Методологические принципы ведения групп развития
1) отношение к ребенку должно быть субъектным, а не объектным, так как основная цель развивающей работы - формирование субъекта учения (В.В. Давыдов, Н.И. Гуткина, К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман). Такое отношение предполагает:
- развитие психические процессов через перестройку мотивационной
сферы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей детей;
- установление доброжелательных и дружелюбных отношений между
детьми;
- предоставление детям права на собственное мнение, инициативу в оп
ределении видов деятельности и способов их осуществления;
- взрослый должен выступать не как образец для подражания и контро
лер, а как партнер по совместной деятельности, передающий детям
свое эмоциональное отношение к деятельности;
\- развития способности к оценке работы других детей и самооценке.
2) расширение зоны ближайшего развития ребенка, развитие его потенци
альных возможностей;
3) участие в работе родителей и педагогов;
4) учет возрастных особенностей детей. Занятия должны проводиться «не
в школьных, а в дошкольных формах» (А.Л. Венгер, Е.А. Бугрименко (2, 15)),
должны быть эмоционально насыщенными, включать наиболее привлекатель
ные для детей виды деятельности.
Организация групп подготовки к школе и методы работы
Группы развития комплектуются по результатам диагностики. В них включаются «условно готовые» и «не готовые» к школе дети 5-6 лет. При этом следует помнить, что группа не может состоять только из детей имеющих эмоциональные, интеллектуальные или поведенческие нарушения. Количество детей в таких развивающих группах может быть от 8 до 12.
В условиях детского сада целесообразна работа со всей подготовительной к школе группой, но при этом с детьми с задержкой психического развития, гиперактивными, медлительными и тревожными необходимо проводить дополнительную коррекционную работу (рекомендации см. М.М. Безруких «Ступеньки к школе: книга для родителей и педагогов» (М.,2000)).
Развивающие занятия должны проводиться 2-3 раза в неделю. При условии правильного планирования их длительность может быть от 30 минут до 2 часов
Основной формой работы с дошкольниками должна быть игра. При чем акцент должен делаться на сюжетно-ролевую игру. Л.А. Венгер писал: «Руководство сюжетно ролевой игрой... - значительная часть той помощи, которую взрослые могут оказать ребенку в подготовке к систематическому обучению» (4, 19). Вместе с тем значительное внимание при подготовке детей к школе необходимо уделять другим видам игр. Игры драматизации и режиссерские игры способствуют развитию у детей мысленного планирования, творческих способностей, способов самовыражения. Игры с правилами (подвижные и дидактические) являются эффективным путем развития произвольности поведения ребенка, так как в этих играх соблюдение правил является мотивом действия и средством осознания собственных действий. Кроме того, подвижные игры способствуют формированию у ребенка коммуникативных навыков, позволяют реализовать потребность ребенка в движении и снять эмоциональную напряженность, а дидактические игры являются эффективным способом формирова-
ния у ребенка знаний и умений, а также развития познавательных способностей и интересов.
Особое место в подготовке детей к школе занимают продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование), сближающиеся с учебной деятельностью в том, что для достижения результата ребенку необходимо усвоить способ действия. Кроме того, в этих видах деятельности интенсивно развивается зрительно-двигательная координация, мелкая моторика, внутренний план действий, способность действовать по образцу, контролировать свои действия, творческие способности и др.
Наиболее привлекательные для дошкольников и эффективные для развития у них эмоционально- волевой сферы, а также познавательных и творческих способностей игры и упражнения, изложены в книгах А.З. Зака «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет» (М.,1996), Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» (М.,1889), Гуткиной Н.И. «Психологическая готовность к школе» (М., 2000), Самоукиной Н.В. «Игры в школе и дома» (М.,1995). Наиболее удачная методика формирования субъекта учебной деятельности и навыков учебного сотрудничества предлагается в программе Н.К. Поливановой и Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь» (Томск, 1996).
Список литературы
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995.
2. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. и др. Готовность детей к школе. Диагностика
психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. -
М.,1989.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.,1994.
4. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической
готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М.,1993.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М, 2000.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.,1996.
7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе. -М.,1991.
8. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. -
СПб., 1996. ^
9. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.
Ю.Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.,1978.
Приложение 1 Схема оформления протокола.
Протокол №__________________________
ч
Фамилия;1 имя ребенка__________________________________
Возраст_______
Дата, время проведения__________
Цель диагностики_______________________________________
Название методики______________________________________
Описание деятельности экспериментатора и ребенка
(вербальное и невербальное поведение):
Выводы (количественная и качественная обработка).
Примечание.Несмотря на то, что все описанные методики имеют конкретную цель, в качественном анализе данных должна содержаться информация о мотивации, эмоциональном настрое ребенка, особенностях сотрудничества со взрослым, отношения ребенка к предлагаемым задачам, умении организовать деятельности и т.д.
К протоколу прилагаются все продукты деятельности ребенка.