что в психологическом конфликте может измениться самая структура личности, ее отношения, т.е. это острая форма развития личности.

Как отмечает К. Хорни, тип, сфера и напряженность конфликтов во многом зависят от цивилизации, в которой живет человек. Если она стабильна и имеются прочные установленные традиции, тогда варианты выборов возможностей ограничены, диапазон отдельных потенциальных конфликтов узок. Но даже и в этих случаях в них нет недостатка. Но если цивилизация находится в состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку, весьма многообразны и трудны. Наша страна сегодня может быть отнесена к цивилизациям второго типа, проблемы развития которой находят выражение, в том числе, и в многообразных внутриличностных конфликтах.

Межличностный конфликт.

Межличностный конфликт это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Дадим определение по Н.В. Гришиной: противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон.

В отечественной литературе понятие межличностный употребляется в 2 смыслах:

    • межличностные отношения как отношения неформальные;
    • более широкий смысл в буквальной трактовке происходящего между личностями, т.е. это любое наблюдаемое проявление коммуникативной активности индивида, обусловленное фактом реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей (Емельянов С.М.); в западной практике межличностное в этом смысле это интерперсональное.

В нашем курсе употребление понятия межличностный мы будем использовать во втором смысле. Во всех ситуациях межличностных конфликтов выделяются два взаимосвязанных аспекта:

    1. содержательная сторона конфликта, т.е. предмет спора, вопрос, вызывающий разногласия;
    2. психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга.

Именно эта сторона отличает интерперсональный конфликт от всех иных случаев человеческого взаимодействия, и именно она зачастую затмевает содержательную, делая накал страстей очень высоким.

Существуют следующие трактовки межличностных конфликтов:

    1. Психоаналитическая интерпретация предполагает перенос внутриличностных конфликтов в межличностную сферу (З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Хорни).
    2. Интерпретация К. Левина (удовлетворение потребностей): конфликт между собственными силами и внешней вынуждающей обстановкой, персонифицируемой в конкретных личностях.

Специфические особенности межличностных конфликтов:

    1. противоборство людей осуществляется здесь и сейчас, непосредственно, лицом к лицу, на основе их личных мотивов;
    2. в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных и т.д.;
    3. в таких конфликтах субъекты взаимодействия проверяют свой характер, волю, способности, интеллект и другие индивидуально психические особенности;
    4. конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
    5. затрагиваются интересы не только конфликтующих, но и тех, кто непосредственно связан с этими субъектами либо служебными, либо межличностными отношениями.

Конфликт личность группа.

В социальной психологии и социологии принято групповые конфликты подразделять на конфликты по типу личность группа и группа группа. Но в любом случае здесь появляется новая сторона конфликтного взаимодействия группа.

Необходимым моментом исследования механизмов возникновения группового конфликта, по А.И. Донцову, становится изучение системы предметных взаимосвязей индивидов, основой которых служит социально обусловленное содержание совместной деятельности. Без этого анализа нельзя вскрыть глубинные причины генезиса группового конфликта. Как показывают исследования отечественных психологов, среди причин возникновения конфликтов приоритет здесь принадлежит не индивидуально-психическим, а социально-психическим факторам.

Для этого авторы рассматривают процесс совместной деятельности, который в обобщенном виде представляется как развертывание функционально различных этапов реализации общей цели:

o выдвижение и принятие цели группой;

o планирование деятельности, определение этапов достижения цели;

o организация деятельности, согласование и увязка действий в единый процесс;

o исполнение, реализация подцелей и задач;

o контроль и коррекция, иные мероприятия обратной связи.

