Научно-педагогической практики по
модулю 5«Психолого-педагогическое сопровождение образоватльного процесса»
магистранта __2__ курса _______________________________________
____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Направление подготовки __________________________________________
Профиль подготовки ______________________________________________
Форма обучения __________________________________________________
Место прохождения практики___________________________________
(образовательная организация сетевого взаимодействия)
______________________________________________________________
Руководитель практики от ИППО_________________________________
(должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия)
_______________________________________________________________
Москва
Пояснительная записка
1.Цели научно-педагогической[2] практики: приобретение опыта в сфере психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
2. Задачи научно-педагогической практики:
- реализация индивидуальной программы развития учащегося, подготовленной на учебной практике в 1и 2 семестрах;
- закрепление основные понятий, сформированных в процессе изучения теоретической части дисциплин модуля;
- систематизация конкретных предметных знаний основ профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;
- овладение опытом психолого-педагогической деятельности педагога-психолога в работе с различными категориями обучающихся;
- отработка умений в проектировании и реализации профилактических и коррекционно-развивающих программ;
- отработка умений в осуществлении психолого-педагогического консультирования;
- отработка умений в сфере психолого-педагогической диагностике;
- формирование у магистрантов потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.
Планируемые результаты обучения при прохождении практики
Овладение трудовыми действиями:
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционной программы.
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников.
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.
Консультирование педагогов, преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.
Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении.
Сформированность общекультурных и профессиональных компетенций:
· готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
· Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
· Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);
· способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);
· способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);
· готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11);
· способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1);
· способностью конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПК-4);
· готовностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПК-5);
· способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПК-6);
· способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПК-10);
· способностью выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПК-11);
· способностью создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте (ПК-12);
4. Структура практики
Содержание научно-педагогической практики представлено направлениям деятельности педагога-психолога по реализации психолого-педагогического сопровождения образовательной организации.
Организационно-методическая работа:
Анализ деятельности службы психолого-педагогического сопровождения.
Психологическая диагностика:
Подобрать методики, необходимые для организации индивидуального и группового исследования обучающихся/воспитанников с целью составления психолого-педагогической характеристики группы/класса.
Провести диагностику.
Составить аналитическую справку по каждому исследованию.
Составить психологическое заключение по итогам психодиагностики.
Составить психолого-педагогическую характеристику класса.
Психологическое консультирование:
Провести консультацию с классным руководителем класса по результатам психодиагностики.
Составить консультативный отчет.
Психолого-педагогическая коррекция:
Выявить группу детей, которым необходима психологическая помощь в форме коррекционных занятий.
Разработать программу коррекционно-развивающих занятий.
Провести коррекционно-развивающие занятия с группой учащихся (4-5 занятий).
Психологическое просвещение:
Разработать методический комплект «Психолог учителю».
В зависимости от специфики образовательного учреждения, являющегося базой практики, а также административного запроса, задания могут меняться. Окончательный вариант содержания практики всегда согласовывается с групповым руководителем практики.
По итогам выполнения заданий по каждому направлению студенты готовят отчетные документы.
Организационно-методическая работа:
· анализ службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации (Приложение 1,2).
Психологическая диагностика:
· Психолого-педагогическая характеристика класса (Приложение 3,4).
· Комплект диагностических методик (Приложение 5).
· Протоколы, аналитические справки, психологическое заключение (Приложение 6).
Психологическое консультирование:
· Консультативный отчет, включающий рекомендации в адрес учителя, разработанные по результатам психодиагностики) (Приложение 7).
Психолого-педагогическая коррекция и психологическое просвещение:
· Конспекты коррекционно-развивающих занятий (4-5 занятий) (Приложение 8).
· Методический комплект «Психолог учителю» (Приложение 9).
5. Требования к базе практики – образовательной организации сетевого взаимодействия
· соответствие профиля деятельности организации профилю ФГОС ВО;
· наличие компетентного и высококвалифицированного персонала, привлекаемого к реализации образовательных программ (педагоги, психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, воспитатели, тьюторы и т.д.);
· наличие материально-технической базы, соответствующей требованиям, предъявляемым к организациям данного вида;
· использование в образовательном процессе современных методик и технологий обучения и воспитания обучающихся;
· наличие долгосрочной программы развития образовательной организации с указанием приоритетного направления деятельности;
· наличие обучающихся с особыми потребностями в образовании; обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
· высокое качество подготовки выпускников (средний показатель ЕГЭ за последние 3 года);
· представлен спектр дополнительных образовательных услуг;
· наличие обучающихся, подготовленных школой и ставших призерами, лауреатами или победителями предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов;
· эффективность научной, методической, организационной деятельности образовательной организации:
· участие педагогического коллектива в конкурсах профессионального мастерства; разработке и апробации грантов, научных проектов, в научно-практических конференциях и экспериментальной работе, наличие научно-методических публикаций;
· организация и проведение на базе образовательной организации семинаров, совещаний, конференций и т.п.;
· социальная активность и социальное партнерство с целью повышения эффективности реализации образовательных программ;
· при необходимости наличие пандусов для прохождения практики студентами-инвалидами.