Методологические принципы ведения групп развития

1) отношение к ребенку должно быть субъектным, а не объектным, так как основная цель развивающей работы - формирование субъекта учения (В.В. Давыдов, Н.И. Гуткина, К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман). Такое отноше­ние предполагает:

- развитие психические процессов через перестройку мотивационной
сферы;

- учет индивидуальных особенностей и склонностей детей;

- установление доброжелательных и дружелюбных отношений между
детьми;

- предоставление детям права на собственное мнение, инициативу в оп­
ределении видов деятельности и способов их осуществления;

- взрослый должен выступать не как образец для подражания и контро­
лер, а как партнер по совместной деятельности, передающий детям
свое эмоциональное отношение к деятельности;

\- развития способности к оценке работы других детей и самооценке.

2) расширение зоны ближайшего развития ребенка, развитие его потенци­
альных возможностей;

3) участие в работе родителей и педагогов;

4) учет возрастных особенностей детей. Занятия должны проводиться «не
в школьных, а в дошкольных формах» (А.Л. Венгер, Е.А. Бугрименко (2, 15)),
должны быть эмоционально насыщенными, включать наиболее привлекатель­
ные для детей виды деятельности.

Организация групп подготовки к школе и методы работы

Группы развития комплектуются по результатам диагностики. В них включаются «условно готовые» и «не готовые» к школе дети 5-6 лет. При этом следует помнить, что группа не может состоять только из детей имеющих эмо­циональные, интеллектуальные или поведенческие нарушения. Количество де­тей в таких развивающих группах может быть от 8 до 12.

В условиях детского сада целесообразна работа со всей подготовительной к школе группой, но при этом с детьми с задержкой психического развития, ги­перактивными, медлительными и тревожными необходимо проводить допол­нительную коррекционную работу (рекомендации см. М.М. Безруких «Сту­пеньки к школе: книга для родителей и педагогов» (М.,2000)).

Развивающие занятия должны проводиться 2-3 раза в неделю. При ус­ловии правильного планирования их длительность может быть от 30 минут до 2 часов

Основной формой работы с дошкольниками должна быть игра. При чем акцент должен делаться на сюжетно-ролевую игру. Л.А. Венгер писал: «Руко­водство сюжетно ролевой игрой... - значительная часть той помощи, которую взрослые могут оказать ребенку в подготовке к систематическому обучению» (4, 19). Вместе с тем значительное внимание при подготовке детей к школе не­обходимо уделять другим видам игр. Игры драматизации и режиссерские игры способствуют развитию у детей мысленного планирования, творческих способ­ностей, способов самовыражения. Игры с правилами (подвижные и дидактиче­ские) являются эффективным путем развития произвольности поведения ре­бенка, так как в этих играх соблюдение правил является мотивом действия и средством осознания собственных действий. Кроме того, подвижные игры спо­собствуют формированию у ребенка коммуникативных навыков, позволяют реализовать потребность ребенка в движении и снять эмоциональную напря­женность, а дидактические игры являются эффективным способом формирова-




ния у ребенка знаний и умений, а также развития познавательных способностей и интересов.

Особое место в подготовке детей к школе занимают продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование), сближающиеся с учебной деятельностью в том, что для достижения результата ребенку необходимо ус­воить способ действия. Кроме того, в этих видах деятельности интенсивно раз­вивается зрительно-двигательная координация, мелкая моторика, внутренний план действий, способность действовать по образцу, контролировать свои дей­ствия, творческие способности и др.

Наиболее привлекательные для дошкольников и эффективные для разви­тия у них эмоционально- волевой сферы, а также познавательных и творческих способностей игры и упражнения, изложены в книгах А.З. Зака «Развитие ин­теллектуальных способностей у детей 6-7 лет» (М.,1996), Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способно­стей у детей дошкольного возраста» (М.,1889), Гуткиной Н.И. «Психологиче­ская готовность к школе» (М., 2000), Самоукиной Н.В. «Игры в школе и дома» (М.,1995). Наиболее удачная методика формирования субъекта учебной дея­тельности и навыков учебного сотрудничества предлагается в программе Н.К. Поливановой и Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь» (Томск, 1996).

Список литературы

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995.

2. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. и др. Готовность детей к школе. Диагностика
психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. -
М.,1989.

3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.,1994.

4. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической
готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М.,1993.

5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М, 2000.

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.,1996.

7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе. -М.,1991.

8. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. -
СПб., 1996. ^

9. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.
Ю.Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.,1978.

Приложение 1 Схема оформления протокола.

Протокол №__________________________

ч

Фамилия;1 имя ребенка__________________________________

Возраст_______

Дата, время проведения__________

Цель диагностики_______________________________________

Название методики______________________________________

Описание деятельности экспериментатора и ребенка

(вербальное и невербальное поведение):

Выводы (количественная и качественная обработка).

Примечание.Несмотря на то, что все описанные методики имеют кон­кретную цель, в качественном анализе данных должна содержаться информа­ция о мотивации, эмоциональном настрое ребенка, особенностях сотрудничест­ва со взрослым, отношения ребенка к предлагаемым задачам, умении организо­вать деятельности и т.д.

К протоколу прилагаются все продукты деятельности ребенка.


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru

Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru


Методологические принципы ведения групп развития - student2.ru

Наши рекомендации