Игровая позиция воспитателя на 1 этапе педагогического сопровождения
1. Воспитатель изучает и фиксирует игровые интересы и предпочтения детей в ходе сюжетно-ролевой игры.
2. Воспитатель предлагает детям игровые сюжеты, учитывающие их полоролевые предпочтения и интересы, выявленные в ходе диагностики игровой деятельности дошкольников. Включает в игровые сюжеты любимые роли детей, комбинирует разные роли в одном игровом сюжете, используя копилку игровых сюжетов. Оснащает предметно - игровую среду с учетом детской игровой субкультуры мальчиков и девочек.
Диагностика
1. Беседа (В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова)
Цель беседы: выявить игровые интересы мальчиков и девочек пятого года.
Примерные вопросы беседы:
q В какие игры ты любишь играть с другими ребятами?
q В какие игры ты играешь дома?
q Кем ты любишь быть в играх?
q С какими игрушками ты любишь играть? (Ребенку предлагаются реальные игрушки). Пожалуйста, покажи.
q Если бы мы играли в мультик, то кем бы ты был?
q Если бы мы играли в сказку, то кем бы ты был, кого изображал?
q С кем ты больше любишь играть: с мальчиками или девочками? Почему?
Критерии беседы: частота предпочитаемых сюжетов игр мальчиков и девочек; частота предпочитаемых ролей мальчиков и девочек; привлекающие мальчиков и девочек игрушки; предпочитаемые партнеры по игре.
2. Наблюдение за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей (В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова)
Цель серии первых наблюдений: изучить особенности игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни.
Показатели наблюдения:
q Самостоятельно организует игру.
q Активно распределяет роли (без конфликтов с другими детьми).
q Выступает инициатором новых ролей и новых идей в развитии сюжета.
q Словесно обозначает выполняемую роль и роли других играющих.
q Отражает в игре разнообразное содержание.
q Совместно строит и творчески развивает сюжет игры.
q Является участником нескольких событий, включенных в сюжет.
q Отражает ряд сюжетных логических эпизодов в игре.
q Осуществляет процесс сюжетосложения.
q Моделирует ролевой диалог с партнерами – сверстниками, вступает в ролевое взаимодействие на длительное время.
q Изменяет ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.
q Передает характерные особенности персонажа игры.
q Использует разнообразные игрушки, предметы-заместители для развития сюжета игры. Логически завершает игру.
Критерии наблюдения: тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек; выбор партнеров по игре (только мальчики; только девочки; и мальчики и девочки; игрушки (предпочтение мальчиков и девочек); ребенок играет один); роли, выбираемые мальчиками и девочками и характер распределения ролей у тех и других; особенности сюжетосложения у мальчиков и девочек; характер использования игрушек мальчиками и девочками;характер ролевых действий у мальчиков и девочек.
Исходя из результатов наблюдения выделяются уровни развития игровых умений: низкий, средний и высокий.
Цель второго наблюдения:изучить особенности игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры.
Показатели наблюдения
1.Длительность ролевого взаимодействия.
2.Ролевые действия разнообразны и отражают богатство действий, совершаемые ребенком в условиях роли.
3.Ролевые действия направлены к разным персонажам игры.
4.Ролевые действия согласованы с партнерами по игре.
5.В игровом сюжете ролевые действия развертываются в последовательности.
6. Ребенок передает характерные особенности персонажа: своего пола, противоположного пола.
7. Объединение в игре на основе интереса детей друг к другу.
8. Объединение в игре на основе интереса к ее содержанию.
9. Проявляет интерес к замыслам партнеров по игре.
10 .Беспроблемное взаимодействие с детьми в игре.
11. Пытается справедливо решить споры и конфликты в игре.
Критерии наблюдения: длительность ролевого взаимодействия; специфика ролевых действий с учетом пола ребенка; специфика объединения в игре с учетом пола ребенка; позитивность взаимодействия в игре.
Подробное описание методов беседы и наблюдений представлены в учебно-методическом пособии В.А. Деркунской, А.Н. Харчевниковой «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет».
3. Интервьюирование детей (полустандартизированное интервью В.Е. Кагана).
Цель: выявить гендерные установки детей.
4. Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л.Белопольской.
Цель: изучить уровень сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста.
5. Методика «Два домика»(разработана Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой).
Цель: выявить симпатии и антипатии мальчиков и девочек к сверстникам.
6. Социометрия(разработана Е.О. Смирновой, В.М.Холмогоровой).
Цель: оценка особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками.
7. Метод наблюдения за реальным взаимодействием мальчиков и девочек в детском саду(разработан Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой).
Цель: изучить особенности повседневного взаимодействия мальчиков и девочек вне сюжетно-ролевой игры.
Копилка игровых сюжетов