Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка

Западня Содержание Пути преодоления
N1 Недостаток эмоциональ­ного внимания, часто подменяемого медицинским уходом Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам»
N2 Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны проконтро­лировать родители (сегодня, завтра, через неделю)
N3 Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лест­ницу гнева» (см. выше)

Проводимые электроэнцефалогические исследования, как правило, выявляют изменения биоэлектрической актив­ности головного мозга, нарушения структурно — функцио­нальной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы регуляции уровня внимания, незре­лость системы коркового торможения и т. д.

Нейропсихологические исследования выявляют низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Пробы на ди­намический практис обнаружили связь развития тонкой мото­рики с повышенной истощаемостью. При утомлении трудности моторики усиливались, появлялись тремор, макро- и микро­графия. Кроме того, гиперактивные дети зачастую испытывали трудности в проговаривании сложных слов и скороговорок. Все это может привести к трудностям в освоении чтения и письма.

Н, Н. Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи и трудности в формирова­нии навыков чтения, письма и счета, 66% с диагнозом СДВГ — обнаруживали признаки дислексии и дисграфии, 61% с тем же диагнозом — признаки дискалькулии. Включение в обучение игровых ситуаций — это один из способов, способствующих эмоциональной стимуляции ребенка и более его успешному освоению знаний.

Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определен­ных условий. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоцио­нальной атмосфере. Желательно, чтобы он обучался по спе­циальной программе (при невозможности выполнения послед­него условия желательно обучение ребенка не в трехлетней, а в четырехлетней начальной школе). Если перечисленные выше условия выполняются и ребенок получает соответствующую медикаментозную поддержку, то через 3—4 года большинство таких детей можно переводить в массовую школу. В том же случае, если перечисленные меры не приняты, гиперактивные дети уже в 1—2 классах испытывают трудности в обучении, а




иногда, несмотря на неординарные способности, даже остаются на второй год.

Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения ро­дителей.

Врач, наблюдающий за ребенком, конечно же, в первую очередь проводит соответствующее лечение. Другая, не менее важная функция — разъяснение родителям причин возникно­вения гиперактивности и разработка индивидуальной про­граммы помощи ребенку. Родители, как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам. Поэтому же­лательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил, им, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Ребенок ведет себя именно таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.

Таким образом, врач проводит разъяснительную работу с родителями и по возможности — с педагогами. С этой целью врача —невролога можно пригласить на родительское собрание в детский сад, школу или направить родителей на индивиду­альную консультацию.

Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую коррекцию, эмоциональной сферы и пове­дения ребенка. Он может заниматься с ребенком как индиви­дуально, так и в группе гиперактивных детей по специально разработанной программе. Кроме того, психолог ведет разъяс­нительную работу с педагогами, совместно с ними разраба­тывает стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивным ребенком, и составляет индивидуальную программу развития такого ребенка.

Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально — нейтрального фона развития и обучения ре­бенка. Кроме того, родитель отслеживает эффективность про — водимого лечения и сообщает о его результатах неврологу, психологу, педагогам,

Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов,

осуществляет процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную об­становку. Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное единодушное воспитание и обу­чение гиперактивного ребенка, что способствует реализации потенциала ребенка и снижению его эмоционального напря­жения.

В работе с гиперактивными детьми мы используем три основных направления: во —первых, по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного кон­троля); во —вторых, по отработке конкретных навыков взаимо­действия со взрослыми и сверстниками; в — третьих, при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Работа по этим направлениям может осуществляться па­раллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление. Например, от­работка навыков взаимодействия с окружающими.

Рассмотрим подробно каждое направление.

РАЗВИТИЕ ДЕФИЦИТАРНЫХ ФУНКЦИЙ

При развитии дефицитарных функций необходимо руко­водствоваться следующими правилами. Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдель­ной функции. Это связано с тем. что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным» и спокойным, и неимпульсивным.

Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать уп­ражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно. В данной книге представлены игры на развитие как отдельных функций, так и функций одновременно.

ОТРАБОТКА КОНКРЕТНЫХ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

Первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно

25

обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выпол­нения конкретного задания. Желательно на этом этапе также выработать совместно с ребенком систему поощрений и на­казаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе. Следующий этап — вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности (во взаимо­действии со сверстниками) — тоже должен проходить посте­пенно. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2—4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбуждаться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, пе­реутомлению, дефициту активного внимания.

Всё занятия желательно проводить в занимательной для ребенка форме. Поэтому мы предлагаем с данной категорией детей больше играть.

При отработке навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками используются те же принципы, что и при работе с агрессивными детьми.

Работа с гневом. В работе с гневом могут быть использо­ваны методы оттяганные в главе «Агрессивные дети».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малей­ший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Дру­гие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него под­держки взрослых. Некоторые же родители, слыша и в детском саду, и в школе, и з других общественных местах непрекра­щающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начи —

нают винить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии по­ведения с ребенком. Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу, Прежде всего надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия В виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже, ухудшат его. Для этого целесо­образно организовать постоянно действующий лекторий, в рамках которого родители могут задавать конкретные вопросы специалистам, а также проводить совместные тренинги роди­телей и детей. В процессе тренингов те и другие научатся лучше понимать друг друга.

С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей со­здается впечатление, что обычная программа обучения в дет­ском саду или школе слишком примитивна для них, и они за­писывают ребенка в различные кружки, на факультативы. Од­нако завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, ка­призам и отказу от учебы вовсе.

Бывает, что родители, уверовав либо в исключительность своего чада, либо в невозможность что — то изменить, выбирают тактику вседозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ре­бенку для ощущения собственной безопасности просто необ­ходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная

связь от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.

Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний я дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначи­тельные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная.. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и пе­рестанут доверять.

Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для ук­репления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность: лучше это делать не слишком эмоцио­нально, чтобы не перевозбудить его.

Если взрослый хочет добиться того, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В про­тивном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Родители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол..» Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено преды­дущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

В случае если родители считают, что какую —то деятель­ность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нельзя брать спички т. д.), то надо пом­нить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того иди иного запрета. В свою очередь, родители должны быть очень последовательными при исполнении санк­ций. В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного

наказание со стороны взрослого, а любой неожиданной «эмоциональной бури». Все это приведет лишь к тому, что ребенок начнет стараться скрывать происшествия от родителей, и детско-родительские отношения ухудшатся.

В повседневном общении с гиперактивными детьми роди­тели должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импуль­сивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет не­послушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае, во-первых, — надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что —либо ему запрещаете, а во —вторых, жела­тельно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность вы­бора. Например, если ребенок «носится как вихрь» по кварти­ре, можно предложить ему на выбор два или три других заня­тия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его вы­бору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется иг­рушками и вещами, можно предложить ему игры с водой, ко­торые описаны в разделе «Игры, в которые играют...» (напри­мер, «Шариковые бои»).

В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с од­ного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. К примеру, если ребенок смотрит телевизор, а родителям надо идти в магазин, можно сказать ему: «Через 10 минут мы вы­ключает телевизор. Хорошо?» Причем чтобы не вызвать аг­рессии ребенка, лучше если по истечении этих 10 минут ему напомните не вы, а звонок будильника или кухонного таймера. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощрений и наказаний, о ко­торой шла речь выше.

Очень часто родители гиперактивных детей утверждают, что их дети никогда не устают: «В воскресенье Валера побывал в зоопарке, в Петропавловской крепости, в Летнем саду, съез­дил на салют, а вечером просился гулять во дворе. Он был очень веселый, активный и подвижный. Даже спать не хотел долго. Уснул в 12 часов ночи», — рассказывает мама. На самом

же деле Валера, конечно же, очень устал. И именно эта усталость проявилась в виде двигательного беспокойства, которое родители часто принимают за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами, и их родители, и все окружающие. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется огра­ничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.

Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня — тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимо­действии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и про­гулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время. Чтобы предот­вратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восста­новления сил (в каждом конкретном случае родители опреде­ляют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизи­онных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, записывают их в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме того, большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается авторитарного, жест­кого стиля воспитания, если во время пребывания ребенка в кружке он подвергается многочисленным наказаниям и огра­ничениям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию гиперактивности. Если секцию посещает большое количество детей, они заняты только групповыми видами занятий (например, игра в волейбол, фут­бол), и гиперактивный ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, он тоже вряд ли успокоится, а

после занятий дома вынужден будет выплеснуть накопившуюся энергию. Хорошо, когда ребенок занимается, например, пла­ванием, бегом и др. видами спорта. Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к занятиям в много­численной группе сверстников. В таких ситуациях совместные с родителями занятия принесут ему гораздо больше пользы.

Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, уз­нать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

Наши рекомендации