Раздел 1. Цели, функции, виды и уровни общения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГБПОУ ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ДИСЦИПЛИНА ОГСЭ 03. Психология общения
общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
гуманитарный профиль
специальность 49.02.01 Физическая культура
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Туймазы, 2016 г.
Составитель: Кузьмина Марина Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ ТПК
Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж по специальности 49.02.01 СПО 050000 «Образование и педагогика» в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3+.
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО 3+, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов.
СОДЕРЖАНИЕ
Темы практических занятий | страницы |
Общение в профессиональной деятельности | |
Личностные особенности, проявляющиеся в общении | |
Формирование навыков социального взаимодействия | |
Тренинг «Общение без слов» | |
Развитие техники активного слушания | |
Тренинг коммуникативных умений и навыков | |
Эффекты и ошибки восприятия. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. | |
Тренинг «Учимся взаимопониманию | |
Эмоции и чувства в общении | |
Развиваем навыки саморегуляции | |
Отработка навыков убеждения | |
Тренинг противостояния манипуляции | |
Тренинг навыков делового общения | |
Подготовка и проведение делового совещания | |
Формирование навыков ведения переговоров» | |
Разработка плана публичного выступления. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики | |
Анализ конфликтных ситуаций | |
Пути разрешения конфликтных ситуаций | |
Разработка этических норм своей профессии | |
Нравственные эталоны и образцы поведения |
Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по дисциплине «Психология общения» для выполнения практическихработ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами 3+, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по практическим работамнеобходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическуюработуВы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание!Если в процессе подготовки к практическим работамили при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.
Желаем Вам успехов!!!
Раздел 1. Цели, функции, виды и уровни общения.
Тема 1.1. Взаимосвязь общения и деятельности.
Цели и функции общения
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Содержание компонентов профессиограммы педагога
I. Профессионально-личностные качества 1. потребность в самопознании 2. самостоятельность 3. трудолюбие и прилежание 4. самокритичность 5. дисциплинированность 6. культура поведения и общения II. Частно-методические умения 1. планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности 2. стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы 3. анализировать уроки и внеклассные мероприятия 4. оценивать действия школьников и свою работу 5. разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям 6. мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность III. Коммуникативно-организаторские умения 1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами; 2. создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников; 3. регулировать внутриколлективные отношения школьников; 4. ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение; 5. уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу. IV. Исследовательские умения 1. выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования; 2. подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива; 3. иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности; 4. организовать эксперимент; 5. обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.
Задание 3. Сделайте вывод о соответствии своего уровня общительности оптимальному уровню общительности педагога в профессиональной деятельности.
Форма отчётности:письменная
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине
Список рекомендуемой литературы
1. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.: ил.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.
3. Грецов А., Азбель А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2012. – 208 с.: ил.
Инструкция
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.
Тест
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.
3. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение.
4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
6. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.
7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
9. Мои друзья мне основательно надоели.
10. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.
11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.
13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.
14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные трудности.
15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.
16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
20. Мне жалко брошенных собак и кошек.
21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.
22. Я люблю бывать среди людей.
23. Я долго переживаю ссоры с близкими.
24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению во мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей.
27. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
30. Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.
31. Ради друга я могу пожертвовать всем.
32. В детстве я входил в компанию, которая держалась вместе.
33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о силе дружбы.
Ключ к тесту
За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл.
- Ответы «да» на вопросы: 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33.
- Ответы «нет» на вопросы: 3, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.
Чем больше баллов, тем выше потребность в общении.
Задание 2.Ответьте на вопросы теста Синявского В. В., Федорошина В. А. Проанализируйте результаты и сделайте вывод о развитии своих коммуникативных и организаторских склонностей.
«Коммуникативные и организаторские склонности»
В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)
Инструкция:на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).
Текст опросника
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Список рекомендуемой литературы
1. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.
2. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления: учебное пособие/ Л. Д. Столяренко. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 414, [1] с.; ил. – (Среднее профессиональное образование).
Анкета
1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто
а) знает больше, чем я.
б) все вопросы стремится решить сообща.
в) не отвлекает внимание преподавателя.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые
а) имеют индивидуальный подход.
б) создают условия для помощи со стороны других.
в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказаться.
3. Я рад, когда мои друзья:
а) знают больше, чем я, и могут мне помочь.
б) умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов.
в) помогают другим, когда представится случай.
4. Больше всего мне не нравится, когда в группе:
а) некому помогать.
б) мне мешают при выполнении задачи.
в) остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
а) я могу получить помощь и поддержку со стороны других.
б) мои усилия вознаграждены.
в) есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
6. Мне нравятся коллективы, в которых
а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех.
б) каждый занят своим делом и не мешает другим.
в) каждый человек может использовать других для решения своих задач.
7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
а) создают дух соперничества между учениками.
б) не уделяют им достаточного внимания.
в) не создают условия для того, чтобы группа помогла им.
8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:
а) возможность работы, когда тебе никто не мешает.
