Методика 13. «Вербальная фантазия» (речевое воображение)

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следую­щим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

7 Немов Кн. 3



Часть 1. Психологическая диагностика

О балловставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 баллрассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балларассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий при­знак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рас­сказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сю­жет и за скорость воображения ставит 0 баллов.Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это ми­нуты, то по скорости воображения он получает оценку в i балл.Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов вообра­жения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивается следую­щим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов.Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл.Наконец, в том случае, если ребенок при­думал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнооб­разии используемых им образов. При оценивании этого качест­ва процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных ха­рактеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла.Если общее количество дета­лей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл.Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и харак­теристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантас­тическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему клю­чевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

О балловребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной про­работки его аспектов. 1 баллставится в том случае, если при опи­сании центрального объекта рассказа его детализация умерен­ная. 2 баллапо глубине и проработанности образов ребенок по­лучает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных харак­теризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов оценива­ется по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Если образы, использованные ребенком в его рассказе, мало­интересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающе­го, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивает­ся в О баллов.Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную ре­акцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вско­ре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу.И, наконец, если ребенком были исполь­зованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усилива­лось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рас­сказа ребенка оценивается по высшему баллу— 2.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребе­нок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное — 0.

Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экс­периментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше пара­метрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице 5. Ее надо готовить заранее, до начала проведения об­следования.

7*



Часть 1. Психологическая диагностика

Таблица 5 Схема протокола к методике «Вербальная фантазия»

Оцениваемые параметры воображения ребёнка Оценка этих параметров в баллах
 
1. Скорость процессов воображения 2. Необычность, оригинальность образов 3. Богатство фантазии (разнообразие образов) 4. Глубина и проработанность (детализированность) образов 5. Впечатлительность, эмоциональность образов      

По ходу рассказа ребенка в нужной графе этой таблицы крес­тиком отмечаются оценки фантазии ребенка в баллах.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Методика 14. «Рисунок»

В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бу­маги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок по­лучает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах произ­водятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью тако­го же протокола.

Методика 15. «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же парамет­рам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

0-1 баллставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балларебенок получает тогда, когда он придумал и вы­лепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, ку­бик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 балловребенок зарабатывает в том случае, если он сде­лал сравнительно простую поделку, в которой имеется неболь­шое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 балловребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 балловребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 балловпо этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, деталь­но проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения.Способы оценивания развитости воображения ребенка младше­го школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки вы­браны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: нагляд­но-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соот­ветствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в 10 балловсвидетельствует о наличии у ребенка за­датков к тому виду деятельности, для которого существенно раз­витие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, без­условно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов,говорит о том, что ребенок вполне готов к обучению в школе.

Оценка в интервале от 6 до 7 балловявляется признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Часть 1. Психологическая диагностика

Оценка в 4-5 балловговорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам,чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в на­чальной школе.

Наши рекомендации