В рамках программы «учись учиться»
Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, как правило, велико, и логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. Кроме того, из теории и практики дефектологии известно, что для эффективного устранения какого-либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т. е. привлечение к решению пр'облемы родителей ребенка, учителя, врачей-специалистов, психолога. С учетом вышеизложенного логопеды используют в своей работе метод консультативного сопровождения. В первую очередь он применяется при организации сотрудничества с учителями.
Консультативное сопровождение — это метод работы, который помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. При этом происходит разделение ответственности между сторонами (логопед — учитель или психолог — учитель).
Самое важное для успешного сотрудничества — установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе сопровождения ребенка. Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы. Поэтому при разговоре с учителем важно учитывать следующие моменты:
Взаимодействие логопеда и учителя
не употреблять сложные специфические, малопонятные учителю термины;
обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления; максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка;
при выборе путей решения проблем и их анализе опираться прежде всего на мнение учителя, даже если логопед с ним в чем-то не согласен.
ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ
Совместное проведение логопедом и учителем диагностики проблем ребенка не исключает специального логопедического обследования. Важно, чтобы учитель не занимал пассивную позицию, ожидая, когда логопед во всем разберется и объяснит ему возникшую проблему, а сам попробовал в ней разобраться.
Это даст возможность увидеть проблему ребенка со всех точек зрения: учебного процесса и физиологии (недоразвитие, нарушение речевых функций).
В первую очередь следует разобраться, в чем действия, предпринимаемые или предлагаемые учителем, не соответствуют действиям ученика и соответствуют ли ожидания и планы учителя возможностям ученика. Только в этом случае данная диагностика будет иметь практичес-
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