б) возможность получения новой информации от других людей.
в) возможность сделать полезное другим людям.
9. Основная цель школы должна заключаться:
а) в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими.
б) в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей.
в) в подготовке людей, умеющих извлекать пользу от общения с другими людьми.
10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
а) предпочитаю, чтобы другие решили эту проблему.
б) предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других.
в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Лучше всего бы я учился, если бы преподаватель
а) имел ко мне индивидуальный подход.
б) создавал условия для получения мной помощи со стороны других.
в) поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.
12. Нет ничего хуже того случая, когда:
а) ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха.
б) чувствуешь себя ненужным в группе.
в) тебе не помогают окружающие.
13. Больше всего я ценю:
а) личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей.
б) общий успех, в котором есть и моя заслуга.
в) успех, достигнутый ценой собственных усилий.
14. Я хотел бы:
а) работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методысовместной работы.
б) работать индивидуально с преподавателем.
в) работать с ведущими в данной области людьми.
Обработка результатов
На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, выбранные испытуемыми по всем 14-ти пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14.
Ключ для обработки анкеты
Тип восприятия индивидом группы | ||
Индивидуалистическое | коллективистическое | прагматическое |
1 В 2 А 3 Б 4 Б 5 Б 6 Б 7 Б 8 А 9 Б 10 Б 11 А 12 А 13 В 14 Б | 1 Б 2 В 3 В 4 А 5 В 6 А 7 А 8 В 9 А 10 В 11 В 12 Б 13 Б 14А | 1 А 2 Б 3 А 4 В 5 А 6 В 7 В 8 Б 9 В 10 А 11 Б 12 В 13 А 14В |
Три типа восприятия
1. Индивидуалистское. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».
2. Коллективистическое. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей работы может быть назван «коллективистическим».
3. Прагматическое. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».
Задание 3.Выполните следующее упражнение. По окончании обсуждения запишите, что может помешать эффективному взаимодействию.
Ролевая игра «Пассажиры»
Цель:закрепление полученных коммуникативных знаний и навыков в реальных жизненных ситуациях.
Время: 30 минут
Описание: Участникам предлагается разбиться на тройки, а затем выбрать для себя роль (спящий пассажир, бодрствующий пассажир, пассажир, входящий на остановке).
Инструкция. На остановке в ночное время в двухместный купейный вагон вошел пассажир, и обнаружил, что на его месте уже спит человек. Двери других купе оказались закрытыми, а проводник ушел в другой вагон. Ваши дальнейшие действия.
После окончания игры участникам предлагается в тройках проанализировать ситуацию и на листе бумаги записать, что помогало и что затрудняло или мешало решению ситуации.
Затем ведущий предлагает объединить записи на общем листе ватмана.
Задание 4.Выполните следующее упражнение.
Упражнение «Связующая нить»
Цель: сплочение коллектива.
Время проведения: 15 мин.
Материалы: клубок ниток.
Описание: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу.
Обсуждение: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете?
Задание 5.Выполните следующее упражнение.
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время проведения: 10 минут.
Описание: ведущий говорит: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
Форма отчётности: Задание 2 выполняется письменно; задание 3 выполняется в устной форме совместно с группой, вывод записывается в тетрадь; задания 1, 4, 5 – выполняются в устной форме.
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.
Список рекомендуемой литературы
1.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.
2.Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2012. – 416 с.: ил.
3.Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.: ил.
Вариант 1
Рассмотрите внимательно картинки. Что можно сказать о человеке, который использует такую манеру рукопожатия?
Вариант 2
Внимательно рассмотрите рисунки. Что общего в них? О чем они свидетельствуют?
Задание 3. По представленным рисункам определите, что обозначают изображенные позы. Обоснуйте свой ответ
Вариант 1
Внимательно рассмотрите рисунки? О чем говорят позы данных людей? В чем отличия?
Вариант 2
Внимательно рассмотрите рисунки? О чем говорят позы данных людей? В чем отличия?
Задание 4.Внимательно рассмотрите представленную на картинке ситуацию и определите, что можно сказать о взаимоотношениях данных людей? Обоснуйте свой ответ.
Вариант 1
Внимательно рассмотрите рисунок. Что можно сказать о каждом из этих людей и об их взаимоотношениях?
Вариант 2
Внимательно рассмотрите рисунок. Что можно сказать о взаимоотношениях этих людей?
Задание 5.Выполните следующее упражнение. По окончании запишите, что влияет на точность определения эмоций других людей.
Список рекомендуемой литературы
1. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2012. – 416 с.: ил.
2. Пиз. А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 288 с. (Серия «А и Б = формула успеха»).
3. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.: ил
Виды слушания
Активное слушание. В этом случае вы концентрируетесь на информации, уточняя и переспрашивая ее так, чтобы собеседник понял, что вы хотите уяснить для себя все, что он говорит.
Пассивное слушание.Иногда человеку нужно выговориться, и в этом случае его стоит не перебивать, а молча слушать, изредка поддакивая и давая увидеть, что вы его понимаете.