Названные этапы тесно взаимно увязаны, но существенно отличаются по требуемым от исполнителя навыкам, и способам действий. В силу этого условием реализации комплексных целей является функциональная специализация членов группы, фиксирующая их место в совместном трудовом процессе. Мы получаем вертикальное и горизонтальное разделение труда, в результате чего устанавливаются отношения координации и иерархии. Функционально-ролевая структура группы стремится к соответствию с объективно необходимой в настоящих условиях, но никогда не совпадает с ней полностью. Возникает противоречие между реальностью и идеалом. Это противоречие коллектив постоянно стремится преодолеть, в чем состоит его адаптация к изменяющимся условиям деятельности и форма развития.

Однако, в процессе этого движения происходит перестройка межличностных взаимоотношений, ломается система внутригрупповых ожиданий. Члены коллектива с необходимостью переосмысляют как свое место в системе общей деятельности, так и изменение системы в целом. Понятно, что функционально-ролевая структура латентна, и основания такой оценки не выведены на поверхность понимания полностью. В связи с чем возникают перекосы в сторону личностных оценок, что ведет к вторжению в область эмоциональных отношений в группе. Значит, с необходимостью любая перестройка и в целом развитие связаны с продуцирование напряженности и конфликтности межличностных связей в коллективе. Но при этом истоки конфликтов усматриваются членами коллектива не в характере предметной деятельности группы, а в плоскости личных отношений.

Исследователи отмечают, что существует определенный минимум конфликтности, необходимый для поддержания в коллективе социальной активности. Сила же коллектива не в бесконфликтности, а в продуктивном разрешении противоречий на пути сплочения и успешного достижения поставленных целей.

Конфликт личность группа

Конфликты этой категории могут иметь разнообразные проявления. Иногда они длительное время существуют в латентной форме и проявляются в форме неожиданных для стороннего наблюдателя эмоциональных вспышек, а иногда принимают характер длительной и систематической травли неугодного члена коллектива. Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.

Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым в групповых.

Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как позиция, статус, внутренняя установка, роль, групповые нормы. Причины возникающих между личностью и группой конфликтов связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки в связи с нарушением групповых норм.

Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.

При анализе конфликтов между личностью и группой важно учитывать их многообразие.

Мотивационный подход.

С точки зрения мотивационного подхода, поведение группы и ее отношение к другим группам рассматривается как отражение ее внутренних проблем. Так, аутгрупповая враждебность является следствием внутренних напряжений. Впервые стройная теория, касающаяся области межгрупповых отношений, была выдвинута в поздних работах З. Фрейда. Она характеризуется следующими моментами:

o неизбежность аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии;

o враждебность есть функция поддержания сплоченности и стабильности группы;

o механизмом формирования враждебности к чужим и привязанности к своим является врожденная агрессивность, эдипов комплекс, эмоциональная идентификация с лидером отцом.

Позднее выводами Фрейда воспользовался автор классического труда об агрессии Л. Берковитц. Его позиция состоит в том, чтобы представить схему агрессивного поведения как фрустрация возникновение чувства гнева открытая агрессия. Одним из основных понятий концепции Берковитца стало понятие относительной депривации. Это оценка положения своей группы как более плохого по сравнению с другими группами: своей группе приписываются меньшие возможности, ущемленность в правах, несправедливый социальный статус и т.д. Можно считать общепризнанным, что неудовлетворенность вызывается не абсолютной, а относительной депривацией. Это означает, что те, кто объективно характеризуется более благоприятными абсолютными показателями, могут ощущать большую неудовлетворенность, если их ожидания были более высокими или они окружены людьми, которые находятся в лучшем положении, чем они. Майерс называет это сравнением, нацеленным вверх. Самым важным здесь является то, что объектом агрессии может стать не только отдельная личность, оказывающая непосредственное фрустрирующее воздействие, но и те, кто ассоциируется с ней по тем или иным признакам. В качестве такого признака может быть групповая принадлежность. Таким образом, Берковитц постулировал неизбежность переноса агрессии на всех других, похожих на тех, кто оказал фрустрирующее воздействие в прошлом в результате социального научения. Берковитц идет дальше: для объяснения причин этнических предрассудков, расо

Наши рекомендации