Взаимодействие логопеда и родителей
речи, в частности на наличие хронических заболеваний, соблюдение режима дня (это особенно важно при значительной нагрузке в школе).
Учитывая огромную значимость сотрудничества с родителями детей, испытывающих затруднения в учебе, нельзя недооценивать важность информации о логопедической работе. Например, можно размещать информацию о логопедической службе на информационных стендах.
Семья является первым уровнем оказания помощи ребенку при возникновении у него проблем, тормозящих развитие. К сожалению, родители часто не различают собственные проблемы и проблемы, возникающие у детей и, как правило, в обоих случаях берут ответственность на себя. Таким образом, ребенок не учится принимать решения, а занимает пассивную позицию, ожидая, что за него все решат взрослые. Если в проблемной ситуации ребенок действует самостоятельно, он приобретает опыт, который способствует его развитию. Родители, направляя это развитие, создают условия для поиска ребенком альтернативных решений проблемы, а также организовывают ему психологическую поддержку в семье.
ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
«УЧИСЬ УЧИТЬСЯ»
Диагностика учебных затруднений в рамках программы «Учись учиться» включает в себя:
1. Обсуждение индивидуальных особенностей детей с участием логопеда, психолога, социального педагога, учителя русского языка, классного руководителя.
2. Изучение речевых карт (преемственность в работе логопедов).
3. Логопедическое обследование учеников:
Предварительный этап:
а) наблюдение за учениками на уроках с целью изуче-
ния особенностей устной речи;
б) просмотр тетрадей, анализ диктантов по русскому
языку;
в) беседа с учителем и классным руководителем с це-
лью выявления индивидуальных особенностей и осо-
бенностей речи детей.
Основной этап:
Проведение логопедического обследования.
Заключительный этап:
Дифференцированная диагностика учащихся с выяв' ленными логопедическими нарушениями.
.гностика учебных затруднений в рамках программы «Учись учиться»
Анкета «Учебные навыки» (для учеников 3—5 классов)
1. Могу самостоятельно взять все необходимое для занятий в школе:
1 2 3 4 5
2. Умею слушать объяснения и задания:
1 2 3 4 5
3. Могу попросить о помощи, если что-то не получается:
1 2 3 4 5
4. Умею отвечать на вопрос:
1 2 3 4 5
5 Умею выполнять задания в соответствии с инструкцией:
1 2 3 4 5
6. Умею планировать и распределять работу:
1 2 3 4 5
7. Умею выделять главное:
1 2 3 4 5
8. Умею правильно реагировать на замечания:
1 2 3 4 5
9. Умею гордиться своей работой:
1 2 3 4 5
10. Умею быть самостоятельным:
1 2 3 4 5
11. Умею делать домашнее задание быстро и качественно:
1 2 3 4 5
12. Умею организовать свое свободное время:
1 2 3 4 5
13. Умею организовать рабочее место:
1 2 3 4 5
14. Умею соблюдать режим дня:
1 2 3 4 5
Умения и навыки
Определять цель работы
Планировать ход выполнения задания
Рационально выполнять задание
Готовить рабочее место
Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы
Готовить пересказ
Написать реферат
Находить нужную информацию в учебнике
Самостоятельно проработать пункт или параграф учебника
Выделять главное в тексте
Пользоваться справочным и дополнительными материалами
Составить план прочитанного
Составить опорный конспект по изученному материалу (по прочитанному тексту)
Поставить вопросы к тексту
Усваивать информацию со слов учителя
Работать на уроке не отвлекаясь
Аккуратно вести тетрадь
Организовывать свое свободное время
Полностью (2)
Уровень
Не владею (0)
Ученик | Учитель |
Что у него не получается? (проблема со стороны ребенка) | Чему не получается научить ребенка? (проблема со стороны учителя) |
~ | |
Результаты логопедического обследования (в необходимом объеме) | Что должен знать и уметь ребенок на данный момент по данной программе? |
) | i |
Анализ стратегий выполнения заданий ребенком (например, анализ протекания процессов письма и чтения) | Как учит данному виду работы алгоритм выполнения задания, формулировки и т. д.? |
Ситуация дома: условия для Домашней работы по отработке учебных навыков (где занимается, _^кем^в каких условиях?) | Ситуация в школе: отношение учителя к данному ребенку, ожидания и перспективы, планы учителя относительно ребенка |
,. |
Анализ результатов обследования учащихся.
(Дата обследования)
классов
Типы ошибок | Виды ошибок | Примечание | |||||||||||||||||||
Ошибки звукового состава слова | 1. Замены согласных | ||||||||||||||||||||
2.Замены гласных | |||||||||||||||||||||
3. Пропуски гласных | |||||||||||||||||||||
4. Пропуски согласных | |||||||||||||||||||||
5. Пропуски слогов и частей слова | |||||||||||||||||||||
Ошибки языкового анализа и синтеза | 1. Раздельное написание частей слов | ||||||||||||||||||||
2. Слитное написание слов | |||||||||||||||||||||
3. Перестановки | |||||||||||||||||||||
4. Добавления | |||||||||||||||||||||
V
Графические | 1. Замена букв по пространственному расположению | ■ | |||||||||||||||||||
2.Зеркальное письмо букв | |||||||||||||||||||||
3.Общее искажение букв | |||||||||||||||||||||
Лексико-грамма-тические ошибки | 1. Нарушение согласования, управления | ||||||||||||||||||||
Орфографические | 1.Правописание -жи-, -ши , -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, -ЧК-, -чн- | ||||||||||||||||||||
2.Большая буква в начале предложения, в именах, кличках животных | |||||||||||||||||||||
3. Правописание мягких согласных | |||||||||||||||||||||
4. Правописание безударной гласной |
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ
Фамилия, имя, класс._________________________________________________________________________
По буквам По слогам Целыми словами | Произносит слова согласно: • написанию • произношению | Смысловая догадка | Ошибки | Следит указкой |