Особенности игровой деятельности современных мальчиков и девочек 5-7 лет
Пошаговая стратегия педагогического сопровождения
Игровой деятельности детей 5-7 лет
Первый этап педагогического сопровождения – диагностико-организационный. Цель: диагностика игровой деятельности детей 5 -7 лет и создание условий для развития сюжетно-ролевых игр.
Шаг 1 – диагностика игровых интересов и предпочтений детей.
Шаг 2 - организация условий для развития игровой деятельности детей: отбор сюжетов и создание копилки игровых сюжетов для игровой деятельности детей (для мальчиков, для девочек, и для детей обоего пола); создание предметно-игровой среды для мальчиков и девочек, детей обоего пола.
Игровая позиция воспитателя на 1 этапе педагогического сопровождения
1. Воспитатель изучает и фиксирует игровые интересы и предпочтения детей в ходе сюжетно-ролевой игры.
2. Воспитатель предлагает детям игровые сюжеты, учитывающие их полоролевые предпочтения и интересы, выявленные в ходе диагностики игровой деятельности дошкольников. Включает игровые сюжеты из мультфильмов, сказок, рассказов, привлекательных для детей старшего дошкольного возраста. Оснащает предметно - игровую среду с учетом детской игровой субкультуры мальчиков и девочек.
Диагностика
1. Беседа (В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова)
Цель беседы: выявить игровые интересы детей 5-7 лет.
Примерные вопросы беседы:
q Любишь ли ты играть? В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?
q Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?
q Кем ты чаще всего бываешь в играх, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?
q Если бы мы играли в мультик, то кем бы ты был?
q Если бы мы играли в сказку, то кем бы ты был, кого изображал?
q У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?
q С кем ты чаще всего играешь и почему?
q Ты сам (сама) придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Расскажи, как ты это делаешь.
Диагностика
Критерии беседы:
§ частота предпочитаемых сюжетов игр мальчиков и девочек;
§ частота предпочитаемых ролей мальчиков и девочек;
§ содержание ролевых действий ребенка;
§ привлекающие мальчиков и девочек игрушки;
§ предпочитаемые партнеры по игре.
2. Наблюдение за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей 5-7 лет (В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова)
Аспекты наблюдения:
§ игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдается предпочтение);
§ разнообразие, стабильность и динамичность игровых сюжетов;
§ особенности сюжетосложения у мальчиков и девочек;
§ игровой материал, используемый ребенком;
§ зависимость применения игровых умений от игровых интересов;
Диагностика
Аспекты наблюдения:
§ характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной интересной для ребенка роли;
§ влияние половой принадлежности на ход игры.
Наблюдение позволяет увидеть игровые интересы и предпочтения детей разного пола, влияние игровых интересов детей старшего дошкольного возраста на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности.
Копилка игровых сюжетов
I. Сюжеты вечного времени (сюжетные события с участием героев из советских мультфильмов, литературных источников)
«Красная Шапочка и Карабас-Барабас», «Карлсон и семеро козлят», «Золушка и Незнайка», «Айболит и Снежная Королева», «Белоснежка, Иван Царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный и Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и Илья Муромец», «Соловей – разбойник и Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна и Змей Горыныч», «Снегурочка и Добрыня Никитич», «Дед Мороз и Баба-Яга», «Шарик, кот Матроскин и дядя Федор в гостях у Винни-Пуха», «Мальвина и Бармалей», «Путешествие Бармалея на остров Добрых людей» и так далее.
В данный раздел входят сюжеты, включающие в себя героев из разных сказок, советских мультфильмов, рассказов. Воспитатель в совместной игре с детьми выстраивают последовательность сюжетов посредством известных и привлекательных для детей героев.
II. Сюжеты нового времени (сюжетные события с участием героев из современных мультфильмов и кинофильмов)
«Путешествие Смешариков», «Новые приключения Маши и медведя», «Кладоискатели из Мадагаскара», «Машины сказки», «Жители Карибского моря», «Остров пингвинов», «Волшебные феи и пираты Карибского моря», «Шрэк и его друзья», «Приключения Кота в сапогах», «Человек-Паук и его друзья», «Феи и супергерои» и так далее.
