Как разрешить педагогический конфликт?
Мало найдется проблем между людьми или группами людей, которые можно было бы решить в один миг.
Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.
Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение со своей стороны. фактов.
Затем спросим у всех заинтересованных лиц: какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения? Возможно несколько вариантов.
Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.
Конфликты есть деструктивные и конструктивные. Деструктивный – когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.
Конструктивный конфликт – когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. (Можно сравнить: в споре рождается истина.)
При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор
Наряду с деловыми конфликтными ситуациями “учитель-ученик” нередки противоречия и личностного характера.
Как правило, они возникают из-за возникшего у подростка чувства взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием у педагога оснований для признания его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.
Попадая в конфликтную ситуацию учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем проблема понимания другого человека довольно сложная.
Опытные педагоги знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
В общении педагога с учениками большое значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно увеличивается. Принципиально важно уметь слушать и слышать ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание (“Ладно, все понятно, иди!”). Во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, хотя у того есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору.
Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно проанализировать на трех уровнях:
- с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе;
- с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;
- с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.
Конфликт может считаться продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению к друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.
Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определенными трудностями для учителя.
В социальной психологии и педагогике выделено пять типов отношений:
- отношения диктата – строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-деловом общении;
- отношения нейтралитета – свободное общение с учениками на интеллектуально – познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность;
- отношения опеки – забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями;
- отношения конфронтации – скрытая неприязнь к ученикам, постоянное недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон в общении;
- отношения сотрудничества – соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении.
Говорить с ребенком намного труднее, чем со взрослым; для этого надо уметь адекватно оценивать по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие учителя склонны считать, что их слово само по себе должно привести ребенка к послушанию и принятию их требований и установок.
Для принятия правильного решения педагогу часто недостает времени и информации, он видит факт нарушения хода урока, но ему трудно понять, чем это вызвано, что этому предшествовало, что приводит к неправильному толкованию поступков. Подростки, как правило, более информированы о причинах происходящего обычно об этом молчат, а при попытке объяснить учителю, внести ясность, тот нередко останавливает их (“Сам разберусь”). Учителю трудно принять новую информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию.
Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть: а) утомление учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества.
Конфликт часто вырастает из стремления учителя утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок. Поспешность в оценках происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.
Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся подросткового возраста, усиливая деловую взаимосвязь между ними; дело доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим, “трудным” по поведению. Нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету – это ведет к затяжному личностному конфликту с учителем. Для того, чтобы конфликтная ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной.
Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.
М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом:
· описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, причина и место возникновения, деятельность участников и т.д.);
· возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтной ситуации;
· ситуация глазами ученика и учителя;
· личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;
· новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;
· варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащихся;
· выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
- анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;
- определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;
- планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;
- анализ результатов;
- корректировка результатов педагогического воздействия;
- самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.
Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:
- высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
- открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
- демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.
Приведем ряд ситуаций и поведение педагога при их возникновении:
· невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция уровня “трудности” материала и др.);
· неправильное выполнение учебных поручений скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);
· эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным учеником);
· эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).
В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
· воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
· не делать поспешных выводов;
· при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
· научиться ставить себя на место другой стороны;
· не давать конфликту разрастись;
· проблемы должны решаться теми, кто их создал;
· уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
· всегда искать компромисс;
· преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.
Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.
Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:
• истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;
• потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;
• переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).
Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:
• изъятие из конфликта одного из участников;
• исключение взаимодействия участников на длительное время;
• устранение объекта конфликта.
Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:
• устранение одной или обеих сторон;
• приостановка конфликта с возможностью его возобновления;
• победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);
• деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);
• согласие о правилах совместного использования объекта;
• равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;
• отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.
Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.
Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.
Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕНИКОМ
Проблема | Р.учителям | Р.родителям | Р.ученику |
Заниженная самооценка Сверхчувствительное отношение к неудачам Повышенная тревожность | · Создавать ситуацию успеха на уроке посредством выполнения учеником посильных для него заданий · Публично выделять достижения ученика, чтобы ребенок старался раскрываться · Поощрять за старание, даже если результат выполнения работы на невысоком уровне путем высказываний «Молодец», «Умница», «Старание налицо» · Избегать публичной критики · Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один.При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы · Подсказывать стратегию общения с другими учителями, одноклассниками · Относиться мягко, не обсуждать и не осуждать способности ученика · Не требовать немедленного включения в деятельность | · Обратить внимание на психологический климат семьи · Уделять больше времени совместной деятельности с ребенком, поддерживать в его начинаниях · Создавать ситуацию успеха во внеучебных видах деятельности (бытовой, творческой, спортивной и т.п.), ориентируясь на способности и возможности ребенка · Давать посильные ответственные поручения, подкрепляя похвалой и не рассчитывая на идеальное выполнение. Оценивать не результат, а активность, старание · Включать в процесс обсуждения и принятия семейно-бытовых решений, повышая значимость мнения ребенка · Снизить уровень требовательности, ценность школьных отметок, уделяя внимание знанию и пониманию · Не пугать грядущими проблемами, не рисовать картинки с негативным разрешением ситуации, подбадривать и убеждать в позитивном исходе любой проблемной ситуации · Снижать значимость травмирующих событий (критика учителя, невнимание одноклассниц) · Научиться справляться со своим раздражением на ребенка или окружающих, общаться более спокойно · Хвалить и одобрять за конкретные поступки, действия · Предоставлять свободный режим, поощрять для активизации инициативы · Находить позитивные моменты в негативных ситуациях · Учить воспринимать промахи как руководство к самоизменению, а не как неудачи. · Разрешать ребенку ошибаться · Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей | · Хвалить себя за малейшие достижения. Можно завести «Дневник достижений» · Престать критиковать себя по пустяковым поводам · Позволять себе ошибаться, ведь на ошибках учатся · Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней · Записаться в театральный кружок, творческую студию, в которой можно будет перевоплощаться · Посещать подростковые клубы · Оказывать помощь слабоуспевающим · Стремиться проявлять инициативу, выступать с предложениями · Воспринимать неудачу как очередной урок, стимул к развитию |
Низкий групповой статус, замкнутость | · Включать в общественные внутриклассовые мероприятия · Включать ученика в подгруппы для выполнения самостоятельных групповых домашних проектов · Развивать постепенно лидерские качества, поощряя активность, веря в ученика · Показывать публично свое доверие ученику | · Развивать постепенно лидерские качества · Предоставлять самостоятельность · Включать в обсуждение множества вопросов дома, принимая в расчет мнение ребенка, повышая его статус · Приглашать в гости семьи с детьми | · Согласно интересам заниматься в социально-актуальных секциях, кружках, активно проявляя себя во внешкольном коллективе · Интересоваться деятельностью классного коллектива, его интересами · Самому доброжелательно относиться к классу |
Неадекватно завышенная самооценка | · Объективно оценивать возможности и способности ученика, приводить в пример других учеников · Ставить заслуженные оценки · Включить в группу для выполнения проекта, хвалить всех участников · Включить в группу более способных учеников · Не допускать вседозволенности · Не выделять часто в классе · Строго относиться · Конструктивная критика | · Не следует перехваливать ребенка. · Перестать восторгаться по малейшему поводу. · Заменить воспитательную установку «Ты-лучше других» на «нет людей лучше или хуже, все мы разные и все достойны уважения». Объяснять, что подобная точка зрения характерна для настоящих лидеров, уверенных в себе людей · Указывать на ошибки, недостатки поведения, пробелы в способностях · Создавать ситуации, в которых приходилось бы отказываться от своих поверхностных потребностей, отказываться от желаемого в пользу других · Давать задания сделать приятное кому-то из близких, но инкогнито. | · Учиться ставить себя на место других · Начать заботиться о ком-либо · Критично подходить к своим поступкам · Находить общие интересы с одноклассниками, самому идти им навстречу · Реалистично оценивать свои силы · Меньше хвастаться · Помогать в выполнении малоприятных работ (уборка территории, мусора) |
