Научно-педагогической практики по

модулю 5«Психолого-педагогическое сопровождение образоватльного процесса»

магистранта __2__ курса _______________________________________

____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Направление подготовки __________________________________________

Профиль подготовки ______________________________________________

Форма обучения __________________________________________________

Место прохождения практики___________________________________

(образовательная организация сетевого взаимодействия)

______________________________________________________________

Руководитель практики от ИППО_________________________________

(должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия)

_______________________________________________________________

Москва

Пояснительная записка

1.Цели научно-педагогической[2] практики: приобретение опыта в сфере психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

2. Задачи научно-педагогической практики:

- реализация индивидуальной программы развития учащегося, подготовленной на учебной практике в 1и 2 семестрах;

- закрепление основные понятий, сформированных в процессе изучения теоретической части дисциплин модуля;

- систематизация конкретных предметных знаний основ профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;

- овладение опытом психолого-педагогической деятельности педагога-психолога в работе с различными категориями обучающихся;

- отработка умений в проектировании и реализации профилактических и коррекционно-развивающих программ;

- отработка умений в осуществлении психолого-педагогического консультирования;

- отработка умений в сфере психолого-педагогической диагностике;

- формирование у магистрантов потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

Планируемые результаты обучения при прохождении практики

Овладение трудовыми действиями:

Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

Разработка программ развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционной программы.

Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников.

Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.

Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.

Консультирование педагогов, преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении.

Сформированность общекультурных и профессиональных компетенций:

· готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

· Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

· Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

· способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);

· способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

· готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11);

· способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1);

· способностью конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПК-4);

· готовностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПК-5);

· способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПК-6);

· способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПК-10);

· способностью выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПК-11);

· способностью создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте (ПК-12);

4. Структура практики

Содержание научно-педагогической практики представлено направлениям деятельности педагога-психолога по реализации психолого-педагогического сопровождения образовательной организации.

Организационно-методическая работа:

Анализ деятельности службы психолого-педагогического сопровождения.

Психологическая диагностика:

Подобрать методики, необходимые для организации индивидуального и группового исследования обучающихся/воспитанников с целью составления психолого-педагогической характеристики группы/класса.

Провести диагностику.

Составить аналитическую справку по каждому исследованию.

Составить психологическое заключение по итогам психодиагностики.

Составить психолого-педагогическую характеристику класса.

Психологическое консультирование:

Провести консультацию с классным руководителем класса по результатам психодиагностики.

Составить консультативный отчет.

Психолого-педагогическая коррекция:

Выявить группу детей, которым необходима психологическая помощь в форме коррекционных занятий.

Разработать программу коррекционно-развивающих занятий.

Провести коррекционно-развивающие занятия с группой учащихся (4-5 занятий).

Психологическое просвещение:

Разработать методический комплект «Психолог учителю».

В зависимости от специфики образовательного учреждения, являющегося базой практики, а также административного запроса, задания могут меняться. Окончательный вариант содержания практики всегда согласовывается с групповым руководителем практики.

По итогам выполнения заданий по каждому направлению студенты готовят отчетные документы.

Организационно-методическая работа:

· анализ службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации (Приложение 1,2).

Психологическая диагностика:

· Психолого-педагогическая характеристика класса (Приложение 3,4).

· Комплект диагностических методик (Приложение 5).

· Протоколы, аналитические справки, психологическое заключение (Приложение 6).

Психологическое консультирование:

· Консультативный отчет, включающий рекомендации в адрес учителя, разработанные по результатам психодиагностики) (Приложение 7).

Психолого-педагогическая коррекция и психологическое просвещение:

· Конспекты коррекционно-развивающих занятий (4-5 занятий) (Приложение 8).

· Методический комплект «Психолог учителю» (Приложение 9).

5. Требования к базе практики – образовательной организации сетевого взаимодействия

· соответствие профиля деятельности организации профилю ФГОС ВО;

· наличие компетентного и высококвалифицированного персонала, привлекаемого к реализации образовательных программ (педагоги, психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, воспитатели, тьюторы и т.д.);

· наличие материально-технической базы, соответствующей требованиям, предъявляемым к организациям данного вида;

· использование в образовательном процессе современных методик и технологий обучения и воспитания обучающихся;

· наличие долгосрочной программы развития образовательной организации с указанием приоритетного направления деятельности;

· наличие обучающихся с особыми потребностями в образовании; обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

· высокое качество подготовки выпускников (средний показатель ЕГЭ за последние 3 года);

· представлен спектр дополнительных образовательных услуг;

· наличие обучающихся, подготовленных школой и ставших призерами, лауреатами или победителями предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов;

· эффективность научной, методической, организационной деятельности образовательной организации:

· участие педагогического коллектива в конкурсах профессионального мастерства; разработке и апробации грантов, научных проектов, в научно-практических конференциях и экспериментальной работе, наличие научно-методических публикаций;

· организация и проведение на базе образовательной организации семинаров, совещаний, конференций и т.п.;

· социальная активность и социальное партнерство с целью повышения эффективности реализации образовательных программ;

· при необходимости наличие пандусов для прохождения практики студентами-инвалидами.

Наши рекомендации