ПСИХОЛОГИЯ СНОВИДЕНИЙ (продолжение)

В прошлый раз мы рассматривали одну из непроизвольных форм воображения —- сновидения. Я привел вам сновидение одного мальчика, очень хорошее для анализа. Ну, вы помните, как в сновидении этого жестокого в обращений с животными мальчика кусает бешеная собака и мальчик в ужасе думает, кому передать этот укус. Он дотрагивается до какого-то человека и чувствует себя освобожденным от укуса. Довольный, юн возвращается домой и застает там ужасную картину Для сновидений вообще характерно чрезвычайное преувеличение. Он входит в комнату, она по колено заполнена кровью, и в этой крови плавает глаз — всё, что осталось от человека, которому он передал укус собаки. И этот глаз уставился на мальчика и говорит, что вот, мол, до чего меня довел твой укус.

По свидетельству матери, после этого сновидения мальчик несколько дней ходил сам не свой, а после этого перестал жестоко обращаться с животными. Это очень характерное и очень прозрачное для анализа сновидение, во всяком случае, мы можем установить две вещи, которые явно бросаются в глаза, даже не подвергая это сновидение анализу (далее мы такой анализ сделаем). Итак, есть явная картина сновидения, то, что выступает в самом сновидении, и есть скрытый смысл. В данном случае этот смысл довольно прозрачный, но так бывает не всегда. Что представляет собой этот скрытый смысл? Для этого нужно немного проанализировать сновидение. Итак, раньше мальчик был жестоким по отношению к животным. Можно допустить, что ему не раз говорили: тебя бешеная собака, что-ли, укусила? И вот он видит во сне, что его укусила бешеная собака.

Затем — идея освободиться от бешенства, от этого укуса. Здесь очень прозрачно выступает желание освободиться от обвинения, что он ведет себя, как бешеный Ведь после своих приступов жестокости мальчик думал, что действительно это плохо и надо от этого

ш

Ш\

освободиться, но не мог ничего сделать, так как такие приступы охватывали его внезапно, когда он не успевал приготовиться, чтобы им сопротивляться. Внешне человек может этого и не проявлять, но внутренне он хотел бы избавиться от такого нежелательного обществу своего поведения. Это желание — освободиться от таких не очень приятных вещей — вполне понятно. И во сне это желание усиливается. Очень характерен и прозрачен и способ освобождения. Ведь для ребенка совершенно естественно — как это он делает в играх — передать что-то другому, и передача в играх осуществляется прикосновением.

Ранее, помните, мы с вами говорили о двух1 формах воздействия магии — магия заражения (путем прикосновения) и магия по уподоблению. Вот с тех скрытых времен и идет эта игра «в колдунчики» (характерное название). Выбирают колдуна, он должен догнать кого-нибудь и передать ему свое колдовское качество через прикосновение. Коснулся другого — передал ему, а сам освободился.

Вот этот прием используется в разбираемом нами сновидении для передачи укуса и бешенства. Но за этим кроется и другое: когда мальчика охватывал приступ жестокости, в том, что он начинал мучить животных, была попытка освободиться от этого приступа. Это освобождение за счет другого. Во сне это разыгрывается в преувеличенно красочной форме: будто он передавал бешенство другому человеку. А что же стало с тем человеком? Это мальчик видит, вернувшись домой, когда он уже освобожден, спокоен. Он видит дома страшную картину, тот человек не просто погиб, а растворился в крови. Задача сновидения — показать мальчику, что вот ты-то освободился, а смотри, что стало с другим человеком. Здесь очень важно то, что мальчик не формулирует все это, а понимает. Это и производит такое потрясающее впечатление, оказывая на него шоковое воздействие. Такие шоковые состояния, которые обращают психическую жизнь на противоположную, уже описаны.

Что-то подобное случилось и у знаменитого дрессировщика Владимира Дурова. Ведь Дуров изобрел новый метод дрессировки Метод чрезвычайно гуманный Ранее дрессировка проводилась очень жестким методом болевого подкрепления. Дуров предложил очень мягкий метод положительного подкрепления с помощью ласки и небольших порций подкормки. Он разбивал все задание животному на отдельные мелкие операции, которые сам же и подска-

ЛЕКЦИЯ23. ПСИХОЛОГИЯ СНОВИДЕНИЙ

12*


Наши рекомендации