Внимание Слабая концентрация Отвлечения Легкость выполнения заданий + отвлекаемость | · Применять приемы активизации внимания на уроке, руководить процессом управления внимания класса посредством грамотно построенного урока · Задавать вопросы, требующие размышления, давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект · Давать установки: «Здесь стоит быть особенно внимательным», «Пока я считаю до 5, настраиваемся слушать, понимать, запоминать», а также «Обратите внимание», «Обведите в рамку, поставьте рядом с абзацем «!,?» и т.п. · Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения · Учитывать тип темперамента и модальность восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический) · Индивидуальные усложненные задания для проявления своей сообразительности. Задания должны быть в меру сложными и выполнимыми · Предложить составить опорную схему урока, параграфа | · При выполнении д/з устранять отвлекающие факторы – телевизор, радио, компьютер и т.п. Возможно, тихая мелодичная музыка · Устанавливать сроки для работы · Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки Обратить внимание на развитые способности ребенка, приобщать к достижению серьезных целей в учебе, спорте | · На уроке задавать вопросы учителю по теме занятия, принимать активное участие на уроке · Выполнять интересные упражнения для развития внимательности · Выделять в окружающих явлениях, предметах детали · Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания · При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв) |
Неграмо-тность Небогатый словарный запас | · Давать возможность высказаться, выражать свои мысли, помогать подбирать слова · Помогать довыразить мысль, чтобы не терялась нить ответа · Предлагать интересную для чтения литературу, пользуясь педагогическим авторитетом воспитанников | · Приобщать к чтению познавательной, художественной литературы. При отсутствии мотивации «рекламировать» произведения, книги, ориентируясь на интересы ребенка · Показывать на примерах плюсы развитой, грамотной речи · Приводить комичные примеры неграмотности из литературы, анекдотов · Стимулировать речевую активность · Употреблять в речи синонимы общеупотребительных слов, объясняя их значение · Играть в развивающие речь игры · Помогать в работе с текстами, учить выделять главное · Возможно обращение к репетитору по русскому языку и культуре речи | · Описывать в дневнике свой день, подробно, как будто пишешь увлекательный рассказ · Учить стихотворения и поэмы · Читать познавательную и художественную литературу · Читать тексты вслух, проговаривая слова, пересказывать их · Обращаться к энциклопедиям и словарям за помощью |
Податливость чужому мнению | · Практиковать диалогический стиль взаимодействия с классом · Относиться с уважением к мнению ученика · Создавать ситуации для собственного выбора и выражения мнения | · Проводить больше времени с ребенком, интересоваться его потребностями, отношениями с друзьями · Давать проявлять свое мнение, не диктуя своего · Воспитывать лидерские качества · Подталкивать и поощрять за проявление инициативы, самостоятельности · Создавать ситуации для самостоятельного решения и выбора · Говорить об опасности следования чужому мнению, желанию угождать и отказу от своей позиции · Выявить способности ребенка и помочь обнаружить хобби · Увлечь глобальной идеей, распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки · Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет | · Не поддаваться на провокации, позволяя манипулировать собой · Чаще спрашивать себя «Действительно ли я с этим согласен?», «Чего Я хочу на самом деле», «Почему я позволяю другим людям руководить моими мыслями и действиями?» · Следовать собственным интересам, не боясь быть отвергнутым друзьями, т.к. появятся, которые будут уважать твое мнение, если ты сам уважаешь свои потребности |
Недисципли-нирован- ность | · Разработать правила поведения в классе · Приобщить хулигана следить за их выполнением, фиксировать нарушения · Предлагать дополнительные задания, н-р, составить опорную схему урока, параграфа · Направлять эмоциональность, демонстративность в творческом направлении · Поискать причину в методе преподавания, возможно ученику скучно на этих уроках | · Поощрение хорошего поведения на уроке · Наказания за систематические нарушения дисциплины | · Стремиться находить для себя познавательную выгоду в занятии |
Неорганизо-ванность | · Управлять вниманием на уроке · Предлагать план занятия · При поручении составлять совместный поэтапный план, со средствами его реализации · Ставить сроки для и выполнения заданиям · Контролировать выполнение, давая конструктивную оценку результата | · Приучать к планированию времени · Следить за распорядком дня ребенка Периодически вести хронометраж распределения времени, помогать упорядочивать его · Следить за объемом и посильностью нагрузки ребенка в школе, секциях, студиях · Обсуждать минусы и последствия неорганизованности на доступных примерах · Предлагать художественные произведения, в которых описываются организованные люди, например, великие полководцы Суворов, Кутузов, Наполеон | · Ставить перед собой достижимые цели и намечать средства их реализации · Составлять список посильных дел на день, разбивать дела на этапы · Обдумывать последствия своих действий |
Сложности в запоминании информации | · Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации · Рекомендовать разбивать на смысловые части, пересказывать своими словами | · Помогать упражнения, развивающие память | · Упражнения для развития памяти · Практиковать мнемотехнические методы запоминания · Материал разбить на смысловые части, составить план, запомнить опорные слова, пересказать текст своими словами · Придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску |
Резкость и грубость в общении Вспыльчи-вость | · Не отвечать агрессией на грубость · Конструктивная критика резкости по типу здесь и сейчас · Постараться вывить причину грубости, что он хочет этим показать (возможно не умеет выражать чувства конструктивно) · Конструктивно, один на один, призывать контролировать свои эмоции. Спросить, как бы он себя чувствовал, если окружающие бы «выливали» на него свое недовольство или плохое настроение · В индивидуальной беседе указать на минусы этого качества · Провести беседу или тренинговое занятие с психологом «Бесконфликтное общение» · Рассмотреть с психологом приемы саморегуляции · Рекомендовать просмотр фильма «Управление гневом» · Возможны занятия с подростковым психологом | · Оценить свое поведение. Допускаете ли Вы сами грубость и резкость в общении с ребенком? Самим учиться конструктивно выражать свои эмоции · Разобраться в причинах грубости. Возможно, она кроется в протесте, обиде, желании обратить на себя внимание · Поговорить с ребенком как со взрослым, помочь ему разобраться в своих чувствах. · Говорить о чувствах других людей, по отношению к которым ребенок ведет себя грубо · Спросить, что он чувствует при подобном отношении · Красочно описать последствия грубости-окружающие отвернутся, будут негативно отзываться, перестанут воспринимать как нормального человека · Спросить у него совета, как следует себя вести с резким в общении сослуживцем · Выражать свою любовь и оказывать поддержку ребенку · Объяснить, что в порыве гнева можно сильно ранить чувства другого человека и самому потом испытывать за это чувство вины · Показать на примерах, что гораздо выгоднее быть добродушным и спокойным, что с такими людьми приятнее общаться, что их уважают окружающие · Показать личным примером, что любую конфликтную ситуацию можно решить мирным путем | · Прежде чем что-либо сказать грубое, представить себя на месте этого человека · Позитивно относиться к окружающим · Учиться прощать людям недостатки поведения, характера · Учиться регулировать свое состояние · Проявлять больше терпимости и сдержанности · Обсуждать с близкими людьми жизненные ситуации, школьные проблемы · Отслеживать проявления вспыльчивости и наблюдать в этот момент за своими чувствами · Направлять негативные эмоции в другую деятельность-зарядка, уборка · Стремиться сначала обдумать последствия проявления агрессии перед тем как что-либо обидное сказать и сделать |
Несамостоятельность | · Давать задания, поручения для самостоятельного выполнения, сначала легкие, постепенно повышая уровень сложности и ответственности | · Стимулировать активность ребенка · Видеть в подростке взрослого человека · Снизить до разумных пределов контроль | · Проявлять инициативу · Ставить интересные цели и стремиться их постепенно достигать без помощи взрослых |
Пассивность | · Заинтересовать в выполнении заданий, применять групповые методы обучения, включая его в группу успевающих учеников, чтобы он ощутил успех в группе и возможно перенес и индивидуальный план действий | · Наблюдать за способностями и стимулировать их | · Быть инициативным на уроках, чтобы заработать авторитет |
Неформальный лидер | · Не давать диктовать свои условия одноклассникам · Спрашивать не только мнение ученика, но и класс, давая другим выразить свое | · | · Прислушиваться к чужому мнению · Учиться слушать и уважать мнение другого |
Безответственность | · Давать поручения, от которых будет зависеть деятельность класса · При систематическом невыполнении заданий, временно отказать во внимании | · Показывать образец ответственности на своем примере · Подбирать мотивационные стимулы для следования обещаниям, согласно особенностям ребенка · Давать почувствовать дискомфорт от нарушения обещаний, невнимательного отношения родителей к его просьбам · Подарить домашнее животное, чтобы он заботился о нем · Показывать значимость мнения ребенка в семье для повышения его самооценки, таким образом, показывая свое доверие и уверенность в выполнении обязательств | · Участвовать в общественных делах класса, школы · Добросовестно относиться к порученным делам · Выбирать для выполнения только достижимые задания |
Приоритет зубрежки | · Предлагать задания в форме, где «зубрежка» будет исключена из средств выполнения, например, задания для развития мышления. привлечения ранее полученных знаний, конкретного применения на практике · Научить ребят различным способам запоминания информации | · Следить за способом подготовки домашних заданий · Показывать непродуктивность зубрежки, предлагая другие формы запоминания информации | · Не ограничиваться только чтением учебника, не стараться дословно заучивать материал · Практиковать пересказ · Освоить и практиковать смысловые способы запоминания информации или ассоциативные |
Стремление угодить учителю | · Выявить мотивы такого поведения · Не поощрять подобных действий ребенка · Не выделять из классного коллектива без заслуженного повода · Сказать, что вы его цените и принимаете таким, какой есть. «Ты можешь мне помогать, если есть искренняя потребность, я ценю помощь, но на оценки это не влияет» | · Одобрять и хвалить ребенка, отмечая ценность его достижений · Выражать свою поддержку и любовь · Принимать его таким, какой он есть, почаще говорить об этом, чтобы желание заслуживать любовь окружающих ослабевало · Перестать подавать подобный пример самим · Снизить ценность отметок · Беседовать о целях ребенка, его планах, школьных делах, обсуждая продуктивные стратегии достижения цели вместо стремления угождать | Разобраться в себе, ответить на вопрос «Почему я стремлюсь угождать учителю», «Есть ли другие способы достижения своих целей?» |