III. Фантазийные сюжеты
«Говорящая шляпа и волшебные человечки», «Дискотека у лесных зверей», «Лесник и его команда», «Превращения Мишки Барни и его команды», «Интернет-магазин», «Путешествие Деда Мороза по электронной почте», «Волшебный театр», «Музей говорящих игрушек», «Приключения Капельки, Снежинки и Лучика», «Сказочные повара», «Волшебный телевизор» и так далее.
Игровая среда
1. Должна включать автономные небольшие, но богатые игровыми атрибутами уголки для статичных игр девочек, чтобы они могли осуществлять свои ролевые действия;
2. Должна обеспечивать возможность движения, большее пространство для игр мальчиков, так как они более подвижны и именно оно необходимо им для выполнения ролевых действий.
3. Должна постепенно становиться более насыщенной и оснащенной, учитывать современную детскую субкультуру, в том числе полоролевые интересы, потребности детей.
4. Должна включать бросовый материал, из которого дети самостоятельно могли бы создать атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
5. Желательно иметь игровую комнату, комнату для переодеваний; если их нет, тогда оформляются игровые уголки в группах. В игровую среду важно включать игровые атрибуты, которые также как игрушки необходимы для разных игр.
Рекомендации по планированию игровой деятельности детей
Игровая позиция воспитателя
ü На втором этапе педагогического сопровождения воспитатель занимает игровую позицию, имеющую проблемный характер. Воспитатель в образе писателя заинтересовывает детей, активизирует интерес к придумыванию новых событий, историй.
ü На первом шаге педагогического сопровождения воспитатель вызывает интерес детей к придумыванию новых сюжетов через свой образ писателя, который пишет книгу о перевоспитании отрицательных героев мультфильмов (сказок, рассказов). Он стимулирует детей на фантазирование и придумывание интересных ситуаций, которые бы помогли отрицательным героям стать положительными.
Игровая позиция воспитателя
1. На втором шаге педагогического сопровождения воспитатель в образе писателя предлагает детям придумать новые истории, приключения для любимых мультфильмов (сказок, рассказов) и реализовать их посредством сюжетно-ролевых игр.
2. Взрослый с детьми создают цикл новых событий для любимых мультфильмов, сказок и рассказов.
3. В игре воспитатель осведомитель, координатор, дети - преобразователи. Все придуманные детьми истории оформляются в книге «Приключения Нового времени».
Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя
Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя
Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя
Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя
Примеры ситуаций игрового взаимодействия
Примеры ситуаций игрового взаимодействия
Игровая позиция воспитателя
На третьем шаге педагогического сопровождениявоспитатель в роли режиссера предлагает детям сочинить фантазийные сюжеты, придумать интересные мультфильмы, телепередачи, рекламы, конкурсы и воплотить их в сюжетно-ролевых играх. Дети в игре творческие создатели.
В целом, игровая позиция воспитателя на втором этапе педагогического сопровождения включает в себя логику постепенного усложнения в овладении детьми сюжетосложением: от умения сочинять новые события к умению их комбинировать и взаимодействовать в разных ролевых сообществах с учетом полоролевой дифференциации к умению придумывать и организовывать новую, интересную игру.
Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с детьми в игре «Говорящая шляпа и волшебные человечки»
Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с детьми в игре «Говорящая шляпа и волшебные человечки»
Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с детьми в игре «Говорящая шляпа и волшебные человечки»
Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя
Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя
Пример ситуаций игрового взаимодействия воспитателя
Примеры ситуаций игрового взаимодействия
Примеры ситуаций игрового взаимодействия
Примеры ситуаций игрового взаимодействия
Особенности игровой деятельности современных мальчиков и девочек 5-7 лет
q Выбор партнера по игре осуществляется на основе интереса к игровому содержанию и замыслам сверстников, независимо от половой принадлежности.
q У детей обоего пола ярко выражена игровая позиция и сформировано игровое отношение к жизни.
q Выбор роли ребенком определяется личными интересами и современными веяниями детской игровой субкультуры.
q Игровое взаимодействие между мальчиками и девочками носит избирательный характер. Дети проявляют интерес к сверстникам, у которых хорошо развиты игровые умения, социально-коммуникативные навыки.
q У мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста наблюдаются различные игровые интересы, избирательность в игровых сюжетах, ролях, игрушках и характере их использования, в организации игрового пространства.
