Лекция21. психология творческого мышления
П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
лить единицы сообщения в задаче. Это не простая вещь, и до сих пор мы не можем дать понятий, характеристику того, что является единицей. Эмпирически эти единицы видны, но если мы их не замечаем, то делаем ошибки. Еще одно указание. Мы говорим учащемуся: перепишите задачу так, чтобы каждое сообщение занимало новую строчку (столбиком). Это для того, чтобы каждое отдельное условие и пространственно стояло отдельно. Надо, чтобы в поле непосредственного восприятия субъекта оно выступало в виде четко отдельных элементов.
Далее. Нужно перейти от рельефной записи условий к восстановлению проблемной ситуации, потому что условия обрисовывают какие-то связи, существенные для эФФй задачи. Надо восстановить систему этих отношений. Но это тоже не простая вещь. Часто бывает, что по каким-то условиям мы узнаем в предъявленной задаче задачу, имевшуюся у нас в прошлом опыте, и изображаем не ту задачу которая существует перед нами реально, а ту, которая нам прежде встречалась, т. е. воспроизводим не объективно, а субъективно по воспоминаниям о какой-то другой задаче, с которой мы сталкивались в прошлом и которая как будто бы схожа с настоящей. Чтобы предупредить такое ложное восстановление ситуации, нужно восстанавливать ее, строго следуя за каждым из выделенных условий.
Важно, чтобы все условия в этой системе были учтены. Это трудное, но очень важное дело. И многие задачи решаются, как только вы переходите от словесного воспроизведения данных условий в восстановлению проблемной ситуации. Это — во-первых.
Во-вторых, характерным при решении творческих задач является беспорядочная эмиссия догадок При столкновении с проблемной ситуацией сразу же возникает некоторое количество догадок, и решающий задачу начинает пробовать одну догадку, потом вторую, потом возвращается обратно, потому что все эти догадки возникают сами собой от отдельных частей задачи и плохо укладываются в какую-то систему. Мы пробовали реализовать при решении задач методику «инвентаризации догадок». Дается задача, восстанавливаются ее проблемные ситуации, но не всякая задача при этом решается. Тогда мы спрашиваем: как ты думаешь ее решить? Возникает ряд догадок, которые записываются: одна, вторая и т. д. Давайте теперь проверим первую догадку Оказывается, что она не подтверждается. Тогда возникает вопрос- а почему она не подтверждается7
ЕРИ
Еяя
Тогда обнаруживаются обстоятельства, которые могут иметь общее значение для целого ряда других частей той же самой задачи. Иногда в процессе выяснения причин — почему не подтверждается? — возникают еще догадки, их тоже включают в общий список догадок, но решаются они последовательно. С помощью такой методики «инвентаризации догадок» время на решение задач сокращается в 3-4 раза. Таким образом резко ускоряется процесс проверки догадок, он проходит гораздо быстрей, чем в обычных случаях.
Как мы видим, эти приемы ускоряют решение задач, но все-таки решения задач они не обеспечивают. И, что самое главное, тип решения задачи остается прежним: самопроизвольно возникают какие-то догадки, но они могут и не возникать.
Конечно, подробное предварительное ознакомление с условиями, восстановление проблемной ситуации, тщательная запись, проверка каждой догадки с выяснением причин ее неудач — всё это резко сокращает зону поиска и время, затрачиваемое на решение, но не меняет самого типа решения: процесс нахождения решения по-прежнему остается беспорядочным. Эмиссия догадок происходит сама, мы ею не управляем. Хотя при этом обнаруживается очень важная вещь: мы начинаем разделять в условиях задачи то, что раньше выступало слитно и являлось источником недоразумений.
В связи с этим скажем несколько слов по поводу вопроса, о котором мы уже говорили раньше: о так называемом соотношении социального и биологического. Здесь происходит страшная путаница Ведь «биологическое» означает определенный тип жизни, и для животных это — инстинктивный тип жизни, т е тот, при котором основные органические потребности сочетаются с определенным звеном, особой специфической чувствительностью по отношению к предметам внешней среды, которые служат для удовлетворения этой потребности и которые по отношению к этой чувствительности являются безусловными раздражителями. Поэтому животное замкнуто между двумя природными силами: одна находится в нем самом, это — специфическая чувствительность, обостряемая той или иной жизненной потребностью, а с другой стороны — действиями безусловного раздражителя Животное, замкнутое между двумя этими полюсами, не может действовать иначе, чем ему диктуют природные силы. Вот это и есть биологическое, инстинктивное поведение Поэтому важен не состав и характер действий, ко-