На прошлой лекции мы говорили о выработке навыков действия. Сегодня мы закончим эту тему и перейдем к следующей.
Внутренний процесс образования навыков, как вы помните, состоит в том, что от развернутого и сначала пооперационного выполнения действия учащиеся переходят к образованию более широких, так называемых высших единиц. Потом действия соединяются, и в результате этого обучаемый переходит к выполнению действия такого рода: ситуация действия узнаётся, а выполнение протекает по принципу согласования текущего действия с заложенной моделью этого действия. Физиологически оно называется акцептором действия, психологически — это сложившаяся модель действия. Благодаря этому действие начинает протекать сплошным, непрерывным потоком, все меньше и меньше задерживаясь на тех местах, где раньше оно разделялось на отрезки. Сначала при этом устанавливается заданный ритм действия (т. е. различия в скорости выполненияна отдельных участках), различия в усилиях, которые применяются на отдельных участках, и только потом происходит усиление темпа этого действия.
Важно подчеркнуть, что образование навыков вовсе не представляет собой процесса заучивания одной и той же структуры, с самого начала установленной и в дальнейшем прокладывающей все более глубокую нервную колею. Это очень примитивное механистическое представление, которое довлело над сознанием исследователей и обычных наблюдателей до тех пор, пока не стала известнаболее тонкая структура этого процесса. Это означает, что когда задаются так называемые упражнения, во время их выполнения происходило не заучивание одного и того же, а, наоборот, непрерывное изхменение строения формируемого действия. Для этого изменения нужно предоставить учащемуся время и возможность. Самое вредное — пытаться заданный образец (а он задается с самого начала)
ИГО
ЯЗЯ
сразу закрепить окончательно. Это ложное представление, которое мешает реальному образованию навыков. Заданный образец достигается только в результате довольно длительных процессов качественного изменения действия в процессе его усвоения.
В этом процессе очень важны следующие обстоятельства: сначала задается внешний образец действия, потом он разделяется на отдельные части, и в результате освоения расчлененного образца происходит образование новых, вторичных структур, которые вначале не задаются. На основе вторичных структур, т. е. структур, построенных на выделении характерных, отличительных признаков, происходит переход к узнаванию сначала частных ситуаций, а потом всей ситуации действия и его автоматического выполнения.
В основе автоматизации лежит образование условных связей. Это самое общее представление, правильное, но совершенно недостаточное для того, чтобы понимать, между чем и чем должны устанавливаться эти условные связи.
Здесь нужно различать две проблемы. Образование условных связей некоторые часто представляют себе как процесс стереотипи-зации посредством монотонно повторяющихся сочетаний. В общем это так, однако однообразно повторяющиеся сочетания могут складыватьсяв результате двух разных процессов, и это надо понимать.Состав действия может закрепиться для очень частныхслучаев. Воттогда эти частные случаи с их однообразным составом и внешнимположением иисполнением достигают стереотипизации. Но это может достигаться и другим путем — путем выделения так называемого общего в различных ситуациях. Совершенно естественно, что если есть два пути, то второй путь, конечно, имеет преимущество, потому что первый путь образования стереотипии ограничен набором условий применения действия. Он создает действие чрезвычайно ограниченное по своим возможностям.
А если стереотипизация создаетсяпутем выделения наиболее общего началав различных ситуациях, тогда мы получаемвозможность обеспечения необходимой стереотипии этого общего, вместе с тем обеспечивая и приложение действия на всем диапазоне общих его оснований. Практически же никогда нельзя обеспечить сте-реотипизацию частных ситуаций. Мы можем больше или меньше ограничить эту вариацию ситуаций, но она всегда имеет место, потому что и внешние условия не бывают абсолютно одинаковыми.
ЛЕКЦИЯ 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