Эмпатическое слушание.Этот вид заставляет вас мысленно встать на место говорящего и постараться представить, испытать его чувства, выразив это словами так, чтобы он понял, что вы способны сопереживать на самом глубоком уровне.
Приёмы слушания:
Глухое молчание.
Поддакивание (ага, угу, да-да, кивание головой).
«Эхо-реакция» -повторение последнего слова собеседника.
Зеркало –повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.
Выяснение, уточнение:
- я не понял
-повторите еще раз…
- что вы имеете в виду?
- не могли бы Вы объяснить?
Парафраз - повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли:
Отражение чувств:
- мне кажется, Вы чувствуете…
- понимаю, Вы сейчас разгневаны…
Резюмирование:
- и так, Вы считаете…
-Ваши слова означают…
-другими словами…
Логические следствия из высказываний – это предложение о причине или последствиях.
Оценки, советы.
Продолжения - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".
Эмоции - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.
Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати, о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).
Побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше?", "Давай-давай" и т п.).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1.Какие приёмы слушания нельзя использовать, когда ваш собеседник находится в эмоционально-возбужденном состоянии?
2.В каких ситуациях лучше использовать приёмы эмпатического слушания?
Задания для практического занятия:
1. Оформите в тетради номер, наименование практического занятия, его цели.
2. Изучите теорию практического занятия, при необходимости законспектируйте в тетрадь.
3. Запишите условия задания в тетрадь.
4. Выполните задания, сделайте выводы по заданиям.
5. Предоставьте результаты работы преподавателю.
Задание 1.Ответьте на вопросы теста, обработайте полученные результаты и сделайте вывод о своей степени умения слушать.
Список рекомендуемой литературы
1.Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2012. – 416 с.: ил.
2.Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.: ил.
Упражнение «Глаза в глаза».
Цель:Это упражнение помогает установить более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.
Время:10 минут.
Описание: Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3—5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.
Обсуждение: По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт.
Задание 2.Выполните следующее упражнение.
Упражнения «Общение в паре»
Цель: Следующие упражнения могут предоставить членам группы возможность для лучшего знакомства и экспериментирования с вербальным и невербальным общением. Они обычно используются на ранних стадиях развития группы.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура: Выберите себе партнера. Вместе выполните первое из описанных ниже коммуникативных упражнений. Приблизительно через пять минут перейдите к другому партнеру и выполните второе упражнение. То же повторите и для двух последних упражнений.
Спина к спине. Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько минут повернитесь и поделитесь своими ощущениями.
Сидящий и стоящий. Один партнер сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущения "сверху" и "снизу". Еще через несколько минут поделитесь своими чувствами.
Только глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут вербально поделитесь своими ощущениями.
Исследование лица. Сядьте лицом к лицу и исследуйте лицо вашего партнера с помощью рук. Затем дайте партнеру исследовать ваше лицо. Поделитесь своими ощущениями и переживаниями.
Задание 4.Выполните следующее упражнение.
Упражнение "Передача движения по кругу"
Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне; развитие воображения и эмпатии.
Время: 15 минут.
Описание: Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.
Задание 5.Выполните следующее упражнение. По окончании обсуждения запишите прилагательные определения, которые подходят к данному тренингу.
Список рекомендуемой литературы
1.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.
2.Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2012. – 416 с.: ил.
3.Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.: ил.
Список рекомендуемой литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.
2. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.: ил
Приветствие «Рукопожатие»
Цель: разминка.
Время: 5 минут.
Описание: Участники игры свободно передвигаются по помещению. Педагог-психолог предлагает каждому участнику поприветствовать друг друга рукопожатием. В это время они должны произнести своё имя. (Проследите, чтобы все участники игры поздоровались со всеми.)
Задание 2.Выполните следующее упражнение.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Время: 20 минут.
Описание: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном группе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
1.Какие эмоции испытывали во время упражнения?
2.Что нового узнали о других?
3.Что интересное узнали?
Задание 3. Выполните следующее упражнение.
Упражнение "Дискуссия"
Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыковобщения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербльном уровне.
Время: 15 минут.
Описание: Группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и паралитика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.
Задание 4. Выполните следующее упражнение
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Время: 15 минут.
Описание: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
1.Что с вами происходило?
2.Если не получилось, то почему?
3.Какую стратегию вы выбрали?
Задание 5. Выполните следующее упражнение
Узнай меня «Пародия»
Цель: развитие навыков рефлексии.
Время: 10 минут.
Описание: Сейчас я попрошу вас подумать и вспомнить характерные невербальные знаки, которые, безусловно, есть у каждого из нас и проявлялись здесь, в этом круге. Это могли быть жесты, позы, мимические экспрессии или комплексы невербальных проявлений.
После того как все будут готовы, кто- либо начнет и представит нам чей-нибудь невербальный знак, не называя, кому он принадлежит. Все остальные постараются определить, чей это знак».
Задание 7. Выполните следующее упражнение
Уп