Лекция 9. биологическое и социальное в развитии человека
П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
ручками, вздрагивает ножками, и лицо его светится от радости. Это всё свидетельство того, что общение со взрослым человеком уже стало для него настоящей потребностью. И когда он видит этого человека, значит, приближается очередной сеанс радости. Вот это общение со взрослым обязательно должно быть приятным, потому что, конечно, если вы все время доставляете ему неприятности, то, наверное, Ън не будет стремиться к встрече с вами. Так вот, это приятное дбщение со взрослым, входящее в систему отношений жизни ребенка, и есть та новая потребность, на фоне которой происходит его дальнейшее развитие. Значит, только на фоне отношения ко взрослому становится возможным воспитание ребенка: сначала хватание, потом постепенное поднимание головки, переворачивание, усаживание, становление на ножки, поиск игрушек, бросание и т. д. — всё то, что мы видим дальше у нормально развивающегося ребенка.
В ленинградской «Клинике нормального развития ребенка» дело обстояло так. Там находились брошенные младенцы. Оказалось, что их воспитание нельзя было поручать младшему персоналу, потому что в большинстве случаев он не обладает нужным сознанием и считает таю «Ну что еще нужно этому ребенку? Главное — накормила, перепеленала, ну и развивайся сам дальше». И вот приходилось выделять для уроков развития этих младенцев научных сотрудников, которые понимали, что хотя маленький ребенок пока только лежит и хлопает глазами, с ним нужно разговаривать, и так, чтобы ему было приятно. При этом следить, чтобы он не заснул А для этого активизировать его, поддерживать его внимание. Поэтому с новорожденными дважды в день проводились уроки речи. Утром и во второй половине дня человек, который понимал значение своего поведения, проводил не просто занятие с этими детьми «в уснувшем периоде», а разговаривал с ними. Какой это имело смысл? Помимо общения с взрослым, которое должно являться приятным для ребенка, необычайно важно, чтобы ребенок воспринимал элементы членораздельной человеческой речи. Это чрезвычайно содействует потом его быстрому развитию во всех направлениях. Нельзя с ним говорить скороговоркой, а нужно говорить медленно, спокойно, отчетливо, обязательно ласково, и ребенок должен получать это каждый день Кроме того, с детьми в основные периоды бодрствования проводились занятия- им показывали игрушки, с ними общались, нала-
Гста
ш
живая приятный контакт, пока у ребенка не вырабатывается такое отношение к взрослому, когда в период, свободный от органических потребностей, он ожидает взрослого, ожидает, что тот будет с ним разговаривать, что-то показывать и т. д. Значит, вот откуда растут именно человеческие возможности — из новой потребности в приятном общении со взрослым. Это не4аложено в организме. Это создается воспитанием. Создается нова^^требнрсть. А уже потом из этой новой, неорганической потребности формируются все частные формы человеческого поведения-, мало-помалу, так, как они описываются во всех учебниках детского развития.
Теперь на основе этих фундаментальных фактов вернемся к старой проблеме двух факторов (биологического и социального) в развитии человека и его психики. Что тут наиболее важно? Во-первых, надо различать биологическое и органическое. У человека нет биологических факторов в смысле биологически предустановленных форм поведения. Биологическая специфика человека как раз и заключается в свободе от предустановленных форм поведения. Во-вторых, человеческое развитие идет не на основе органических потребностей (даже не биологических, а именно органических), а на основе потребностей, которые воспитываются общественными отношениями. Значит, и решение проблемы воспитания человека совершенно другое, нежели животных. Сами потребности, на основе которых происходит развитие человека, носят общественный характер. Ну а все остальное, включая разделение форм психической жизни (форм, а не только содержания), произрастает на новых задачах, которые тоже предлагаются в общественном опыте.
На этом мы заканчиваем общий обзор, так сказать, введение в психологию, и далее перейдем к учению о формировании различных видов психической деятельности. И там вы увидите, как в действительности каждая из форм психической деятельности строится на особых задачах и особых формах решения этих задач.
Часть 3. Учение о формировании психической деятельности человека
ЛЕКЦИЯ 10