---
q Мальчики более инициативны в создании новых сюжетов, чем девочки.
q Дети обоего пола проявляют многовариантные игровые интересы.
q Как мальчики, так и девочки отражают разные сюжетные линии игры. Мальчики придумывают игровые сюжеты по мотивам мультфильмов, кинофильмов, то есть включают в игры события путем соединения различных телевизионных передач и фантазийных сюжетов; девочки –на основе знакомых сказок, рассказов и мультфильмов, используя бытовые, литературные сюжеты и личные впечатления.
q Активность мальчиков и девочек в играх проявляется по-разному. Девочки в играх чаще – воспроизводители, мальчики – создатели. Уровень творчества в игре у мальчиков выше, чем у девочек.
q Устойчивость игрового замысла характерна больше девочкам. У мальчиков игровой замысел носит скачкообразный, непредсказуемый характер, проявляющийся в частой смене сюжетных событий, вариативных переходах в процессе развития сюжетной линии игры.
----
q Разнообразие игровых замыслов свойственно больше мальчикам.
q Как мальчики, так и девочки придумывают игры с «продолжением».
q В играх девочек четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, обсуждение и распределение ролей, создание внешнего образа своей роли, активное и заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, творческое создание игровой обстановки, подбор различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок. В играх мальчиков подготовительный этап заключается в придумывании какого-либо события (истории); в выборе сказочных героев и сложных задач для них, требующих включения в игру нестандартных сюжетов, дополнительных ролей и проявления лидерских качеств; в создании игровой обстановки путем строительства различных сооружений, зданий, дорог и творческих конструкций.
q Дети обоего рола проявляют творчество в создании игровой обстановки. Однако девочки чаще включают изобразительную деятельность в создание игровой обстановки, мальчики – продуктивную.
----
q У девочек роли определяют и направляют их поведение. В одной игре они могут играть разные роли. Роли ясно очерчены и выделены. Мальчики на протяжении игры отражают роль путем многокомпонентных элементов поведения. Они, в отличие от девочек, легче переходят от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и линии развития сюжета.
q Как мальчики, так и девочки проявляют активность в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах, принимая и разыгрывая роли в форме игровой беседы, а также используют сочинительство для развития сюжетных событий.
q Ролевое взаимодействие девочек носит устойчивый и длительный характер, ролевое взаимодействие мальчиков - имровизационный и спонтанный характер.
q Ролевое взаимодействие между мальчиками и девочками возникает на основе игровых замыслов, увлекательного игрового содержания и яркой игровой позиции.
-----
q Ролевые действия мальчиков и девочек разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Тем не менее, ролевые действия девочек логически выстроены, мальчиков - носят нелинейный, непредсказуемый характер.
q Характер ролевых действий девочек заключается в выразительной передаче придуманного игрового образа, его характера, системы отношений с другими персонажами и воплощении игрового монолога. Ролевые действия мальчиков включают в себя передачу героических поступков изображаемого персонажа, фантазийных событий и развитие многоперсонажного диалога.
q Ролевые действия мальчиков и девочек включают в себя познавательный, ценностный и личностный компоненты.
------
q Дети обоего пола комбинируют сказочные, фантастические и реалистические события, связанные с передачей отношений к окружающим людям и придумыванием чего-либо нового. Однако девочки, в большей степени, передают в игре взаимоотношения между людьми на основе реальных и сказочных событий, мальчики – на основе фантастических событий. Дети представляют игру в воображаемом словесно оформленном плане.
q Мальчики придумывают целостные сюжетные события по ходу игры, девочки обсуждают последовательность сюжетных событий до игры.
q В игре мальчики и девочки переплетают разные сюжетные линии, используют смену роли для развития сюжета.