Суть его метода состояла в следующем.
1)письма классифицировались по периодам жизни, а их текст разбит на отдельные эпизоды;
2)были выделены категории содержания текста "темы" (всего 15 тем);
3)подсчитывалось количество упоминаний "темы" в письмах;
4)подсчитывалось общее количество совместного упоминания “тем” внутри каждого эпизода, при этом было сделано допущение, что любые две “темы”, которые обсуждаются в одном эпизоде, считаются связанными в сознании автора;
5)значимость связей между "темами" проверялась по статистическому критерию.
в) Автобиография
Автобиографический характер присущ всем личным документам, так как в них человек повествует о лично пережитом. Но есть собственно автобиография - последовательное, связное письменное изложение воспоминаний, воссоздающих как внешнюю, так и внутреннюю его жизнь год за годом. Они бывают спонтанные, т.е. написанные независимо от исследования и его целей, и провоцированные, созданные по заданию исследователя. Направляющее воздействие исследователя различно. Это может быть просто заказ на автобиографию или же составление вопросов для её написания. В последнем случае мы имеем структурный вариант автобиографии, который чаще применяется в прикладных исследованиях. В руководствах по методологии и методам психологии встречается мнение о том, что лучше, не сковывая изучаемого жёстким кругом вопросов, всё же направлять его воспоминания в нужное русло.
В зависимости от целей и задач исследования изучаемого человека просят сделать всестороннее жизнеописание (полную автобиографию) или осветить какую-либо одну сферу жизни (тематическая автобиография). В социологии иногда собирают автобиографии людей, переживших одни и те же исторические события, имеющих сходный жизненный опыт. В этих случаях получают так называемые биограммы.
Автобиографии различаются по содержанию: в одних преобладают сведения об объективных событиях и обстоятельствах, в других акцентируются переживания, оценки, мотивировки, самохарактеристики по периодам жизни. В этом разнообразии выделяются автобиография-хроника, автобиография-самооправдание, исповедь, самоанализ.
Характер повествования зависит от инструкции и от личности изучаемого. Есть люди, склонные к размышлению над собственной жизнью. Они имеют мнения об основных фактах и факторах собственного жизненного пути, о причинных связях между событиями и изменениями в своем характере. Они обладают вполне сложившейся субъективной картиной жизненного пути, которая в подходящий момент объективируется в письменном изложении или устном рассказе.
Процесс воспоминания у них протекает легче, чем у людей противоположного склада, неискушённых в самоанализе и самонаблюдении. Автобиографии последних бедны, с точки зрения психологии, в них отражены лишь факты-даты, но почти отсутствуют сведения о переживаниях, бывших в связи сразличными событиями жизни. "Наивные'' реконструкции более объективны, однако психологи предпочитают работать с людьми, способными к самонаблюдению, которые в состоянии как бы заново пережить прошлое, описать внутреннюю жизнь, мотивы поступков, давнишнее восприятие фактов жизни.
Дневники, письма, спонтанные жизнеописания создаются не для научных целей. Исследователи могут заполучить интересующие их личные документы, организуя конкурсы автобиографий или дневников, побуждая людей передавать свои личные документы в научные архивы.
Реконструкция прошлого - это не простое воспроизведение, но построение картины жизни. При этом имеют местоотбор фактов, акцентирование тех изних, которые кажутсяболеезначимыми (обычно это драматические ситуации, яркиесобытия и впечатления). Историческая ретроспектива жизненного пути меняется с течением времени. В памяти личности преобразуется масштаб событий, переосмысливается их значение. Дело в том, что изменение концепции жизненного пути отражает объективное изменение значимости факторов биографии: некоторые из них перекрываются влиянием более поздних событий, создастся новая структура генетических связей.
Жизнь человека является целостным, закономерным процессом и как таковая отражается в индивидуальной концепции жизненного пути. Автор воспоминаний стремится представить свою жизнь как внутренне связную, закономерную. Он идёт на упрощения ради целостной картины жизни.Избегая противоречий в изложении, он может умолчать о противоречиях в жизни, в мотивах и поведении. Вспоминая, человек часто своё поведение в прошлом объясняет с позиций сегодняшнего Я. Как уже говорилось в главе 6, бывают искажения прошлого из-за стремления литературно подать его. Всё это говорит о субъективизме автобиографии, поэтому психолог не должен полностью доверяться изучаемому в деле познания его жизненного пути и структуры личности. В связи со значительной концептуализацией некоторых автобиографий возникает опасность следования на поводу у автора. Эти недостатки могут быть отчасти сняты в устных воспоминаниях, полученных путём биографического интервью.
г) Биографическое интервью (беседа)
Содержание интервью мало отличается от автобиографии. Основой здесь также являются воспоминания, а темы беседы аналогичны темам автобиографии. Исследователь направляет сам беседу в нужное русло, уточняет неясные детали, в некоторой степени следит за правдивостью воспоминаний (например, сопоставляя факты), за эмоциональными реакциями в ходе рассказа, которые свидетельствуют о значимости отдельных событий. Непосредственность устных воспоминаний оказывается их достоинством в целях понимания отношений личности к разным сторонам действительности, своему внутреннему миру и поведению. Чтобы полнее использовать достоинства интервью, следует его стенографировать или сделать звукозапись на диктофоне.
Особенностью и недостатком интервью является его трудоемкость и длительность. Беседы проводятся в несколько приёмов (примерно по полтора часа). При их проведении руководствуются общими правилами интервьюирования и используют приёмы доверительного общения. При этом полезно задавать вопросы на основе знакомства с личным делом и автобиографией изучаемого, уточняя и дополняя картину событий. В тех случаях, когда респондент испытывает затруднения в воспоминаниях, ему можно напомнить даты, взятые из личного дела, каких-либо официальных документов.
В нашем монографическом исследовании жизненного пути изучаемые (студенты) должны были написать автобиографию, а затем беседовать с психологом по его плану, при этом требовалось датировать упоминаемые факты из личной истории. Пункты плана автобиографического изложения и интервью были следующими: